Роман Полански
Имя по-английски | | Roman Polanski |
Дата рождения | | 18.08.1933 г. |
Пол | | мужской |
Место рождения | | Париж, Франция |
Роман Полански родился 18 августа 1933 года в Париже. Его отцом был преуспевающий еврей польского происхождения Рышарда Либлинца, позже сменивший фамилию на Полански. В конце тридцатых годов Полански переезжают в Краков, где, сразу после капитуляции польских военных сил, их определяют в варшавское гетто. Там погибает мать Романа, да и сам он едва остается жив — десятилетний мальчик служил своего рода мишенью в фашистском тире, благо, что немцы стреляли выше головы Романа, а не по ней. Спустя 60 лет Полански поставит фильм «Пианист», рассказывающий о пяти годах жизни польского музыканта Владислава Шпильмана, также чудом, как и сам Поланский, пережившего холокост.
Дебютировал Полански в 1955 году, в фильме Анджея Вайды «Поколение». Картину пришлось урезать, а некоторые её эпизоды переснять, ибо она не соответствовала идеологическим стандартам польского кино. И Поланскому было очень обидно как за себя, так и за режиссера: метры пленки с замечательными кадрами оказались в мусорном ведре. В 1957 году Полански окончил Лодзинскую киношколу, факультет режиссуры, но диплом получил лишь в 1959 году. Главной студенческой работой Поланского стал короткометражный фильм «Двое со шкафом» (1957), отмеченный призами на МКФ в Оберхаузене и Сан-Франциско.
В 1962 году Полански снимает свою первую полнометражную картину «Нож в воде», в результате чего становится мастером кино мирового фестивального уровня. Но на родине фильм не поняли, он не устроил кого-то из видных партийных деятелей, и «Нож в воде» попросту не допустили к широкому прокату. Оценив ситуацию, Полански покидает Польшу.
Несколько своих следующих картин Полански ставит в Великобритании — драму в стиле позднего Хичкока «Отвращение» (1965) и сатирическую пародию на гангстерские фильмы «Тупик» (1966). Но настоящую популярность и славу он зарабатывает в Голливуде, где весьма благополучно экранизирует новоиспеченный роман Айры Левина «Ребенок Розмари» (1968). Фильм имел оглушительный успех, а его сатанистская направленность учредила настоящий культ «темных сил» в Америке и Европе. Одной из таких дьяволиад была банда Чарльза Мэнсона, фатальность которой трудно переоценить — фанатики убили самых близких друзей и беременную жену Романа Поланского Шарон Тейр, ворвавшись в холл загородной виллы режиссера во время приема гостей.
Следующей картиной режиссера становится «Макбет» (1971). В этом фильме Полански неоднократно связывает нити шекспировской трагедии с той, что недавно произошла в его жизни. Главную роль сыграл Джон Финч, а известный шекспировед Кеннет Тайнен воссоздал исторический масштаб и правдоподобность экранизации. В европейском прокате фильм провалился, а критики обвинили Романа в излишней локализации произведения под себя.
В 1973 Полански возвращается в Голливуд, где ставит классический нуар «Китайский квартал» с Джеком Николсоном в главной роли. Запутанная, как сам черт, фабула и цветная, хоть и слегка готическая, пленка приносят в этот исконно американский жанр весьма много оригинального и по-своему остроумного. Как и все голливудские фильмы Поланского, «Китайский квартал» был радостно принят в национальном прокате и отмечен одиннадцатью (!) номинациями Американской Киноакадемии. Правда «Оскара» получил лишь сценарист «Китайского квартала» — Роберт Таун.
Проведя еще некоторое время в США, Полански возвращается в Европу. В 1976 году во Франции он снимает абсурдную комедийно-готическую драму «Жилец», сюжет которой напоминает размытую фабулу «Ребенка Розмари», а стиль постановки — первые режиссерские работы Романа Поланского в Лодзинской киношколе. В «Жильце» Полански выступает не только в качестве режиссера картины, но и как исполнитель главной роли эмигранта Трелковского.
Во второй половине 70-х в жизни Романа произошло два важных события: он экранизировал английский роман «Тэсс» (1979) и изнасиловал несовершеннолетнюю девочку. Последнее в большей степени въелось в публикации журналистов, нежели заслуги «Тэсс». После акта изнасилования Поланского отправили лечиться в психиатрическую клинику, но режиссер отделался лишь непродолжительным обследованием.
Зато следующее десятилетие Полански отметил куда скуднее и неинтереснее. Он выпустил всего несколько новых картин, а из более-менее значительных лишь две: мрачноватую комедию «Пираты» (1986) и триллер «Неистовый» (1987) с Харрисоном Фордом в главной роли. Также режиссер написал автобиографию «Роман Романа» в 1983 году и получил гражданство во Франции.
В свои шестьдесят лет Полански наконец-то стал отцом. Его жена, Эммануэль Сенье, только-только отметилась в драматике извращенной мелодрамы мужа «Горькая луна» (1992). Фильм тут же стал предметом ополчения всеведущихкритиков, а участие Сенье придало публикациям резкий характер, порой граничащих с нецензурной лексикой.
Но уже через год о витиеватых вкусах безумного поляка никто и не вспомнит, а в 1999 году и вовсе позабудут, потому что в 1999 году Полански снимет очередной мистический триллер «Девятые врата», фильм, практически ничем не отличавшийся от прежних работ автора, и, одновременно, по обыкновению экспериментален. После премьеры «Девятых врат» Полански уедет в Польшу, где займется экранизацией автобиографической повести из жизни Владислава Шпильмана — «Пианист». Фильм выйдет в 2002 году и сразу же завоюет международное признание и ряд самых почетных наград на различных МКФ. На церемонии награждения «Оскар-2003» Полански будет признан лучшим режиссером года, а Эдриэн Броуди — исполнитель главной роли — актером года. Всего же картина получит порядка 40 наград на различных кинематографических форумах, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» Канн, «Сезар» в номинации «Лучший фильм года» и два «Золотых Глобуса». © World Art
| |