Джефф Голдблюм
Имя по-английски | | Jeff Goldblum |
Дата рождения | | 22.10.1952 г. |
Пол | | мужской |
Место рождения | | Питтсбург, США |
Оказывается, кинозвёзды бывают и такими! Джеффа Голдблюма трудно причислить к разряду типичных голливудских небожителей, хотя слово «типичный» здесь может показаться не совсем уместным. Его никак не отнесёшь к идеальным ухажёрам, не охарактеризуешь мечтой всех зрительниц. Джефф чужд тому типу брутальных, сокрушающих всё на своём пути актёров, звёздный час которых (в лице Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера) пробил во второй половине 1970-х, равно как и прочим экранным суперменам. Не ассоциируется личность Голдблюма и с молодёжным бунтом протеста…
Варианты можно перебирать долго. Пожалуй, более всего имиджем урождённый Джеффри Линн Голдблюм1 похож на… Вуди Аллена. Не только по той причине, что оба частенько бравируют еврейским происхождением, и даже не из-за отличного исполнения Джеффом в «Энни Холл» /1977/ небольшой партии гостя на вечеринке, жалующегося, что забыл любимую мантру. А ведь, хотя Голдблюм на тот момент уже отметился в таких заметных картинах, как «Жажда смерти» /1974/, «Калифорнийский покер» /1974/, «Нэшвилл» /1975/, «Святой Айвз» /1976/, именно эта эпизодическая роль привлекла внимание к начинающему артисту. При всём обилии работ он, как и Вуди, явно отдаёт предпочтение образам интеллигентов, отличающихся незаурядным умом и… склонных к назойливому самоанализу. От учёных и изобретателей, чуточку странных, но обязательно – выдающихся, до «молодых городских профессионалов», занявших неплохую нишу в современном обществе.
О первом более-менее ощутимом успехе Джеффа Голдблюма заговорили в 1983-м году, когда он блеснул в драме «Большое разочарование» /1983/, не затерявшись в отличном ансамбле исполнителей. Майкл Голд кажется наиболее эксцентричным, но и, пожалуй, внутренне адаптировавшимся к переменам, принесённым «рейганомикой», куда лучше своих друзей-«шестидесятников». Чутьё определённо не подвело Лоуренса Кэздана! В кинофантазии «Приключения Букаро Банзая в восьмом измерении» /1984/, получившей «культовый» статус, и особенно – в сатирическом детективе «В ночи» /1985/ Джефф предстал самим воплощением «яппи», чья налаженная жизнь может в одночасье рухнуть. Особенно тонко этот процесс воспроизведён у Джона Лэндиса. Сюда же в большей или меньшей степени примыкают и «чёрная комедия» «Трансильвания 6-5000» /1985/, насмехающаяся над мифами о Франкенштейне, и очередной олтмановский экзерсис «Это – судьба!» /1987/, и кинофантазия «Вайбс» /1988/.
Впрочем, подлинный прорыв Джеффа Голдблюма связан с другой, наверное, самой мрачной ролью. «Муха» /1986/ Дэвида Кроненберга производит столь сильное впечатление не только из-за новаторских специальных эффектов и грима, позволивших проиллюстрировать малоприятные метаморфозы во всех физиологических подробностях. Голдблюм демонстрирует превращение человека в гигантское насекомое по Станиславскому, добиваясь такой убедительности (в запредельно дикой, если разобраться, ситуации!), что становится не по себе… Вспомним, как всё начинается – с мелких психологических штрихов, вскоре уступающих место рефлекторным движениям мухи. Между прочим, партнёршей Джеффа тогда выступила2 Джина Дэвис, с которой они вскоре (1-го ноября 1987-го года) поженились, хотя брак и продержался сравнительно недолго – чуть менее трёх лет.
Таким образом, «фабрика грёз» окончательно признала Джеффа Голдблюма знаменитостью. Он, правда, продолжал соглашаться на участие в недорогих, «независимых» картинах разных жанров, сотрудничая в том числе и с зарубежными кинематографистами: англичанами, французами и даже испанцами3! Причём иногда роли оказывались неожиданно интересными – вспомним хотя бы трагикомическую партию чудаковатого пианиста («Одолжение, часы и очень большая рыба» /1991/), считающего себя новым Иисусом Христом и… получающего тому подтверждения от самой жизни. Или Ховарда Пиджеона, не удовлетворившегося разводом с женой и пытающегося «застрелить Элизабет». Сильное впечатление также произвели криминальные драмы «Отцы и сыновья» /1992/ и «Под прикрытием» /1992/, поражающие аутентичностью, точно переданным ощущением неспокойных американских улиц.
Впрочем, широкая публика запомнила Джеффа Голдблюма преимущественно по блокбастерам. Именно его доктор Малькольм, отстаивающий гипотезу хаотичности и непредсказуемости мира, выступал главным скептиком открытия Парка юрского периода у Стивена Спилберга. Разумеется, Президенту США дорого обошлось игнорирование советов Дэвида Левинсона – эксперта по инопланетянам («День независимости» /1996/). И можно только облегчённо вздохнуть, что опыты профессора Броди («Кошки против собак» /2001/) не привели к столь же плачевным результатам, как у Кроненберга, – вероятно, спасло вмешательство братьев наших меньших. Меньшим зрительским спросом пользовались язвительный боевик «Время бешеных псов» /1996/, спортивный фильм «Большой белый обман» /1996/, драмы «Игби идёт ко дну» /2002/ и «Водная жизнь» /2004/, сатирические кинокомедии «Святоша» /1998/ и «Человек года» /2006/.
По иронии судьбы, Американская академия кинематографических наук и искусств не выделила ни одну из актёрских работ Джеффа Голдблюма, но выдвинула на соискание премии «Оскар» его дебютную постановку – игровую короткометражку «Маленькие сюрпризы» /1996/, снятую для телевидения. Быть может, стоит попробовать силы в данном направлении? А ещё голос «звезды» звучит в знаменитых рекламных роликах компьютера Apple.
__________ 1 – Он появился на свет в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, в семье Гарольда и Ширли Голдблюмов – доктора и ведущей программ на местном радио. 2 – Во второй раз после «Трансильвании 6-5000», а третья (и. по-видимому, последняя) встреча состоится в ленте «Земные девушки легко доступны» /1988/. 3 – К сожалению, у Фернандо Труэбы стал событием не детектив «Безумная мартышка» /1989/, а следующая большая постановка – «Прекрасная эпоха» /1992/.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.01.18 г.
| |