World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  

Мел Брукс


 Мел Брукс


Имя по-английскиMel Brooks
Дата рождения28.06.1926 г.
Полмужской
Место рожденияНью-Йорк, США
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегиактер, продюсер, режиссер, сценарист, работал в сша, американцы

Когда-то, в расцвете творческих сил и славы, Мелу Бруксу пришлось выслушать изрядное количество упрёков в пошлости и грубости экранных гэгов. Невзирая на неизменный коммерческий триумф его постановок, пародиста не спешили признавать, так сказать, официально. Лишь в 1980-м ведущие заокеанские кинокритики Джин Сискел и Роджер Эберт уравняли Мела с интеллектуалом-пересмешником Вуди Алленом, назвав их «двумя наиболее успешными комедийными режиссёрами в мире сегодня» и «самыми забавными кинематографистами Америки». А между тем в сравнении с опытами ряда бруксовских последователей, особенно – из числа заявивших о себе уже в новом столетии, даже не лучшие его работы кажутся эталоном остроумия и хорошего вкуса.

Урождённый Мелвин Джеймс Каминский появился на свет 28-го июня 1926-го года в нью-йоркском районе Бруклин в семье недавних иммигрантов, при этом отец был немецким евреем из Данцига (ныне польский Гданьск), а мама – родом из украинских евреев, живших в Киеве. В годы Второй мировой войны Мелвин служил в чине капрала в составе американского корпуса в Африке, а после демобилизации – решил испытать силы в шоу-бизнесе. По забавной легенде, Каминский работал простым уборщиком в казино, пока однажды хозяин не попросил его подменить подвёдшего комика-разговорника. Благосклонная реакция зала вдохновила будущую знаменитость. Псевдоним – видоизменённая девичья фамилия матери (Брукман) – был выбран, чтобы избежать путаницы с Максом Каминским, именитым джазовым трубачом.

Вообще говоря, напористости и разносторонности дарования Мела Брукса остаётся лишь поражаться. Пробившись на телевидение ещё во второй половине 1950-х, он добился широкого признания, придумав на пару с Карлом Рейнером образ Максвелла Смарта – агента 86, не хуже своего коллеги с номером 007 распутывающего замыслы глобального размаха. Возможно, сегодня телесериал «Достать Смарта», получивший парочку полнометражных продолжений и послуживший основой для недавнего «римейка»1, покажется глуповатым и устаревшим, но он стал такой же неотъемлемой приметой времени, как сама «бондиана». Конечно, это было только прелюдией…

В полную силу талант Мела Брукса заблистал в «Продюсерах» /1968/, ставших его кинематографическим дебютом и, между прочим, принёсших единственную премию «Оскар» (за лучший оригинальный сценарий). Комики Зеро Мостел и Джин Уайлдер неподражаемы в обличии жуликов-самоучек, незадачливого продюсера и бухгалтера, нашедших верный способ нажиться на театральной постановке, заведомо обречённой на провал, и… терпящих поражение. Уже в первой картине наличествуют многие фирменные приёмы кинематографиста: эксцентрика на грани абсурда, острая политическая сатира, экстравагантные музыкально-танцевальные номера…

Вторая лента Мела Брукса, экранизация «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, не вызвала энтузиазма, хотя кинематографист неоднократно говорил о неподдельном интересе к русской литературе. Но уже третья – получила огромный зрительский ажиотаж. «Сверкающие сёдла» /1974/, как говорится, камня на камне не оставили от обожаемого американцами вестерна, высмеяв все мыслимые штампы и осрамив наиболее часто встречающиеся архетипы. Здесь и Барт (Кливон Литтл), и закладывающий за воротник уайлдеровский стрелок-виртуоз Уэко Кид, и даже… вождь племени сиу, говорящий на идиш. Естественно, в исполнении лично Мела!

Заслужив доверие продюсеров, Брукс и Уайлдер приступили к реализации, пожалуй, самого амбициозного проекта. Режиссёр искусно стилизовал атмосферу под классические фильмы ужасов 1930-х годов, в которые невольно окунается доктор Франкенстин, считавший знаменитого дедушку шарлатаном до тех пор, пока не попал в фамильный замок и не нашёл его дневник. Если в истории кинематографа и есть интеллектуальная и эстетская пародия, то это – именно «Молодой Франкештейн». Особенно уморительно выступление доктора и Монстра (Питер Бойл) перед публикой на сцене.

Войдя во вкус, Мел Брукс даёт волю своей киноманской натуре. В «Немом кино» /1976/ он с удовольствием возвращается в бесхитростную стихию ранних комических, попутно – нетривиально и изящно (да ещё при содействии когорты кинозвёзд) посмеявшись над нравами «фабрики грёз». В «Страхе высоты» /1977/ проходится по арсеналу выразительных средств и сюжетных поворотов, типичных для мэтра Альфреда Хичкока. Постановщик и по совместительству исполнитель ведущей партии покушается даже на непременный фрейдистский подтекст, представ в эпизоде гипноза в образе Торндайка в младенчестве! А после «Истории мира, части 1» /1981/, право, невозможно смотреть без ухмылки помпезные исторические постановки.

Став некоронованным королём пародий, до которого всё-таки очень далеко и наиболее удачливым конкурентам (например, трио ЦАЦ), Мел Брукс начал работать более степенно. Помимо традиционного для себя жанрового подхода2 он реализовал, наверное, самый личный замысел, как бы окунувшись в мир любимой кинокартины «Похитители велосипедов» /1948/ Витторио Де Сики. Но в данном случае получился весьма, скажем так, специфический неореализм – с безапелляционным выводом: «Жизнь воняет».

Режиссёрский почерк Брукса узнаётся по нескольким кадрам, и в этом смысле он – представитель, скорее, авторского, а не коммерческого кинематографа. Но Мел ещё и не отказывал коллегам, принимая (правда, нечасто) предложения поучаствовать в чужих проектах в качестве актёра. Можно вспомнить и «Фильм о маппетах» /1979/, и «римейк» антифашистской комедии Эрнста Любича «Быть или не быть» /1983/, и «Маленьких разбойников» /1994/, и даже CG-мультфильм «Роботы» /2005/. Другое дело, что и этим творческий диапазон мастера не исчерпывается. Оставив кинематограф, Брукс адаптировал для Бродвея «Продюсеров» – и вновь сорвал банк!

__________
1 – Известен у нас под названием «Напряги извилины».
2 – Научная фантастика в «Космических яйцах» /1987/, киноверсии легенды о Робине Гуде, фильмы ужасов новейшего образца в «Дракуле, мёртвом и довольном этим» /1995/.
© Евгений Нефёдов, 2012.10.15 г.








фильм
фильм «Продюсеры»


фильм
фильм «Немое кино»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Продюсеры»


фильм
фильм «Немое кино»


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2023 — Убийства в одном здании - в 1 эпизоде
— эпизод #3.07 CoBro [2023.09.12]
2022 — Демонёнок - в 1 эпизоде
— эпизод #1.10 Village of the Found [2022.10.20]
2022 — Пёс-самурай и город кошек 6.5/10 (15)
2019 — Вилкинс задаёт вопросы - в 1 эпизоде
— эпизод #1.05 What is Love? [2019.12.06]
2019 — История игрушек 4 7.2/10 (47)
2018 — Монстры на каникулах 3 6.4/10 (46)
2018 — Великий Бастер (документальный фильм)
2015 — Монстры на каникулах 2 7.3/10 (82)
2015 — Комедианты - в 1 эпизоде
— эпизод #1.04 Celebrity Guest [2015.04.30]
2014 — Приключения мистера Пибоди и Шермана 5.7/10 (17)
2008 — Космические яйца - в 13 эпизодах
— эпизод #1.13 Spidermawg [2008]
— эпизод #1.12 Druidian Idol [2008]
— эпизод #1.11 Deep Ship [2008]
— эпизод #1.10 The Skroobinator [2008]
— эпизод #1.09 Fishfinger [2008]
— эпизод #1.08 Spaceballs of the Caribbean [2008]
— эпизод #1.07 Mighty Meteor [2008]
— эпизод #1.06 Hairy Putter and the Gopher of Fire [2008]
— эпизод #1.05 Outbreak [2008]
— эпизод #1.04 Watch Your Assic Park [2008]
— эпизод #1.03 Lord of the Onion Rings [2008]
— эпизод #1.02 Grand Theft Starship [2008]
— эпизод #1.01 Revenge of the Sithee [2008]
2005 — Роботы 7.6/10 (68)
2005 — Продюсеры
2002 — Очень маппетовское рождественское кино
2000 — Секс, ложь и видеонасилие
1999 — Без царя в голове
1998 — Принц Египта 8.2/10 (85)
1997 — Я ваш ребёнок (документальный фильм)
1995 — Дракула: Мертвый и довольный этим 7.2/10 (14)
1995 — Симпсоны - в 1 эпизоде
— эпизод #6.17 Homer vs. Patty and Selma [1995.02.26]
1994 — Маленькие негодяи
1994 — Молчание ветчины
1993 — Робин Гуд: Мужчины в трико 7.7/10 (33)
1991 — Жизнь - дерьмо
1990 — Уж кто бы говорил 2 6.6/10 (13)
1990 — Большой калибр
1987 — Космические яйца - Йогурт 7.2/10 (48)
1983 — Быть или не быть
1983 — Аудиенция с Мелом Бруксом
1981 — Всемирная история. Часть I 7.5/10 (14)
1979 — Шоу маппетов - профессор Макс Крэссман
1977 — Боязнь высоты
1976 — Немое кино - Мел Фанн
1975 — Приключения хитроумного брата Шерлока Холмса
1974 — Молодой Франкенштейн - оборотень / кот, в которого попадает дротик / Виктор Франкенштейн (озв.) (без указания в титрах)
1974 — Сверкающие седла - губернатор Уильям Дж. Лепетомэйн / вождь племени сиу
1970 — Двенадцать стульев
1968 — Продюсеры
1963 — Критик

Режиссер в кино:

1995 — Дракула: Мертвый и довольный этим 7.2/10 (14)
1993 — Робин Гуд: Мужчины в трико 7.7/10 (33)
1991 — Жизнь - дерьмо
1987 — Космические яйца 7.2/10 (48)
1983 — Аудиенция с Мелом Бруксом
1981 — Всемирная история. Часть I 7.5/10 (14)
1977 — Боязнь высоты
1976 — Немое кино
1974 — Молодой Франкенштейн
1974 — Сверкающие седла
1970 — Двенадцать стульев
1968 — Продюсеры

Сценарий/идея в кино:

2022 — Пёс-самурай и город кошек 6.5/10 (15)
2008 — Напряги извилины 7.2/10 (59)
2008 — Космические яйца (сериал)
2005 — Продюсеры
1995 — Дракула: Мертвый и довольный этим 7.2/10 (14)
1993 — Робин Гуд: Мужчины в трико 7.7/10 (33)
1991 — Жизнь - дерьмо
1987 — Космические яйца 7.2/10 (48)
1981 — Всемирная история. Часть I 7.5/10 (14)
1980 — Обнаженная Бомба
1977 — Боязнь высоты
1976 — Немое кино
1975 — Гнилое старое время (сериал)
1974 — Молодой Франкенштейн
1974 — Сверкающие седла
1971 — Костяная аллея
1970 — Двенадцать стульев
1968 — Продюсеры
1963 — Критик
1961 — Дамский угодник

Продюсер в кино:

2005 — Продюсеры
1995 — Дракула: Мертвый и довольный этим 7.2/10 (14)
1993 — Робин Гуд: Мужчины в трико 7.7/10 (33)
1992 — Бродяга
1991 — Жизнь - дерьмо
1987 — Космические яйца 7.2/10 (48)
1987 — Чаринг-Кросс-роуд, 84
1986 — Дети солнца
1985 — Доктор и дьяволы
1983 — Быть или не быть
1982 — Мой лучший год
1982 — Фрэнсис
1981 — Всемирная история. Часть I 7.5/10 (14)
1980 — Человек-слон 8.4/10 (117)
1977 — Боязнь высоты




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура