World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (26)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Bartuk 707
Demix
Contributor
MefrIll
KiseRyota



Босоногий Гэн — отзывы

написать новый отзыв



1. Alexey Fadeev | СА?: 20 лет 7 месяцев | отзывов 251, их сочли полезными 668 раз(а)2004.06.29

Порой кажется, что все самое лучшее уже просмотрено и навряд ли попадется нечто невероятно сильное, заставляющее задуматься и перечесть учебники истории. Однако, как говорится, жизнь штука непредсказуемая и утверждать что-либо наверняка практически невозможно.

Фильмы из разряда «Босоногого Гэна» или «Могилы светлячков» мне никогда не удавалось назвать хорошими или плохими. Более того, со временем пришла полная уверенность, что под эти определения подпадают работы коммерческого толка, развлекательные и поверхностные. А вот произведения вроде того, о котором пойдет речь сегодня, вообще не подходят ни под одно определение — это фильмы, которые должны быть. Они вроде памятника, напоминания и назидания потомкам. Это необычные фильмы. Фильмы невероятно трагичные и драматичные. О них всегда трудно говорить и уж тем более их трудно исследовать и рецензировать. Шаг влево — ты циник, шаг вправо — ты впечатлительный ребенок.

«Босоногий Гэн» — автобиографическая манга Накадзавы Кэйдзи, человека своими глазами видевшего и своей шкурой прочувствовавшего, что за тварь эта атомная бомба. Будучи семилетним мальчуганом, Накадзава на всю жизнь запечатлел тот день, когда его прекрасный город исчез с лица земли вместе с десятками тысяч его сограждан, запечатлел то, как плавились, словно в топке, дома, асфальт, животные и люди.

Выжив в этом аду, Накадзава, конечно же, на всю жизнь остался духовным калекой, однако это не помешало ему написать историю, которая во многом оказалась биографичной. Главным ее героем стал мальчишка по имени Гэн. Как потом говорил сам автор: «Я дал своему персонажу это имя, чтобы оно означало надежду и ту силу, которая присуща молодому поколению; имя, которое будет олицетворять человека, способного ходить босиком по отравленной земле Хиросимы и говорить НЕТ ядерному оружию». Одним словом, персонаж, созданный очевидцем, яснейшим образом обнажал чувства и идеи самого автора; устами Гэна говорил Кэйдзи, передавая все то, что скопилось в его душе за 25 лет.




Впервые манга о мальчугане Гэне печаталась в журнале «Shukan Shonen Jampu» (1972), который имел по тем временам огромнейшую аудиторию подписчиков (около 2 млн. человек). Нужно отметить, что все категории читателей: от интеллигенции в лице критиков до простой молодежи — бурно, но не однозначно отреагировали на эту работу. А через 11 лет по мотивам манги снимают полнометражный фильм.

Экранизация была доверена режиссеру Синдзаки Мамору и создана на студии «Madhouse», которая была вот уже 10 лет как основана. Произведение получилось очень жестким.

Несмотря на то, что «Босоногий Гэн» — анимационный фильм, а не художественный, он стал в один ряд с антимилитарийскими работами мэтров японского кино: Синдо, Куросавой, Имамурой. В случае с «Босоногим Гэном», именно анимационный стиль помог более наглядно и открыто показать все то, что с трудом давалось кинематографу тех лет.

В этой статье я не хотел бы затрагивать сюжет, основная нить которого и так должна быть ясна внимательному читателю. Думаю, стоит лишь выделить тот факт, что основной идеологический упор автор сделал не на то, чтобы показать американцев гадкими убийцами, а скорее на то, чтобы показать насколько недальновидные, эгоистичные и упрямые были правители тогдашней Японии. Из-за нелепых самурайских пережитков, из-за нелепого стремления к идеалам чести и дебильной гордыни милитарийское правительство поняло, что проиграло лишь тогда, когда в одночасье не стало двух городов, когда сотни тысяч людей либо погибли, либо за один день облысели, обгорели, обхаркали кровью все улицы. И самое важное, что не дает ни одного шанса на помилование тогдашнего режима, — это то, что после взрыва Хиросимы, подробности которого сразу же были переданы императору и высшему командованию, которые никак не отреагировали и благодаря своему ослиному упрямству дали вольную на то, чтобы 9 августа (три дня спустя) город Нагасаки постигла та же участь.

В 1983 году фильм «Босоногий Гэн» получил приз имени Офудзи Нобуро на фестивале «Mainichi Film Concours».

Подытоживая эссе, замечу, что «Босоногий Гэн» — одно их тех произведений, которое по своей сути является шедевром, но после финальных титров вызывает жгучее чувство ненависти к жестокости, к варварству человеческой сущности, к нелепости войн и завоеваний. Учтите это, если решите смотреть.


+6Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



2. Demoness | СА?: 4 года 1 месяц | отзывов 67, их сочли полезными 410 раз(а)2007.03.19

Хиросима, Нагасаки... Как много уже сказано, написано, снято об этой трагедии. И правильно, ведь забывать нельзя. Это несмываемое пятно на судьбе человечества, которое несмотря ни на что останется навсегда, как и 9 теней на мосту Айон. Казалось бы, что ещё нового можно сказать о тех днях. Нового, может, и ничего, просто это ещё одна зарисовка с той стороны баррикад.

Нам рассказывается история одной семьи из Хиросимы, которая, как и многие, голодает во время войны. Обычные будни, обычной семьи - ничего особенного. Но это на первый взгляд. Эта история о людях, которые просто хотели жить и радоваться каждому прожитому дню друг с другом. Им не нужна была эта бессмысленная и изнуряющая шестилетняя война, которая уже давно была проиграна, одно желание - лишь бы хоть на день раньше прозвучали слова императора Хирохито, такие по-японски гордые, но от этого ещё более горькие: "Нестерпимое надо вытерпеть".

Кажется неестественной реакция Гэна на происходящее вокруг, слишком уж он спокоен и порой весел. Кого-то это раздражает. Но он же по сути ещё маленький ребёнок, ему проще понять ту боль, которая непосредственно с ним связана (как то гибель кого-то из членов семьи, смерть того солдата, над которым он смеялся) или которую ему объяснили (слова человека, за которым он ухаживал, чтобы заработать денег). К тому же в один миг ему пришлось стать взрослым, научиться самостоятельно принимать решения и заботиться о ком-то кроме себя - отныне ему уже не позволительно плакать и пугаться трупов, сейчас для этого не то время, не то место.

Символ новой жизни вовсе не младшая сестра Гэна (как тут говорили), а первые ростки пшеницы и "ёжик" на голове мальчика. Ведь как мог оказаться абсолютно здоровым ребёнок, родившийся сразу после взрыва урановой бомбы с ироничным названием "Малыш"? Разве девочка умерла от голода? (не уверена, пятна на её теле заставляют усомниться в причинах смерти). А ещё кораблик - память о прошлом и вера в будущее.

Облучённые, Обожжённые, полумёртвые, полуистлевшие люди, которые куда-то бредут в бессознательном состоянии (изнемождённые и оголодавшие жертвы Освенцима при этом кажутся вполне здоровыми и нормальными, не так ли?) - жуткое зрелище, неправдоподобное. А почему нет? Это истинная сущность войны, результат истребления человека человеком.

Жестокое произведение о жестокости людей в этом жестоком мире. После всего этого, конечно же оно достойно наивысшей оценки.

P.S. Как очень немногие ниже отписавшиеся тут, мне довелось смотреть этот фильм в уже осознанном возрасте. Я не считаю, что детям надо показывать такие мультики. И я никогда не поверю, что именно благодаря тому, что ребёнок посмотрел в 4 года "Гэна", он стал лучше (взято из комментария). Нет, нет и ещё раз нет! Дети должны смотреть добрые сказки, где нет этих гор трупов и жутких сцен. Ну не может ещё ребёнок осознать, почему плакала мать, когда услышала от своего сына: "Можно я пососу кости после того, как ты поешь?". А ведь вопрос задал такой же маленький мальчик! Поэтому дети должны расти на поучительных и пускай наивно добрых сказках (например, как у Миядзаки), даже те же "Том и Джерри", "Спасатели спешат на помощь", "Ну погоди!" (но не "Бивис и Баттхед", который вообще-то является "мультиком для взрослых") ничем не плохи. Ну не станет маленький человек от них инфантильнее, поверьте.

Сохраните ребёнку детство, не давайте ему знать ужасы войны до более менее осознанного возраста (не само понятие, но тот кошмар, что с ним связан).


+6Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



3. Гость2007.06.03

Мультфильм "Босоногий Гэн" не только произведение искусства. В Мемориальном музее мира в Хиросиме среди многочисленных экспонатов представлены рисунки очевидцев событий. Страшные "детские" картинки как две капли воды похожи на кадры из "Гэна", хотя они нарисованы разными людьми разных возрастов и в разное время, даже спустя много лет после трагедии. Это лишь подчеркивает, что "Гэн" является таким же историческим документом - свидетельством очевидцев.
Мне кажется, что только изобразительное искусство и мультипликация способны так быстро, наглядно и остро передать бездонную пропасть человеческих страданий, боли и горя, обрушившихся на город. Даже талантливому писателю трудно быть настолько красноречивым, а актеру - подобающим образом сыграть в соответствующем художественном фильме.
"Гэн" производит сильное впечатление потому, что любой, кто его смотрит, подсознательно чувствует, что это не выдумка-страшилка, а ужасная горькая правда. Людям не видевшим войну трудно ее "прочувтвовать". Современное искусство часто на проверку оказывается никаким не искусством, а шоу-бизнесом, задача которого не отражать реальный мир, а развлекать (при этом чаще всего людей отнюдь не обездоленных). Если бы кому-либо из режиссеров удалось хотя бы приблизительно, в общих чертах передать, что видел, слышал и чувствовал простой рядовой в Ледовом побоище, на Бородинском поле или в Сталинграде, уверен, существенно больше половины зрителей выходила бы из зала, наделав в штатаны.
Создатели "Гэна" не могли себе позволить неискренность перед памятью о жертвах трагедии. Фильм очень полезный. Смотреть его можно в том числе и в раннем возрасте, особенно "домашним" детишкам, чтобы жизнь не казалась только в розовом свете. Моему старшему сыну 7 лет. Планирую купить мультфильм и показать ему.


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



4. Norton | СА?: 1 год 7 месяцев | отзывов 27, их сочли полезными 53 раз(а)2007.11.03

О чем нам рассказывает "Босоногий Ген"? Об ужасах войны? Да. О ядерном кошмаре? Тоже да. Однако мне все же кажется, что одной из основных, если не главной идеей "Гена" является необходимость иметь собственную позицию и критически относится к доминирующим социальным нормам и стандартам, как бы тяжело это не было. Потому аниме это политическое не только в аспекте антивоенного пафоса, но и в аспекте критического позиционирования человека по отношению к авторитету и обоснованности действий государственной власти.

Думается, ключевые слова фильма произнес отец Гена незадолго перед бомбардировкой: "Traitor, coward...I'm proud if they want to call me those things... You know, sometimes it takes more courage not to fight than to fight, to not want to kill when all around you are calling out for blood... If you boys remember nothing else that I teach you I hope you'll remember that...".

И это не просто молодежный бессмысленный "бунт ради бунта" или украшение собственной вседозволенности красивым словечком вроде нонконформизма, – это осознанная жизненная позиция, – надо сказать, что очень тяжелая и неблагодарная позиция, требующая огромной силы воли и смелости. Особенно в японском обществе, с его тотальным контекстуализмом и "кавайно-репрессивным" :-) устранением значимых личностных отличий. Пожалуй, эта идея именно то, что для меня отличает "Босоногого Гена" от других аниме, – там, где стандартом японского морализаторства является "включение в контекст", "Ген" утверждает критику контекста. Повторюсь, это не так легко, как кажется. Чтобы представить всю сложность и опасность такой позиции, достаточно оглянуться на окружающую нас политическую реальность или попытаться перенести подобную критику контекста на, скажем, 1940-е годы в Советском Союзе.

Интерес представляет и изобразительное решение аниме. Радует отсутствие модной в последнее время "стилизации" смерти. Эстетизация антигуманного в рамках "дегуманизированного искусства", думается, является признаком эпохи – даже, пожалуй, признаком серьезной болезни эпохи. В "Босоногом Гене" не так. "Детский" стиль прорисовки, поначалу настраивающий на беззаботный лад, резко контрастирует со зрелищем ядерного взрыва, выжигающего глаза, оплавляющего кожу и превращающего "симпатичных" анимешных людей в отвратительные ходячие трупы. Думаю, всем запомнилась заваленная плитой девочка, на лице которой ярко показан контраст "детская невинность" - "ужасная смерть". Пожалуй, "конец детству", положенный ядерным взрывом, показывает зрителю необходимость задуматься над своей беззаботной жизнью и над тем, что эта беззаботность может в один момент кончиться, в том числе и из-за бездумного конформизма самого зрителя. Не будем здесь проводить параллели, они слишком тяжелы.

Похоже, японцам не дают забыть жестокие уроки истории. И говорят им не о том, что виноваты американцы, или даже глупое "японское правительство", хотя вина и тех и других неоспорима. Нет, главный упрек, мне кажется, адресован японскому обществу: "This war can't be right, but it's only the cowards like me who dare say it. If there were only a few more of as". Но в том то и дело, что нет среди японцев критической массы "трусов", способных сказать "НЕТ!" войне. И это – проблема и вина самого общества.

Тем не менее, "Босоногий Ген" это жизнеутверждающее аниме. Сила духа основных персонажей просто поражает. Показательны эпизоды с ловлей карпа и уходом за облученным художником. Вера в то, что "пшеница пробьется", прямо таки насаждается в зрительские головы. А умершие родственники "возродятся" в приблудившемся мальчишке или даже в обнадеживающем ежике волос на голове.

Пожалуй, достоинства "Гена" порождают его недостатки – уж слишком идеализированной показана семья главного героя. Хотя, возможно, именно такой она и видится в семь лет. Отсюда можно перейти к вопросу о том, на какую возрастную категорию рассчитано это аниме? По моему мнению, – не младше 18 лет. Уж слишком "тяжелые" вопросы поднимает "Босоногий" и слишком экспрессивные кадры содержит для восприятия детей. Сценой бомбардировки и гниющих заживо людей можно нанести больший вред психике ребенка, чем самой откровенной порнографией. Детям еще "представится шанс" встретиться с жестокостью в этом мире, и не стоит их "носом совать" в кошмар. Не следует травмировать неокрепшие души. И заставлять ребенка смотреть "Босоного Гена", мне кажется, в чем-то сродни садизму.

Однозначную оценку «Босоногому Гену» поставить трудно. Да и, как мне кажется, выпадает это аниме из обычного ряда «творений» японской анимации, «ценность» которых можно измерить в баллах. «Босоногий Ген» – он вне сравнений и сам себе критерий и оценка и, думаю, достоин того, чтобы его посмотрел каждый, кто ждет от аниме чего-то большего, чем entertainment и очередное погружение в мир грез.


+7Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



5. jadeitina96 | СА?: 11 месяцев | отзывов 10, их сочли полезными 15 раз(а)2008.03.08

Посмотрела "Босоногого Гэна" месяца два назад, решила написать...
Перед просмотром начиталась отзывов и отзАФоФ, восторженных и не очень. Посмотрела сама, ревела как дура, бл-лин... Фильм очень хороший, жуткий и реалистичный, а какие там в начале и в конце песни - грустные и в то же время бодрые. Как и, в общем-то, сама анимеха.
Сравнивать "Гэна" с "Могилой светлячков" я не буду. Фильмы абсолютно разные. В "Могиле" нет никакой надежды на лучшее, сразу понятно, что "фсе умирли". Не думайте, я гиблийское творение обожаю, но оно совсем другое по настрою. "Босоногий Гэн", как я уже говорила, жуток в том, как правдиво изображено воздействие радиации на людей. Но этот мелкий пацан, Гэн Накаока, как "луч света в темном царстве", дарит надежду всем - и своей матери, и отчаявшемуся художнику, которого при жизни жрут черви, ну, и зрителю, конечно...
Аниме жесткое и серьезное, конечно, но все время вспоминается "Могила светлячков", поэтому и ставлю 8.
З.Ы. Не согласна с теми, кто не хочет ставить подобное детям. Ну, в 5 лет, конечно, смотреть не надо, да и не поймет ничего малявка. А вот в 10-12 лет лет посмотреть вполне можно, чтоб не было мещанского: "Счастье - это когда есть чего пожрать, есть чего напялить и есть мобила и PSP, чтоб ими понтоваться"
Это не счастье, это щастье. А счастье - это когда есть Семья и Надежда.


+4Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



6. Гость2008.05.13

В каком возрасте своего советского детства я смотрел этот фильм, не помню. Точно - смотрел по телевизору. Именно из этого фильма получил первые свои представления о том, как необратимо воздействует ядерное оружие на всё живое. Мне, восьмилетнему пацану, "сгоревшему" в первый раз на солнце на Украине летом 1986 года (до этого все лето без рубашки бегал и не сгорал, а тут полчасика у воды посидел и сгорел до мокнущей раны на спине, которая зажила полностью только через две недели. Сейчас спецы мне говорят, что это был синергический эффект - солнечная радиация вкупе с радиацией, прошедшей по речке, закрытой для купания и убившей нахрен всех раков, вызвала слабую лучевую травму... но тогда, понятно, никто бы и не подумал ставить мне такой диагноз. Ну а с тех пор я бледнокожий и никакого загара не приобретаю :) , в отличие от меня до этой травмы), всегда была интересна эта тема. Ужас Гена, обнаружившего, что сам он лысеет (а ведь он слишком хорошо запомнил судьбу солдата с выпавшими волосами) - для меня в этой картине ключевой. Он, повзрослевший в 7 лет и ставший главой семьи, живо представляет не только свою смерть, но и, видимо, более ужасную голодную смерть своей новой семьи. Слезы выступают на глазах от того, что он не умирает. Среди руин,смерти, смрада и боли ты осознаешь, что счастье может быть и просто в том, что ты жив.
Образ художника, пожираемого червями. Может, так автор представил образ Японии, раздираемой противоречиями? Он ведь стал по-настоящему жить только после того, как от этой батарейки (Гена) получил мощный заряд надежды и способности смотреть не только в прошлое, но и с надеждой - в будущее.
Главное, пишу все это по тем воспоминаниям, двадцатилетней давности. Хочу найти фильм и просмотреть его снова. Буду ли показывать своему ребенку? Буду. В каком возрасте? Я не вижу причин показывать его ребенку раньше 8 лет и позже 10... Примерный возраст Гена... Ибо в традиционном обществе люди социально адаптируются быстрее, чем сейчас.
Алексей, Москва...


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



7. Allez | СА?: 9 лет 8 месяцев | отзывов 17, их сочли полезными 83 раз(а)2008.06.02

Учит сопереживать - да. Учит думать, перед тем, как совершить поступок - да. Это сильная вещь, непревзойденная в отношении глубины содержания.
Я сама отношусь к тем "счастливчикам", кто посмотрел данное аниме в раннем детстве. Что можно сказать по этому поводу? Запомнилось. Впечатления тогда были сумбурными, смысл от меня если не ускользнул, то был осознан далеко не полностью... Само название я тоже не запомнила, но вот впечатались в память несколько кадров: несущаяся лошадь, обезумевшая от ужаса, упавшая плита - я не оригинальна, но этот страшный момент, похоже, произвел неизгладимое впечатление на многих, - и крик мальчика, обращенный к мертвым уже родным: "Это девочка!.."
Смотреть детям такую картину не стоит. Говорю, опираясь на собственный опыт: они проникнутся ужасом увиденного, но вряд ли поймут. Человеку, не достигшему по меньшей мере десяти лет, идеально подходят басни Крылова: если по прочтении мораль истории не ясна, то она изложена в последних строчках. Над "Гэном" надо думать, причем думать, абстрагировавшись от пугающих картин войны, думать не о результате, а о причинах, предпосылках. Детям такое сделать сложно. Я годы спустя выяснила, что за аниме смотрела тогда в детстве, нашла всю информацию... Меня не тянет пересматривать, совершенно. И не из-за страха, я уже взрослый человек, с войной знакомый и по книгам, и по кинофильмам, в том числе и по хроникам... Но вот не тянет. Впечатления, полученные в не слишком сознательном возрасте шести лет, оказали свое влияние.


+1Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



8. Xirurg | СА?: 16 лет 8 месяцев | отзывов 312, их сочли полезными 2670 раз(а)2009.10.04

Смотреть самому или не показывать «Босоного Гена» детям – вопрос, упирающийся в основной тезис жизни отца, облысевшего мужественного мальчугана, его поставил Накадзава Кэйдзи, его озвучили творцы «Mad House», его услышали наиболее чуткие из зрителей.

Можно не видеть в детстве документального черно-белого фильма о последствиях ядерной бомбардировки, этих пронзительных кадров о силуэтах сожженных тысяч за считанные мгновения гражданских, детях и стариках. Запамятовать лица жертв милитаризма, упрямства и жестокости.

У войны всегда такое лицо – обожженное, залитое кровью, с копошащимися в гниющих ранах личинками. Забыть кинохроники о последствиях кислотных дождей, лучевой болезни, о кровавой рвоте и диареи. Можно помнить отдельные моменты, отголоски некогда увиденного много лет назад анимационного фильма, эпизоды с агонизирующими толпами, горами трупов, которые солдаты, как мусор закидывают в грузовики, и многое другое шокирующее, и не уловить сути.

У каждого смотрящего «Гена» есть выбор - уйти на середине просмотра или досмотреть до конца. Как был выбор уйти или остаться и погибнуть в пожаре мальчику и его матери, бороться за каждый прожитый день, за каждую горсточку риса, или сдаться и дожидаться прихода смерти.

Есть отличный шанс определить подходящий возраст показа для своего ребенка, и самому пересмотреть историю босоного мальчишки, у которого хватает мужества не впадать в истерики, и находить силы заботиться, и о близких (матери), и дальних (и тащить умирающего солдата в полевой госпиталь). Главное не пропустить мимо ушей, мимо своей души выводов и следствий, показанных в фильме, не разменять на отголоски шока, не обесценить нелепыми рассуждениями о ветхости технической составляющей, о воспитательном и назидательном подтексте произведения.

Идеализм Гена, его детская наивность, пожалуй, единственная соломинка, за которую он может ухватиться и вытянуть, выдюжить в окружении тотальной смерти и разочарования. «Ты должен жить ради тех, кто погиб» - это суровое испытание, пройти через которое надо не ради себя, но ради тех, чья жизнь ценнее, чем своя собственная. Позже будет время лить слезы и создавать автобиографическую мангу, сейчас надо найти молока для сестры, и сделать еще многое на пути взросления и превращения от хорошего брата к достойному отцу.

У скольких взрослых хватит духа, чтобы выживать на обломках разрушенного города, несмотря на боль потерь, не опустить руки, и не впасть в ступор. Обозвать его поступки инфантильными равносильно самонадеянному утверждению о вине Японии, совместно с нацисткой Германией, развязавшей войну, в которой погибли гораздо больше, чем в Хиросиме и Нагасаки.

«Бейте меня, сколько хотите, но не забирайте карпа» - точнее мизансцены сыновьей самоотверженности подобрать сложно. Гниющий заживо художник, покинутый и заброшенными богатыми родственниками, только безволосый мальчишка заставил его почувствовать себя живым, найти среди пепла рис, заставит увидеть в себе человека –какой тут пафос, просто работа за 10 иен, дающая сразу многим надежду, и веру сохранить жизнь в мире, не щадящем ни богатых, ни бедных, ни взрослых, ни юных.

Контраст с мультяшными лицами детей и совсем не детскими ужасами все сокрушающей войны присутствует, но сравнивать «Гена» и «Могилу светлячков» дело мало благодарное. «Mad House» в 1983 году совсем не то же самое, что «Ghibli» в 1988, разница в оформлении, анимации и постановке разительна. Но если простенькие графические ухищрения бьют в точку, значит - они уместны, и поражают в самое сердце спустя много лет.

Да и говорить об эффектности и зрелищности антивоенных драм сродни моральному извращению. Фильмами уровня «Могилы светлячков» и «Босоного Гена» не наслаждаются, и не смакуют удачные кадры и необычные ракурсы. Их смотрят, чтобы запомнить, и врезать в память, словно ожоги или рубцы, дабы поколения зрителей передавали свои чувства, заражались сочувствием и неприятием войны. От отца к сыну, от матери к дочери, свои сочувствующие слезы и крепко стиснутые зубы как, ростки пшеницы прорастают в обожженной почве, как волосы, начинающиеся колоситься на голове облысевшего Гена.

Р.S. Порой лучше быть впечатлительным ребенком, чем циником, пускай ты начальник медицинской службы хим.части или профессиональный критик. Лучше, для того чтобы постараться приложить все усилия, чтобы трагедии войн и драмы сотен тысяч безвинно убиенных были не на нашей с Вами совести.


+23Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



9. Xirurg | СА?: 16 лет 8 месяцев | отзывов 312, их сочли полезными 2670 раз(а)2011.02.08

Просмотр «Босоногого Гэна 2» - совсем не простое занятие! Только начинать смотреть «Hadashi no Gen 2» - уже само по себе немалое испытание. Антивоенные фильмы, особенно основанные на реальных событиях, умеют неприятную особенность - бить прямой наводкой по сердцу, они контузят мозг еще длительный срок после того, как сглаживаются из памяти пронзительные и страшные кадры.

Да и сам факт продолжения «жестокого произведения о жестокости людей в нашем жестоком мире», как однажды вполне законно окрестили фильм о Гэне, настораживает и вызывает сильные опасения. Это все равно, что случайно встретить на афише шокирующую фразу: «Могила светлячков 2:Они возвращаются!».

Достаточно неожиданно, чтобы придти в состояние ступора, и слабо результативно пытаться унять поднимающуюся бурю чувств в оторопевшей душе. «Как?! Что есть еще что-то сказать по данной теме?! Неужели, опять будет также больно и полезно окунуться в послевоенный полуразрушенный мир, пройтись по развалинам, взглянуть глазами детей на все ужасы безмерного человеческого горя?!» 260 тысяч погибших, 150 тысяч облученных, не известное число - умерших в последующие годы и десятилетия.

Не смотря на довольно-таки светлый финал первого фильма об облысевшем после ядерного взрыва мальчишке, априори фильм второй (если вспомнить историю капитулировавшей Японии, а забывать уроки прошлого - верный способ получать старыми граблями по молодому черепу) не может быть фильмом о счастливом или хотя бы спокойном детстве.

Минуло несколько лет после выхода в свет первого фильма в 1983 году, фигурально выражаясь, у Гэна и его брата было немного времени подрасти, вот только для самой Страны Восходящего Солнца этого было явно не достаточно, чтобы оправиться от потерь и разрухи.

Занятия у школьников проходят в полуразрушенных классах, однако самые главные уроки, по выживанию, они получают все также на улицах. По-прежнему, с нищетой бороться приходиться с помощью ручного труда, услуг старьевщиков и полулегальных заработков. Голод напоминает о себе, как и отголоски недавней войны все так же регулярно, а следы от радиационных ожогов и шрамы на душе по прежнему плохо подаются лечению. На «черном рынке» можно купить все, что угодно - мясо, табак и чудесный пенициллин, все кроме волшебного исцеления последствий ядерной бомбардировки.

Да, к счастью для потомков, такие фильмы еще можно, пусть и случайно откопать, словно старую неразорвавшуюся мину, и тогда потенциального зрителя так рванет, бабахнет, что еще не один день будешь вспоминать этот «снаряд-послание из прошлого». Смотреть фильм больно и страшно, слишком правдиво, чтобы списать убийственный эффект на мастерство постановщиков, иные мизансцены нарочно не придумаешь, автор манги Накадзава Кэйдзи несомненно брал их из собственной биографии.

В связи с чем, технические характеристики (графика, анимация и прочий арсенал выразительных средств) отходят на задний план, однако заметно – к 1986 году «Mad House» укрепила свои позиции в качестве студии способной на производство серьезной анимации.

И если детская мимика довольно неприхотлива, это в прочем, ни сколько не мешает характерам раскрываться в полном объеме, то окружающий героев мир куда полновеснее и детально прорисован. Будь это улицы, трамваи, базары, лавчонки и магазинчики, отстроенные на месте былых развалин.

Блеск, на антикоммунистические подачки, отстроенных муниципальных зданий и нищета хибар и бараков, во всей красе, с чисткой обуви за пару иен, тотальным увлечением азартного «починко», сбором цветных металлов и очистки карманов бандами беспризорников.

До появления «японского чуда» еще довольно далеко. Совсем близко иное: одни солдаты США, швыряют в толпы чумазых сорванцов шоколад, в то время как другие (куда хуже, если они же) под мерное жевание «бабэл-гам», тракторами сбрасывают тысячи человеческих костей в свежевырытые котлованы.

Естественно, всё зло не умещается в оккупации, и еще неизвестно, что страшнее – чужаки, сбрасывающие бомбы ради победы в войне, или соотечественники, способные из-за нескольких картофелин сбросить голодного мальчишку с обрыва.

Дети, подобно росткам пшеницы, назло всему растут в каменистой почве разрушенных зданий, несмотря на радиацию, заморозки, ливни и засуху, поют песни, когда им весело, рыдают, когда грустно, работают чтобы прокормить близких и родных, рискуют и не сдаются, когда от неудач впору опустить руки. Видно, именно такие как Гэн на своих плечах подняли свою страну их руин.

P.S. Необязательное послесловие: в свете просмотра фильмов классических, настораживает опасная тенденции – не смотря на развитие индустрии, глобализации аниме-культуры, фильмов сродни «Босоногому Гэну» непозволительно мало. На ум приходит разве только «Токийское восьмибалльное».

По завершению «Hadashi no Gen 2» возникает вполне резонный вопрос - отчего таких, социально полезных и нужных фильмов не снимают последние лет десять, и вслед за этим проскальзывает леденящая мысль: «Видно плохо усвоила современная цивилизация болезненных уроков, если хочет оставить их навечно в прошлом».


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



10. D4shok | СА?: 14 лет 3 месяца | отзывов 11, их сочли полезными 13 раз(а)2011.06.04

Хиросима, 1945 год. Япония все еще участвует в войне, которая ей уже заранее проиграна. Но не смотря на все лишения этого времени, шестилетний Гэн и его семья не теряют надежды и живут с улыбкой – настолько яркой, насколько это возможно, когда на еду заканчиваются талоны и посреди ночи регулярно приходится вскакивать и бежать в укрытие по сигналу воздушной тревоги…
Военные Голод и Холод – казалось бы, что может быть ужаснее?
Но простые мирные жители Хиросимы даже не подозревали: самое страшное впереди.
В 08:15, за 15 минут до начала учебного дня в школах, Вооруженные силы США сбрасывают на город атомную бомбу «Малыш» - новейшее оружие, ставшее для более чем миллиона японцев приговором к смерти и горю.
С этого момента жизнь Гэна резко искажается…

«Босоногий Гэн» – лента, безусловно заслуживающая внимания. Вы не увидите здесь обилия панцушотов, и даже «сиськи», попавшие в кадр, не призваны вызывать бурную реакцию изголодавшегося по женским формам зрителя. Хотя здесь были искажены некоторые факты, редкий зритель станет это комментировать, как это происходит во время просмотра среднестатистического дешевого ужастика.
Да, говорить о зрелищности военных фильмов «моральное извращение», но в данном случае именно она заставит даже самого черствого циника задуматься о том, что же несет война – не Вторая мировая, нет – любая. Конечно, имеются и такие «простые» моменты, которые просто вызовут слезы у любой человеческой души – вроде недоумения ребенка, почему беременная мать заплакала, когда он попросил обглодать кости рыбы, которую она съест. Но добивают зрителя здесь именно окрашенные в шизофренические красно-зеленые цвета кадры полусгоревших ходячих трупов, укутанных в приклеившиеся к коже лохмотья одежды, с выпавшими из черепа глазами… Хотите честно? Я не плакала. Только руки тряслись – настолько было страшно и грустно.
По моему мнению, «Босоногия Гэн» вполне можно назвать безапелляционной пропагандой стремления сохранить мир на нашей Земле. Но какая, черт возьми, это необходимая для современного мира, для современного общества пропаганда!..
Здесь некоторые из зрителей аниме разделились на два лагеря: одни утверждают, что ленту необходимо показывать детям, другие же утверждают, что не стоит травмировать детскую психику. Так вот: я солидарна со сторонниками первой версии. Конечно, стоит все-таки постараться определить допустимый возраст – все-таки лет до 8 такое лучше не смотреть. Но никакой речи о том, что детки слишком глупые и слишком нежные существа, чтобы смотреть «Босоногий Гэн» даже идти не может – пусть они будут шокированы, пусть им приснится ночной кошмар. Зачем? А чтобы не выросло у нас целое поколение геноцидников из песни группы Слот «Рисунок». И чтобы были в этой Вселенной Хранители мира. Всегда.


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



11. DarkLord94 | СА?: 1 год 4 месяца | отзывов 2, их сочли полезными 9 раз(а)2011.06.24

Хм, посмотрел, особо так впечатления не произвело, скорее всего из-за того, что я уже давно смотрел подобные фильмы, только там не про "ихнюю", а про "нашу" войну было и сказать, где уж больше драматизма - не так уж сложно. Шутка ли только в одном Блокадном Ленинграде умерло незавидной смертью 1 миллион человек - только одного этого хватило бы на 4 Хиросимы, не говоря уж о сотнях тысячах заживо сожжёных в собственных домах и со своими семьями людях.

Сочуствовать ли простым японцам ?.. Думаю да, нужно, но не стоит забывать, что Япония на ряду с Германией отвечает за развязывание Второй мясорубки, отвечает за бойню на континенте ( Китай, Филиппины, Корея и остальная азия ), их изуверства сравнимы только с тем, что творили немецкие фашисты. Они должны были поплатиться за содеянное и поплотились - массированные бомбардировки городов, а под конец и атомные, но опять же японцев сломали не американские "малыши", а СССР. Бог знает во что бы превратился бы штурм Японии американскими войсками. Тем более, что практика показала, что Красная армия, чьи солдаты и офицеры прошли с боями пол-Европы, могла гораздо лучше бороться с японцами, чем американцы: в то время, как янки возились с Окинавой, с ее 100-тысячным гарнизоном почти три месяца, советские войска разгромили миллионную Квантунскую армию всего за десять дней.

Поэтому, когда соберётесь своих детей учить уму разуму, лучше пускай это будет не Босоногий Ген, а наш фильм, пускай теже "Офицеры", впрочем, Вам выбирать...


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



12. Apeiron | СА?: 14 лет 9 месяцев | отзывов 9, их сочли полезными 67 раз(а)2013.01.21

Это аниме особенное уже тем, что многие на просторах СССР смотрели его еще в далеком детстве. Но, казалось бы, как будто почти сразу забыли это. О нем не вспоминали в разговорах во дворе, не обсуждали в детских передачах. Однако, где-то в глубине воспоминаний этот мультик из детства прочно засел, чтобы однажды с новой силой вернуться вместе с моим удивленным: "Да это же ОН! Тот самый...!".

Мне тогда было всего шесть. Точно помню, потому что это было время под названием "скоро пойду в школу". Хотя, на тот момент для меня это было не "всего шесть", а "целых шесть" :) . Новые мультики по ТВ, количество каналов (и рекламных пауз) которого можно было сосчитать по пальцам одной руки, были настоящим праздником для детей тех лет. И естественно, такое событие, как какой-то новый полнометражный мультик не пропускалось ни за что. Телевизор был включен, мама о чем-то болтала с подругой в другой комнате и... понеслось.

Прочитав разные комменты на разных форумах, про "нежную детскую психику", про "смотреть только после 10 лет и только с родителями" хочу специально уточнить. Что я тогда чувствовал. Это был не шок. Это было откровение, как оно есть. После всех "сюси-пуси" и "трах-бах" в разных Ну-погоди, Спокойной ночи малыши и Крокодило-Генах, это было подобно озарению. Я помню, как понял, что это самый "правильный" и "настоящий" мультик из всех, что я видел до этого и он был вне всяких категорий.

Глядя на детей, мы частенько занижаем их умственные способности, подгоняя под условные рамки "маленького ребенка", который обязательно "не поймет". Когда я смотрел этот мультик в детстве, я понял абсолютно ВСЕ: и ядерный взрыв, и радиацию, и смерть семьи, голод, самоотверженность, собранность и ответственность этого паренька Гэна. И, возможно, даже больше, будучи еще не испорченный цинизмом и сарказмом, да всякими "ну-ка, давайте, удивите меня, я жду... и это все?!" которым обрастаешь, взрослея.

Мне абсолютно не было страшно, в понимании страха ребенка. И потом не мучили никакие ночные кошмары. Но тогда я, вероятно, впервые осознал, что такое для человека "страшно" и "кошмар" на самом деле. Это не страшилки про "Гробик на колесиках" или "зомби-вампиров". А та безысходность, когда в один миг, неважно, виноват ты в чем-либо или - нет, теряешь все и никакой оптимизм уже не способен это вернуть.

Конечно, как и все другие дети, потом я много и с упоением игрался и в войнушки и в солдатики. С уважением и трепетом относился к Героям войны. Гордился дедом, прошедшим Отечественную до Берлина и обратно. Но где-то с тех пор навсегда появилось четкое понимание, что война никогда не принесет благо и спокойствие, а только много горя, несчастий и страданий. Независимо от того, кто-кого в итоге победил.

Это аниме, без всяких сомнений, имеет сильное воспитательное и созидательное значение. И было бы неплохо, если бы все дети посмотрели его. Возможно, это избавило бы часть общества от нынешних надменно-циничных "книжных генералов" с упоением высчитывающих, кому "в процентах" повезло больше: семье, умирающей от голода в блокадном Ленинграде; беременной женщине, которую резали штыками в Нанкине; или медленно угасающей облученной девочке в Хиросиме.

И вот теперь, спустя столько лет, совершенно неожиданно наткнулся на описание этого аниме в сети. Детские воспоминания ожили яркими красками. Но в то же время появилось опасение. А вдруг, как и многие другие вещи из детства, теперь это окажется сплошным разочарованием? Не оказалось. С учетом всего жизненного опыта и прочих впечатлений, полученных со времени прошлого просмотра в шесть лет. Все также - вне категорий. Да, графика... Да, озвучка... Да, много чего не то и не так. Но это не важно! Это не те параметры, по которым следует судить. Потому и "вне категорий".

Это аниме - не обычная рисованная история "по мотивам". Это - своеобразный памятник, наряду с Колоколом Мира в Хиросиме. Сильное и наглядное напоминание поколениям - "Это не должно повториться".


+6Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



13. darkstrelok | СА?: 11 лет 2 месяца | отзывов 23, их сочли полезными 92 раз(а)2013.05.03

Странно, что у этого мультфильма такой низкий рейтинг на сайте. Понятное дело, не для детей, страшно и слишком реалистично, хочется поставить оценку пониже, чтоб забыть, чтоб не видеть - с глаз, так сказать, долой - из сердца вон.

Но ведь штука запредельно сильная. Сейчас многие считают, что холодная война закончена, что ядерным оружием могут только пугать, но по-настоящему его никогда не используют... слава богу, если так. Однако судя по сводкам новостей человечество ничуть не поумнело. И когда я вижу пацаненка лет десяти, который говорит своему другу: "А че там эта Корея, надо выпустить по ним десяток ядерных ракет и делов-то", мне становится страшно. Слишком быстро все забывается.

Это страшный мультфильм. Он не уведет вас за собой в волшебный мир меча и магии, не развеет ваши тревоги, не подарит ощущение счастья.

Но его НАДО смотреть. Всем, особенно молодежи.


+4Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (есть 2 ответа)



14. ZorahCurtis | СА?: 9 лет 8 месяцев | отзывов 3, их сочли полезными 18 раз(а)2015.08.09

О культурной ценности мультфильма. В истории человечества было множество войн с огромным количеством жертв. И так уж пошло, что по ВУЗовскому образованию историк, и все эти воины и жертвы только цифры. Так, статистика. За шесть лет Второй Мировой войны, в которой погибло более 50 миллионов человек, были не менее жестокие бомбардировки с не меньшим количеством жертв, типа Дрездена, Токио, Сталинграда. Поэтому мой взгляд на атомные бомбардировки довольно прагматичен - мировая общественность увидела весь ужас ядерных бомбардировок, и когда Холодная война грозилась стать Горячей, лидеры враждующих блоков тысячу раз думали, прежде чем нажать "красную кнопку", так как знали, что их ждёт симметричный ответ. Исходя из этой логики, Хиросима и Нагасаки стали некой "жертвой" ради будущего мира. Все поняли, что ядерное оружие это зло и ни в коем случае нельзя его использовать.
Но "Босоногий Гэн" как раз позволяет оторваться от статистики и "исторического прагматизма", и взглянуть на войну не только сквозь цифры. Сцены бомбёжки вызовут у вас (я очень надеюсь) абсолютное отвращение к войнам. Я за свои 23 года НЕ видел ни в аниме, ни мультфильмах, ни в кино, такого жуткого момента, как момент взрыва атомной бомбы. Эта сцена вне определений хорошего и плохого, нравится и не нравится - один раз её увидев, вы её не забудете никогда. Просто никогда. Поэтому смотреть стоит, особенно в наше не спокойное время. И особенно стоит смотреть тем, кто призывает разбомбить бомбами "злых американцев за бедных японцев". Мультфильм не о том, что какие плохие американцы и какие бедные японцы. Мультфильм о том, что война это плохо и такой кошмар никогда не должен повториться. Но, если честно, просмотр этого мультфильма призывающими к геноциду "уродов-американцев/капиталистов" может дать совершенно обратный эффект, потому что разум такого типа людей абсолютно случаен и может выдать абсолютно непредсказуемые вещи.
А что до себя, то тут и грустно и смешно. Я видел информацию, что в 80-ых "Босоногого Гэна" показывали первоклашкам. Я не буду сочувствовать этим первоклашкам по одной простой причине - я сам посмотрел "Босоногого Гэна" в возрасте 7 лет. Это было 4 июля 2000 года. За день до этого я увидел объявление на стене Дома Культуры, что приходите, дети, на мультик, называется "Босоногий Гэн". Мама конечно дала денег на мультик, и я пришёл. Как и моя одноклассница 7 лет. Было ещё несколько детей, в возрасте от 7 до 10 лет. И я посмотрел "мультик". И остальные детишки тоже. Я выше писал, что момент взрыва самый жуткий. Я немного соврал, потому что самый жуткий момент это когда идут "призраки" - сгорбленные фигуры с висящей лоскутами коричневой кожей и вывалившимися из глазниц глазами. Я это увидел в семилетнем возрасте, и работники Дома Культуры прекрасно знали кто будет на просмотре, и допустили нас! Вот благодаря этим, уж простите но это искренне, уродам, я шарахался от каждой тени несколько недель, а пару дней не мог просто закрыть глаза, потому что сразу всплывали ужасы атомной бомбардировки и сгоревших заживо людей. И чаще всего этой сценой был труп женщины и её детей в ванне. Родителям я ничего не сказал.
А последний абзац я написал как пример того, как даже самая благородная идея ненависти к войне может дойти до абсурда из-за безмозглости некоторых индивидуумов, и привести только к детским кошмарам и страхам. "Босоногий Гэн" отличный пример антивоенного произведения, но стоит его смотреть уже взрослым, мыслящим людям, морально готовым воочию увидеть все ужасы воздействия ядерного оружия на человеческом теле.


+2Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (есть 1 ответ)



15. Bagadur | СА?: 16 лет 2 месяца | отзывов 665, их сочли полезными 890 раз(а)2024.01.28

Всё б классно, если б не факты:

Америка победила и обеспечила себе безбедное процветание, которое продолжается и по сей день. А Япония потеряла независимость, тоже не вернули ещё.

Американцы не испытывают никаких мук совести, считают, что так надо было, да и вообще им на**ать.

Мяуканье пацифистов и разоружение приводит к выпилу этих самых пацифистов. Амеры не разоружаются.

"Хорошо, что нас разбомбили, спасли нас от зла и войны, спасибо Америка" - современное мнение японцев. На Гена и японцам теперь наплевать. Я за 17 лет ни разу не видел ни Гена, ни Светлячков в Японии, вытрите свои слёзы, поклонники розовых пони.

(у меня даже есть подозрение, что Гена показывали только совку, но это гипотеза)

Vae victis - горе побеждённым. Не проигрывай войну.



Поймите меня правильно. Война и трупы - ну что в этом хорошего. Я хотел б, чтоб все жили вместе и дружно, занимались исследованием космоса, кибернетикой и лекарствами от рака. Но не пришло ещё время, не пришло. А пока мы наблюдаем наяву войны и возмущённые кукареканья в ООН, безмозглый пацифизм только приносит вред.


+0Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
ответить (нет ответов)



написать новый отзыв



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура