World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Даниэль Ольбрыхский


Имя по-английскиDaniel Olbrychski
Дата рождения27.02.1945 г.
Полмужской
Место рожденияЛовиц, Польша
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
Тегиактер

Едва ли будет сильным преувеличением сказать, что из стран победившего социализма, чьи фильмы попадали на советские киноэкраны, наибольшей любовью у наших зрителей пользовалась ПНР. Причинами тому служили и вовлечённость в кинопроцесс плеяды одарённых кинематографистов (режиссёров, сценаристов, актёров), и общая память о пережитой в годы войны с нацизмом трагедии, и, кто бы что ни говорил, родственность менталитетов. Это позже, после падения т.н. «железного занавеса», многие из них демонстративно поменяли взгляды – и начали не хуже местных политиков предъявлять России исторические обиды. Многие, но, к счастью, далеко не все. Таким исключением, судя по его поступкам и словам, как раз является Даниэль Ольбрыхский, не только называемый главным кумиром польского экрана, но и заслуживший репутацию истинного патриота.

Возможно, ныне уже подзабыли эту интригу. Явление Ольбрыхского, родившегося в конце войны, 27-го февраля 1945-го года, в городе Ловиц, состоялось в середине 1960-х – в разгар «оттепели». Тогда, вскоре после дебютной партии Корала в «Чуде в лесу» /1964/, начинающему артисту сделал уникальное предложение сам Анджей Вайда. Все ожидали, что, обратившись к роману «Пепел» /1902-05/ Стефана Жебровского, мастер вновь пригласит Збигнева Цыбульского, прославленного им, к тому же, в личном шедевре под названием «Пепел и алмаз» /1958/. Однако Вайда отдал предпочтение никому не известному Ольбрыхскому, который тем не менее блестяще справился с ролью Рафала Олбромского, втянутого в нелепую и изматывающую авантюру подобно тому, как Войско польское да и весь его народ вынужден, не разумея – зачем, сражаться и умирать во славу амбиций императора Франции. Зрители, в том числе за рубежом просто не могли не оценить незаурядный талант и взрывной темперамент Даниэля.

За «Пеплом» последовало ещё несколько фильмов, которыми Даниэль Ольбрыхский закрепил успех. И всё-таки стать полноценной «звездой» международного масштаба ему помог опять Анджей Вайда. Именно ведущий художник «польской школы», откликнувшись на преждевременный уход Цибульского из жизни в киноисповеди «Всё на продажу» /1969/, убедительно зафиксировал момент1 прихода нового лидера – носителя национального духа, выразителя народных чаяний. Метущиеся и рефлектирующие персонажи Ольбрыхского менялись вместе со временем, в котором жили. В эпоху «пейзажа после битвы», как поэтично окрестил её пан Анджей, даже трагизм прошлого воспринимается иначе – и оказавшийся в немецком концлагере Даниэль, тёзка исполнителя, решает экзистенциальные проблемы совсем иначе, чем это делали герои того же Збышека. Вайда и Ольбрыхский отдают себя во власть ностальгии по той, забытой Польше – в двух утончённых экранизациях Ярослава Ивашкевича («Березняк» /1970/ и «Барышни из Вилько» /1979/). Но не менее блистательно вскрывают причины её исчезновения. Здесь и разгул низменных страстей в мизантропической «Свадьбе» /1973/, и редкое по силе обличение духа капитализма в «Земле обетованной» /1975/, в которой именно Даниэль воплотил образ циничного и хваткого дельца-гедониста, преуспевание которого прямо пропорционально одержимости самим процессом погони за извлечением прибыли.

Впрочем, Анджей Вайда был не единственным польским режиссёром, у которого снимался Даниэль Ольбрыхский, даже став для маэстро подлинным Альтер-эго. Не менее важным оказалось его сотрудничество, например, с Ежи Гоффманом, у которого, в адаптациях романов из знаменитой трилогии Генрика Сенкевича, экранизированных в обратном хронологическом порядке1, актёр просто неподражаем. Знаковой видится и партия Януша в третьей серии «Декалога» Кшиштофа Кесьлёвского. Но, пожалуй, ещё значительнее то обстоятельство, что Даниэль стал своеобразным олицетворением поляка (а иногда – и «славянина вообще») в глазах зарубежных постановщиков.

Начало всему положил, как ни забавно, наш соотечественник Юрий Озеров, выбрав Даниэля в своё эпическое «Освобождение» /1969/ на роль поручика Генрика Добровского. Затем поступили заманчивые предложения от венгра Миклоша Янчо: «Пацифистка» /1970/, «Рим хочет другого Цезаря» /1974/. И совершенно неожиданные плоды принесло сотрудничество с немцем Фолькер Шлёндорфом. В его персональном шедевре «Жестяной барабан» /1979/ Ольбрыхский воплотил до неприличия трагикомический образ Яна Бронского – потенциального отца ребёнка-феномена по имени Оскар, жителя вольного города Данцига, гибнущего в пламени Второй мировой войны. С не меньшим энтузиазмом со «звездой» из ПНР работали и француз Клод Лелуш («Одни и другие» /1981/), и американец Филипп Кауфман, доверивший ему в пронзительной «Невыносимой лёгкости бытия» /1988/ небольшую, но выразительную партию – представителя Власти. К слову, и сам Вайда, когда работал за рубежом, не забывал о старом товарище – вспомним хотя бы «Любовь в Германии» /1983/.

Личности такого масштаба не могут сгинуть в никуда, даже когда «их» эра, казалось бы, канула в Лету. Естественно, что в родной Польше Даниэль Ольбрыхский вовсе не оказался забыт и после развала Восточного блока – напротив, регулярно отмечается и в национальных блокбастерах вроде «Пана Тадеуша» /1999/ и «Ведьмака» /2001/, и у мэтров: достаточно назвать «Персону нон грата» /2007/ Кшиштофа Занусси. Но что радует даже в большей степени – регулярное появление Даниэля в российских фильмах. Быть может, кто-нибудь из юных зрителей заинтересуется колоритными образами Копновского («Сибирский цирюльник» /1998/), МакЛофлина («Турецкий гамбит» /2005/), Стромбаха (мини-сериал «Гибель империи» /2005/), Красневского («Тарас Бульба» /2009/) и загорится желанием ознакомиться с более ранними достижениями выдающегося актёра?!


__________
1 – Это позднее с иронией обыграют молодые режиссёры Ангешка Холланд, Павел Кендзерский и Ежи Домарадский, в дебютных «Кинопробах» /1977/ задавшиеся лукавым вопросом: а кто займёт место самого Даниэля?
2 – «Пан Володыёвский» /1969/, «Потоп» /1974/ и – несколько запоздало – «С огнём и мечом» /1999/.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2009.04.06 г.







Роли в кино:

