World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (66)
-связки


 Промо
-постеры (33)
-кадры (10)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2006.10.16
всего сделано правок - 55, последняя: 2023.01.13

Жестяной барабан (1979, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 33 | кадры 10
Жестяной барабан


НазванияDie Blechtrommel
ПроизводствоФРГ, Франция, Польша, Югославия
Форматполнометражный фильм
Хронометраж142 мин.
Жанрдрама, исторический, военный фильм
Первый показ1979.05.03 (ФРГ)
РежиссёрФолькер Шлендорф
Сценарий, идея Франц Сайц, Фолькер Шлендорф и другие
КомпозиторМорис Жарр
В ролях Марио Адорф, Ангела Винклер, Давид Беннент, Катарина Тальбах, Даниэль Ольбрыхский, Тина Энгел и другие


Средний балл6.9 из 10
Проголосовало
14 чел.
Место в рейтинге4862 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Юный Оскар (Давид Беннент) начинает рассказ о своей необычной судьбе с того момента, как его бабушка Анна (Тина Энгел), простая крестьянка, встретилась с дедом, беглым преступником Йозефом Кольяйчеком (Роланд Тойбнер). Будучи «сыном двух отцов», немца Альфреда Мацерата (Марио Адорф) и поляка Яна Бронски (Даниэль Ольбрыхский), переживающего страстный роман с супругой Альфреда Агнес (Ангела Винклер), в свой третий День Рождения он даёт торжественное обещание не расти, протестуя против лживости и жестокости мира взрослых. Семью Мацератов, их родной вольный город Данциг и всю Европу ожидают потрясения, но Оскар, не расстающийся с любимой игрушкой — жестяным барабаном, сдержит клятву.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [10]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.11.02Авторская оценка:  9/10

В июне 1997-го Окружной суд штата Оклахома, рассмотрев иск группы Христианских фундаменталистов и ознакомившись лишь с отдельными фрагментами фильма, издал постановление о том, что «Жестяной барабан» содержит детскую порнографию и подлежит изъятию из всех видеотек и частных коллекций, а обладателям видеокассет грозит тюремное заключение… Инцидент1 можно было бы отнести к разряду юридических казусов, благо что суд высшей инстанции вскоре отменил явно поспешное решение: сцены, так бурно подействовавшие на фантазию пуритан, не пересекают грань приличия даже по строгим американским меркам. Но это выглядит по-своему знаменательным, особенно если учесть, что Гюнтер Грасс буквально двумя годами позже получил престижную Нобелевскую премию по литературе, а в начале следующего столетия спровоцировал новый громкий скандал воспоминаниями о службе в танковой дивизии Ваффен-СС. Ведь в своё время никого не покоробило решение жюри очередного Каннского МКФ вручить картине Фолькера Шлёндорфа «Золотую пальмовую ветвь» поровну с обжигающе злободневным «Апокалипсисом сегодня» /1979/, равно как и предпочтение киноакадемий ряда стран2. И за минувшие десятилетия экранизация одноимённого романа, изданного в далёком 1959-м году и принёсшего Грассу славу как первому выдающемуся беллетристу послевоенной Германии, нисколько не утратила остроты и – в хорошем смысле – провокационности.

На первый план в восприятии фильма с неизбежностью выходит его антифашистская направленность, причём я бы не стал ограничиваться лишь наиболее показательными в данном отношении моментами. Например, почти «феллиниевским»3 эпизодом, когда Оскар, забравшись на митинге национал-социалистов под трибуну, начинает яростно барабанить, сбивая с ритма оркестрантов, и помпезный марш оборачивается утончённым вальсом, заставляя напыщенных участников съезда предаться танцу. Или линией бесконечно доброго продавца игрушек Сигизмунда Маркуса (удивительная роль Шарля Азнавура), совершившего самоубийство, не желая стать свидетелем разгрома своего магазина молодыми штурмовиками. Шлёндорф, хотя и написавший сценарий самостоятельно, вместе с соотечественником Францем Зайтцем и французом Жаном-Клодом Карьером, но много обсуждавший замысел с писателем и в итоге привлёкший Гюнтера в качестве автора диалогов, примерно так рассуждал о главном герое: «Я вижу в нём два типичных для времени качества: неподчинение и склонность к протесту». Однако тонкость «Жестяного барабана» заключается в том, что упомянутые качества, действительно типичные для поколения, вступившего в жизнь синхронно с приходом к власти нацистов, принимают по-детски несерьёзные, инфантильные формы. Редкостный дар юного Мацерата, от чьего крика разбивались стеклянные предметы, мог шокировать любого взрослого (родителей, учительницу, врача) – но как он пользовался своим талантом? Не позволял никому отобрать любимый барабан. Разнёс вдребезги окна дома, где Ян с Агнес предавались любовным утехам. Наконец, начал участвовать в представлениях, вступив в труппу лилипутов, путешествующих с концертами для солдат и офицеров вермахта. Нежелание Оскара расти, оставаясь трёхлетним, – не только выражение активного неприятия окружающей действительности, но и отказ от ответственности. Вслед за Грассом режиссёр осторожно подводит к мысли, что подобно тому, как наказания без вины не бывает, и сама судьба ни на кого не обрушивает испытания «просто так». Как бы прискорбно и даже странно это ни звучало, каждый – от Яна до Агнес, от Альфреда до Марии – вполне заслужил своей участи. И лишь Оскар получает второй шанс – но с непременным условием, что теперь, по окончании войны, откажется от некогда данного зарока.

Сложно не восхититься игрой двенадцатилетнего Давида Беннента4, возглавившего блестящий интернациональный исполнительский ансамбль. Однако наивысших почестей заслуживает, безусловно, сам Фолькер Шлёндорф, не просто подтвердивший репутацию одного из лидеров мощного национального кинотечения и уникального мастера по экранному прочтению признанных литературных произведений. «Жестяной барабан», последовательно развенчивающий эстетику знаменитых «романов воспитания», является ярким образчиком магического реализма по-европейски, преподнося общеизвестные события в иносказательно-обобщающем, парадоксальном, метафорическом ключе – и позволяя осмыслить Историю по-новому, вне рамок навязанных догм и сложившихся стереотипов.


__________
1 – Между прочим, освещённый в документальной ленте «Запрещено в Оклахоме» /2004/.
2 – Помимо США произведение отметили в Японии, Дании («Бодиль» как «Лучшему европейскому фильму») и выдвигали на соискание премии «Сезар» во Франции.
3 – Параллель с автобиографическим шедевром маэстро «Амаркорд» /1973/ напрашивается сама собой.
4 – Сын известного немецкого актёра Хайнца Беннента, он вовсе не был дебютантом – но впоследствии снимался очень редко.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Che13 | СА?: 16 лет 12 месяцев | отзывов 9, их сочли полезными 6 раз 2008.08.25

Германия, 1927 год. Трехлетний мальчик Оскар разочаровался в мире взрослых и решил больше не расти. С точки зрения “взрослого ребенка” видна вся абсурдность, ненормальность действительности. В одной из сцен маленький Оскар, забравшись под трибуну, начинает от злости бить в свой любимый жестяной барабан, нарушая ход чинной фашистской церемонии. Фильм получил главную премию на фестивале в Канне и премию “Оскар” за лучший иностранный фильм в 1979 году.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура