Морган Фриман
Имя по-английски | | Morgan Freeman |
Дата рождения | | 01.06.1937 г. |
Пол | | мужской |
Место рождения | | Мемфис, США |
Первая половина 1970-х была временем расцвета так называемого «блэксплуататорского» кинематографа. Конечно, в подавляющем большинстве киноленты, рассчитанные исключительно на зрителей, населяющих цветные кварталы мегаполисов да и провинциальных городков США, являлись бледными копиями популярных голливудских произведений. Но вместе с тем это же стало свидетельством рождения феномена собственной «массовой культуры» у тех многочисленных граждан, кого впоследствии окрестят «афро-американцами». Тогда же взошли (правда, ненадолго!) звёзды актёров вроде Ричарда Раундтри, Фреда Уиллиамсона и Джима Келли, появлявшихся в несколько спесивых, но и по-своему – достаточно стильных1 фильмах действия. На тот же самый период приходится начало экранной карьеры Моргана Фримана.
Естественно, до статуса знаменитости оставалось ещё очень долго. Слишком уж не вязался его экранный образ с типажом харизматичного супермена, срочно потребовавшимся столь специфической аудитории. Даже Сидни Пуатье, сумевший пробиться в число «суперзвёзд» ещё в рамках «белых» стандартов «фабрики грёз», был вынужден учитывать изменившиеся настроения! А уж Моргану, пришедшему в искусство сравнительно поздно, имевшему на тот момент в активе лишь роли на сцене2 и пару появлений (в эпизодах) на экране, рассчитывать тем более казалось особо не на что. Тем не менее Фриман наверняка благодарен судьбе уже за то, что появился хоть какой-то шанс.
Итак, его полноценным дебютом стала детская приключенческая лента «Кто сказал, что нельзя прокатиться на радуге?» /1971/ Эдварда Манна, затем последовали триллер «Лезвие» /1972/ и телефильм «Пойти на обед» /1974/. А параллельно актёру удалось найти «постоянную» работу. Телесериал «Электрическая труппа», снимавшийся силами умельцев с Television Workshop и рассчитанный на самых юных зрителей, обеспечил его занятостью на шесть лет, с 1971-го по 1977-й. Морган успел отметиться в 780 (!) эпизодах, чередуя и иногда совмещая обличия Графа Дракулы, Марка, Беспечного ездока, Мела Маундса, Безумного учёного, Полицейского и Марселло. И лишь после этого, медленно, но верно начали появляться кинематографические достижения. Ряд более серьёзных телевизионных картин Моргана Фримана вполне можно рассматривать как заявку на участие в кинофильмах. Особую гордость будущей «звезды» составляет образ борца за гражданские права3 в «Смерти пророка» /1981/ Вуди Кинга, воспроизводящей обстоятельства последнего дня жизни легенды. Так что роли в «Брубейкере» /1980/, детективе «Очевидец» /1980/, семейной драме «Гарри и сын» /1984/, школьной комедии «Учителя» /1984/ уже не должны удивить. Актёру действительно удалось привлечь к себе определённое внимание, не затерявшись на фоне признанных кумиров уровня Роберта Редфорда, Уильяма Хёрта, Пола Ньюмана и Ника Нолта! И до первой известности оставалось совсем чуть-чуть.
Такой, счастливой партией Моргана Фримана обеспечил режиссёр Джерри Шацберг, поведавший в «Уличном пройдохе» /1987/ историю нью-йоркского прокурора, замешанного в постыдном сексуальном скандале. За Фаста Блэка он претендовал на соискание премии «Оскар» как лучший исполнитель роли со второго плана, а позднее – даже занял 77-ое место в почётном перечне4 100 величайших актёрских достижений. Это послужило началом воистину головокружительного успеха. Пройдёт всего два года, и слава Моргана уже ни у кого не вызовет ни тени сомнения. Причём самым любопытным здесь кажется параллель, невольно возникшая с творчеством всё того же Сидни Пуатье. Директор Джо Кларк из острой драмы «Держись за меня» /1989/, разумеется, более решителен и напорист, нежели преподаватель Марк Тэкерэй («Сэру, с любовью» /1967/), – однако служит всё тем же идеалам, неся высокое звание Учителя и также пытаясь указать подопечным верную дорогу в жизни. Ещё очевиднее преемственность (по отношению к «Полевым лилиям» /1963/) в случае с сентиментальной мелодрамой «Шофёр мисс Дэйзи» /1989/, посвящённой трогательным отношениям состоятельной, но одинокой престарелой леди и её преданного темнокожего шофёра, которая снискала триумф на церемонии вручения наград Американской киноакадемии. При желании несложно подыскать аналог (например, «Все эти молодые люди» /1960/) и мощной военно-исторической драме «Слава» /1989/, где Морган предстал в облачении сержанта-майора Джона Роулинса.
Как бы то ни было, основательный зачин для самостоятельного, уже сугубо «фримановского» развития карьеры был сделан. И проекты свежеиспечённому кумиру, пусть уже далеко не молодому (он родился в Мемфисе, штат Теннеси, 1-го июня 1937-го года), стали предлагать один завлекательнее другого. Что ни фильм, то событие! Все помнят его мудрого и невозмутимого мавра Азима, обязанного жизнью Робину Гуду и потому – помогающего тому в схватке с коварным шерифом Ноттингема. И рассудительного и многоопытного Неда Логана, сопровождающего «непрощёного» ковбоя в исполнении Клинта Иствуда. И бывалого заключённого Эллиса Бойда Реддинга, даже не заметившего, как его лучший друг подготовил дерзкий «побег из Шоушенка». И детективов полиции, преследующих маньяков-убийц. И нехороших высокопоставленных военных. И Президента США, пытающегося предотвратить «столкновение с бездной». И даже… Господа Бога собственной персоной.
Впрочем, выбор лент доказывает, что Морган Фриман всё-таки не страдает манией величия и уж точно – не гонится за быстро меняющейся модой. Взамен он предпочитает оставаться преисполненным собственного достоинства, рассудительным, независимым в поступках и мыслях, не желающим никому ничего доказывать – словом, воистину Freeman, ‘свободным человеком’.
__________ 1 – Не случайно же на них положил глаз маэстро Квентин Тарантино! 2 – Правда, в числе прочего – и на Бродвее. 3 – Подразумевалась персона Малькольма Икса, хотя его имя так ни разу и не прозвучало. 4 – Составлен в 2006-м году американским журналом Premiere Magazine.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2008.03.10 г.
| |