2018 — Камердинер
2018 — Ван Гоги - Виктор
2017 — Пассажир из Сан-Франциско
2013 — Стервятник
2013 — Легенда №17 - Януш Петелицки, менеджер НХЛ 8.0/10 (77)
2012 — Одиннадцатое сентября 1683 года
2011 — Варшавская битва 1920 года
2010 — Легенда о летающем Киприане
2010 — Женщина и мужчины
2010 — Девичьи обещанья
2010 — Солт - Василий Орлов 5.2/10 (121)
2010 — Ода истине
2009 — Повторный визит
2009 — Идеальный парень для моей девушки
2009 — Меньшее зло
2009 — Тарас Бульба - Красневский 6.4/10 (96)
2008 — Псевдоним игрока
2008 — Человек и его собака
2007 — Капитанские дети (сериал)
2007 — Завтра идём в кино
2005 — Неуловимый 7.2/10 (13)
2005 — Турецкий гамбит - Маклафлин 7.2/10 (190)
2005 — Персона нон грата
2005 — Ницше в России - Ницше
2004 — Миледи
2004 — Брейк-пойнт
2003 — Ничего
2003 — Когда солнце было богом 7.9/10 (18)
2002 — Месть
2002 — Ведьмак - в 1 эпизоде
— эпизод #1.07 The Valley of Flowers (Dolina Kwiatów) [2002]
2002 — Урождённый
2001 — Ведьмак 7.7/10 (108)
2001 — Канун весны
2000 — Это я, вор
1999 — Огнём и мечом 8.5/10 (37)
1999 — Пан Тадеуш
1998 — Сибирский цирюльник - Копновский 7.4/10 (167)
1998 — Последний круг
1997 — Балканский остров: последняя история столетия
1997 — Дети и рыбы
1997 — Побег
1996 — История о мастере Твардовском
1996 — Познань 56
1996 — Ублюдок
1996 — Стоянка для грузовиков
1996 — Мужчина и женщина: способ применения
1995 — Жаворонок
1995 — 32 направления розы ветров (документальный фильм)
1995 — Трансатлантический
1993 — Я — Иван, ты — Абрам
1993 — Яйцо динозавра
1993 — Очерёдность чувств
1993 — Вино, которое убивает
1992 — Долгий разговор с птицей
1992 — Кровные узы
1991 — Бабочки
1990 — Декалог - в 1 эпизоде
— эпизод #1.03 Dekalog, trzy [1990.05.18]
1990 — Возвращение
1990 — Молчание чужих стран
1989 — Шаги любви
1989 — Зоопарк
1989 — Последнее пари
1989 — Красная капелла
1989 — Любовные узы
1989 — Лжец
1989 — Воровка Изабелла - в 3 эпизодах
— эпизод #1.03 Episode #1.3 [1989]
— эпизод #1.02 Episode #1.2 [1989]
— эпизод #1.01 Episode #1.1 [1989]
1988 — Секрет Сахары
1988 — Убить священника
1988 — Невыносимая легкость бытия
1987 — Прощай, Москва!
1986 — Победить игра
1986 — Мюзик-холл
1986 — Белый брак
1986 — Шахерезада
1986 — Га, га - слава героям!
1986 — Роза Люксембург
1985 — Пустынный мир
1985 — Флэшбэк
1985 — Полицейский и девушка
1985 — Дорогой Карл
1985 — Касабланка, Касабланка
1985 — Я против
1984 — Диагональ слона
1984 — До скорого, я должен застрелиться
1983 — Любовь в Германии
1983 — Если бы мне было 1000 лет
1982 — Роза
1982 — Остановите мир, я хочу спуститься
1982 — Форель
1981 — Падение Италии
1981 — Далёкий край
1981 — Одни или другие
1981 — Террарий
1980 — С течением лет, с течением дней... - в 1 эпизоде
— эпизод #1.04 Kraków 1901 [1980.09.28]
1980 — Рыцарь
1980 — Осмотр на месте, 1901
1979 — Барышни из Вилько - Виктор Рубен
1979 — Жестяной барабан - Ян Бронски 6.9/10 (14)
1979 — Кунг-фу
1977 — Дагни
1976 — Фауст
1975 — Земля обетованная
1974 — Потоп
1974 — Рим хочет нового Цезаря
1973 — Свадьба
1972 — Пилат и другие - фильм на Страстную Пятницу
1971 — Семейная жизнь
1971 — Роль
1970 — Соль чёрной земли
1970 — Пейзаж после битвы
1970 — Пацифистка
1970 — Агнец божий
1970 — Березняк
1970 — Крест с гранатой
1969 — Структура кристалла
1969 — Прыжок
1969 — Пан Володыевский
1969 — Охота на мух
1969 — Всё на продажу
1968 — Графиня Коссель
1968 — Зачёт
1967 — Йовита
1967 — Брак по расчёту
1967 — Боксёр
1966 — Потом наступит тишина
1965 — Пепел
1964 — Раненый в лесу




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура