01. Фильм создан на базе одноименного автобиографического романа. Сюжет построен на реальных событиях. Автор романа Акиюки Носака также потерял сестру во время войны.
02. Чтобы подобрать детей на роль Сэцуко и Сэйты, Такахата отправился в Кобэ. Там он и нашел пятилетнюю Аяно Сирайси, которая впоследствии исполнила одну из главных ролей. Ответ на вопрос, почему Такахата искал актеров именно в этой провинции, заключается, вероятно, в том, что он искал актеров с голосовым акцентом именно этого региона, так как тут и происходит все действие фильма.
03. Фильм «Могила светлячков» был выпущен одновременно с «Тоторо» Хаяо Миядзаки и вместе с ним продавался для показа в японских школах (как часть программы исторического и эстетического воспитания).
SpikeSpigel | отзывов: 72, их сочли полезными 1166 раз
2009.11.04
Несмотря на то, что картина была просмотрена довольно давно, ощущения остаются свежи до сих пор. Хотя "ощущения" - это малоподходящее в данном случае слово, скорее до сих пор свежа открытая рана, оставшаяся на долгую память от истории несчастных детей-светлячков. Говоря о Grave of the Fireflies, хочется отвлечься от каких бы то ни было схем описания, абстрагироваться от надобности разбора сюжетной линии или образов персонажей, вообще не упоминать ни о стиле рисовки, ни о её качестве, поскольку все это настолько мелко и незначительно в сравнении с тем, какую общечеловеческую значимость несет идея сей работы и насколько вечные проблемы она затрагивает. Очень важно спустя какое-то время после просмотра (когда Вы сможете придти в себя) ответить на один простой вопрос: "А чем для Вас стала Могила Светлячков?". Лично для меня это аниме стало неким абсолютом и откровением среди всего, что была просмотрено и на момент до просмотра Grave of the Fireflies и по сей день, оно стало единственным в своем роде, и ниже я попытаюсь объяснить, почему.
Могила Светлячков стала для меня единственной аниме-картиной, пересматривать которую не решусь еще на протяжении долгого времени, не решусь по совершенно банальной причине того, что страшно пережить заново историю маленьких героев. И это страх вовсе не из серии боязни, вызываемой фантастическими фильмами ужасов, которыми люди поднимают себе уровень адреналина в крови, желая пощекотать нервишки или развеять скуку, а страх этот от ощущений, что возникают на протяжении всей ленты. Ни одно другое аниме не способно ошеломить настолько сильно, настолько явно демонстрировать ужас реальности, от созерцания которой непроизвольно расширяются зрачки и пробегает холодок по всему телу. Это история из разряда тех, на которые попросту нельзя закрывать глаза и нельзя отводить взгляд в сторону, как бы того ни хотелось. Слишком болезненная проблематика этой картины, рассказывающая не просто о проблемах человека, но о настоящем горе, полном отчаяния и отсутствия какого-либо выхода. Настоящий рок безысходности, противостоять которому нет никакой возможности. И ведь это никакие не фантастические выдумки авторов или их желание лишний раз постращать зрителя, но это все реальные уроки истории, в основу которых положены страдания не гипотетических рисованных персонажей, а миллионов живших людей по всему свету. Излишне напоминать о том, что история человечества имеет свойство повторяться, поэтому описываемая ситуация не ограничивается только лишь конкретным временным периодом. Могила Светлячков рубит правду матку, а это не всем бывает приятно. И по этой же причине так низка его популярность: эту работу нельзя посмотреть, откинувшись в кресле, потягивая тонизирующий напиток через трубочку, здесь придется напряженно наблюдать и сопереживать каждую секунду, тратя свои нервы, не получая ни доли пресловутого «позитива», о котором так много пекутся в последнее время – большинство хочет всегда смеяться и отшучиваться, только это далеко не все, чем исчерпывает себя жизнь.
Могила Светлячков стала единственной работой, которая отразила историческое событие не с позиции сухих цифр и данных, но с позиции чувств и эмоций простого человека. Нынешнее поколение потому так поверхностно и относится к истории Великой Войны, поскольку те события уходят все дальше, а людей и вещей, напоминающих о них, становится все меньше. Большинство кинолент, большинство книг о войне остаются лишь однобокой и ограниченной пропагандой во славу победителей, которые, собственно, и пишут историю, когда на самом деле ни в одной войне победителей нет. И эта картина тот редчайший случай, когда есть возможность приоткрыть занавес далеких времен глазами простого человека, более того, глазами ни в чем не повинного ребенка, который не выбирал ни партию, ни идеологию, не наживал себе ни врагов и не пытался никого захватывать - он просто хотел жить. И в такой же ситуации оказывалось большинство участников тех событий, которые в итоге не принесли ничего, кроме бесконечных потерь, горя и страданий. Но все это забывается, забывается близость утраты, а вместе с тем забываются значения таких слов, как сопереживание и милосердие.
Могила Светлячков – единственное аниме, которое находится вне привычных стандартизированных шкал оценок. Нельзя здесь по одним критериям ставить 10 баллов, а по другим – 0. Эта картина нечто большее, чем просто набор «завязка-развитие-кульминация-развязка». И поэтому вряд ли Grave of the Fireflies станет для кого-то самым любимым аниме или самым интересным, но то, что оно станет самым запоминающимся – бесспорно. А запомнится оно потому, что окажется близким и понятным не только японцу, русскому, но и всем людям, знающим значение слова «потеря». В этом и состоит величайшее предназначение искусства - объединять людей, невзирая на их национальность, место жительства, цвет кожи и вероисповедание. Сможете ли вы найти второе такое же аниме? Думаю, что нет.
Могила Светлячков - единственная работа (или одна из немногих), способная напрочь разбить идиотский стереотип в головах многих людей, думающих об аниме, как о "тупых кетайских мультеках". Здесь нет места ни одному опостылевшему стереотипу индустрии, нет места ни наигранной фальши, ни излишнему пафосу, ни одному другому искусственному проявлению – есть только искренность и желание донести до зрителя что-то очень важное в духовном и эмоциональном плане, желание научить зрителя быть более терпимым, более открытым и участливым. А потому эту работу надо популяризовать, о ней надо рассказывать. Оно заставит уважать и воспринимать японскую анимацию совсем по-иному. Если вас спрашивают: «что такое аниме и с чего стоит начать знакомство с аниме-культурой?», то в первых рядах советуйте людям смотреть Grave of the Fireflies.
Могила Светлячков - единственное аниме по-настоящему обязательное к просмотру ВСЕМ вне зависимости от зрительских предпочтений или даже тотальной неприязни к аниме в целом. Бывают такие произведения искусства, которые становятся достоянием всего человечества и Могила Светлячков, как раз именно такая работа, поэтому хотя бы раз, но посмотреть и "осилить" ее должны все, как бы больно и тяжело при этом ни было.
Наконец, Могила Светлячков - это единственная картина, что заставила пролить не просто «скупую-мужскую», а вызвало неподдельные искренние слезы.
+62
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2680 раз
2007.09.29
Если бы меня раньше разбудили бы ночью опричники легкие на расправу и грозно вопросили - «Ну-ка отвечай немедля какое - же аниме абсолютно для всех, чтоб не кого не оставило равнодушным, заставило промолчать жесткого циника, подарило невеже искру истины, и не ошибись али не сносить тебе головы?» Прежде я наверно глубоко бы задумался, и, скорее всего головы бы я лишился! Но это было прежде, еще до просмотра Могилы. Теперь-то я знаю ответ!
Оценивать Могилу Светлячков без эмоциональной окраски, значить остаться безучастным, что равносильно бессердечию! От того и я написал следующее! Рассуждения на тему войны, Японии и исторической справедливости мне кажутся неуместными! Гуманизм это не только умное слово в словарях. Это способность делающее человека человеком. Сострадание это не жалость, что унижает, а способность почувствовать себя как другой, сполна испить чашу участи боли его! И потому и не остаться безучастным, помочь в беде, даже если тебе станет после этого тяжелее! Если героями Могилы Светлячков были бы немецкая девочка и ее старший брат, нечего бы для меня не изменилось! Милосердие оно для всех, белых и черных, красных и белых! Оно не избирательно, оно для каждого, как и эта работа Такахаты. Часто так бывает, что, и многие взрослые не могут не чего изменить, что тут говорить о детях!
Я многое слышал о военном и пост военном времени от своей бабушки и матери! Мне рассказывали о страшном, без лишнего пафоса, вот как мы жили, а просто и честно. О том, как это работать ничего, не поев 2-3 дня без отдыха! Когда тебе почти нет поблажек, что ты ребенок. Когда одна пара валенок на троих сестер - это норма. А тарелка вареной картошки это счастье! Когда родственники не помогают, а скорее мешают выжить. Когда рассчитывать ты можешь только на себя и свои силы. Второй раз я специально впервые посмотрел это аниме со своей матерью, и заметил столько важных деталей по-разному нами воспринятых! Когда впервые смотрел, Могилу и увидел, как Сента с матерью что-то закапывают, решил это деньги. А моя мать сразу сказала - это продукты! Я был в шоке, как отличаются восприятие у разных поколений! Человек, который жил в землянке, и ел лебеду на завтрак по-другому воспринимает жизнь! И в тоже время, он верит - не какие, тяжелые испытания не способны сломить человека, если рядом есть тот ради кого надо жить!
Да и сейчас сплошь и рядом встречаются родители и прочие родные, которые способны мучить, убивать, продавать сутенерам своих детей за бутылку водки! И это то в мирное время! Так что большой вопрос насколько больше шансов было выжить Сэцуко у тетки! Неоднозначность вины Сэйты еще одно огромное достоинство фильма. Не все так просто во Вселенной, существует не только белое и черное. Все неуловимо тоньше и сложнее и не стоит спешить с выводами.
Прототип Сейты писатель Носаки выжил и только он мог бы сказать какой болью ему обернулась его ошибка! Да он собственно и сказал! Фильм пронзителен как последний взгляд умиряющего ребенка! В своей жизни я почти никогда не рыдал, даже в самые страшные минуты отчаяния. Слезы не приходили, боль не смягчалась! Но в этот раз скупые редкие слезы побежали у меня по щеке. Когда смотрел с матерью и читал ей русские сабы, стоило не малых усилий сделать так, чтобы голос не дрожал. Я считаю вполне уместным, что Такахата подарил Сейте покой и прощение через смерть, ведь в реальности так не произошло. Дети заслужили не рай, а именно мир и покой, хотя бы в данном случае! Исполнение, графические и анимационные достоинства, музыка, сейю в купе с сюжетом не только выделяют Могилу Светлячков среди всех анимационных произведений, они делают фильм сокровищем всего мирового искусства. Это уже не аниме, это что-то большее!
Р.S Искренне надеюсь, что только ограниченность круга увидевших Могилу Светлячков, не дают занять данному аниме заслуженное место в рейтинге, не то, что какой-нибудь GTO!
+30
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Demoness | отзывов: 67, их сочли полезными 410 раз
2007.03.23
"Тварь я дрожащая или право имею?" (ну в данном случае право высказать своё мнение), если не являюсь "образованным кинокритиком" - вопрос адресую к комментатору Елене Арисаве. Буду считать, что разрешение получено ^_^
Первый раз смотрела этот фильм давно, с тех пор запомнилось лишь одно - слёзы, мои. Человеческая память - штука необычайно интересная: мы можем запоминать абсолютно ненужные и незначительные вещи и при этом забывать что-то очень важное, а ещё бывает из памяти либо напрочь стираются, либо навсегда отпечатываются моменты, которые действительно сильно потрясли. Наверное поэтому, второй раз я смотрела "Светлячков" будто в первый. Но теперь я уже не плакала, и не потому, что не хотелось, просто с самых первых секунд где-то в груди что-то сжалось; и от этого невышедшего чувства на душе стало ещё горьче, чем от тех пролитых слёз.
Дети, пострадавшие от войны? Нет, скорее все люди столкнувшиеся с этой адской машиной, перемалывающей их жизни и судьбы по своему усмотрению. Ведь помимо брата и сестры мы видим и других героев, а точнее то, что с ними сделало это время. Если раньше тётя просто завидовала богатству своих родственников, то сейчас, когда еды может не хватить даже самым близким и она с племянниками в равном положении, у неё один принцип - "кто не работает, тот не ест". И её можно понять: в первую очередь она должна думать о себе и своей дочери. Теперь тётя видит в племянниках лишь обузу, воспринимая отказ Сэйты от работы, как прихоть избалованного мальчишки. Фермер, продававший раньше продукты, т.к. их было много и он мог себе это позволить, теперь отказывает детям, ведь ему самому должно хватить. Мы всегда помогаем окружающим до тех пор, пока это не ущемляет в чём-либо нас самих или наших близких, особенно если это касается вопроса выживания. На войне люди часто становятся волками-одиночками: "спешить делать добро" это, конечно, похвально, но альтруизм обычно куда-то исчезает, когда на кону стоит жизнь.
Почему Сэйта не пошёл работать? Почему его поступки кажутся нелепыми? Тут уже звучал ответ на эти вопросы - он был всего лишь ребёнком, который так и не смог "повзрослеть", даже лишившись родителей на этой войне. Сэйта ушёл от тёти, так как хотел сделать счастливее Сэцуко - это не поступок взрослого человека, ведь понятно, что тут, даже у таких скверных родственников, у неё было бы больше шансов выжить. Не смог он осознать и своей неправоты тогда, когда стал вором, мародёром - не спрашивал он себя, как бы поступил отец, для него это действительно была игра. Но Сэцуко умерла, с её смертью закончилась и эта игра. А Такахата, наверное, сделал небольшой "подарок" герою, не дав ему выжить. Война слишком сильно сжала свои ладони...
Шедевров в мировом искусстве много, как признанных, так и неизвестных, как подлинных, так и несправедливо вознесённых на Олимп. Но что по сравнению с ними истинные чувства и переживания человека, его воспоминания, в праве ли мы судить их и вешать ярлык "бездарности" или "шедевра-на-все-времена"? Лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, написав книгу (то ли переполняющее чувство вины, то ли крик боли, а, может, это всё ради денег, или же ...). И так же лишь одному человеку известно, что он хотел сказать, экранизируя эту книгу...
Так вот и я не буду вешать тот или иной ярлык, но 10/10 поставлю.
+21
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура