World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (26)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Bartuk 707
Demix
Contributor
MefrIll
KiseRyota



вернуться на страницу аниме «Босоногий Гэн» | вернуться на страницу комментариев



Norton | СА?: 1 год 7 месяцев | отзывов 27, их сочли полезными 53 раз 2007.11.03

О чем нам рассказывает "Босоногий Ген"? Об ужасах войны? Да. О ядерном кошмаре? Тоже да. Однако мне все же кажется, что одной из основных, если не главной идеей "Гена" является необходимость иметь собственную позицию и критически относится к доминирующим социальным нормам и стандартам, как бы тяжело это не было. Потому аниме это политическое не только в аспекте антивоенного пафоса, но и в аспекте критического позиционирования человека по отношению к авторитету и обоснованности действий государственной власти.

Думается, ключевые слова фильма произнес отец Гена незадолго перед бомбардировкой: "Traitor, coward...I'm proud if they want to call me those things... You know, sometimes it takes more courage not to fight than to fight, to not want to kill when all around you are calling out for blood... If you boys remember nothing else that I teach you I hope you'll remember that...".

И это не просто молодежный бессмысленный "бунт ради бунта" или украшение собственной вседозволенности красивым словечком вроде нонконформизма, – это осознанная жизненная позиция, – надо сказать, что очень тяжелая и неблагодарная позиция, требующая огромной силы воли и смелости. Особенно в японском обществе, с его тотальным контекстуализмом и "кавайно-репрессивным" :-) устранением значимых личностных отличий. Пожалуй, эта идея именно то, что для меня отличает "Босоногого Гена" от других аниме, – там, где стандартом японского морализаторства является "включение в контекст", "Ген" утверждает критику контекста. Повторюсь, это не так легко, как кажется. Чтобы представить всю сложность и опасность такой позиции, достаточно оглянуться на окружающую нас политическую реальность или попытаться перенести подобную критику контекста на, скажем, 1940-е годы в Советском Союзе.

Интерес представляет и изобразительное решение аниме. Радует отсутствие модной в последнее время "стилизации" смерти. Эстетизация антигуманного в рамках "дегуманизированного искусства", думается, является признаком эпохи – даже, пожалуй, признаком серьезной болезни эпохи. В "Босоногом Гене" не так. "Детский" стиль прорисовки, поначалу настраивающий на беззаботный лад, резко контрастирует со зрелищем ядерного взрыва, выжигающего глаза, оплавляющего кожу и превращающего "симпатичных" анимешных людей в отвратительные ходячие трупы. Думаю, всем запомнилась заваленная плитой девочка, на лице которой ярко показан контраст "детская невинность" - "ужасная смерть". Пожалуй, "конец детству", положенный ядерным взрывом, показывает зрителю необходимость задуматься над своей беззаботной жизнью и над тем, что эта беззаботность может в один момент кончиться, в том числе и из-за бездумного конформизма самого зрителя. Не будем здесь проводить параллели, они слишком тяжелы.

Похоже, японцам не дают забыть жестокие уроки истории. И говорят им не о том, что виноваты американцы, или даже глупое "японское правительство", хотя вина и тех и других неоспорима. Нет, главный упрек, мне кажется, адресован японскому обществу: "This war can't be right, but it's only the cowards like me who dare say it. If there were only a few more of as". Но в том то и дело, что нет среди японцев критической массы "трусов", способных сказать "НЕТ! " войне. И это – проблема и вина самого общества.

Тем не менее, "Босоногий Ген" это жизнеутверждающее аниме. Сила духа основных персонажей просто поражает. Показательны эпизоды с ловлей карпа и уходом за облученным художником. Вера в то, что "пшеница пробьется", прямо таки насаждается в зрительские головы. А умершие родственники "возродятся" в приблудившемся мальчишке или даже в обнадеживающем ежике волос на голове.

Пожалуй, достоинства "Гена" порождают его недостатки – уж слишком идеализированной показана семья главного героя. Хотя, возможно, именно такой она и видится в семь лет. Отсюда можно перейти к вопросу о том, на какую возрастную категорию рассчитано это аниме? По моему мнению, – не младше 18 лет. Уж слишком "тяжелые" вопросы поднимает "Босоногий" и слишком экспрессивные кадры содержит для восприятия детей. Сценой бомбардировки и гниющих заживо людей можно нанести больший вред психике ребенка, чем самой откровенной порнографией. Детям еще "представится шанс" встретиться с жестокостью в этом мире, и не стоит их "носом совать" в кошмар. Не следует травмировать неокрепшие души. И заставлять ребенка смотреть "Босоного Гена", мне кажется, в чем-то сродни садизму.

Однозначную оценку «Босоногому Гену» поставить трудно. Да и, как мне кажется, выпадает это аниме из обычного ряда «творений» японской анимации, «ценность» которых можно измерить в баллах. «Босоногий Ген» – он вне сравнений и сам себе критерий и оценка и, думаю, достоин того, чтобы его посмотрел каждый, кто ждет от аниме чего-то большего, чем entertainment и очередное погружение в мир грез.


+7Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура