|
| | |
Вы можете написать свой отзыв на фильм или обсудить уже имеющиеся отзывы.
Cистема «ответов». Если вы ответили кому-то или начали обсуждать чей-то отзыв,
то все обсуждение выводится в отдельный тред, чтобы вы могли общаться, но не мешать основной ветке.
Ваши ответы не выносятся в основной тред, чтобы не создавать флуд. Согласитесь, что не всем приятно читать
десятки постов 2-3 выясняющих между собой отношения пользователей. Теперь любители ругаться/флудить могут это делать
практически без всяких санкций со стороны модерации, но и не мешать тем, кто хочет просто почитать отзывы.
Случайно обнаружив название этого фильма в программе канала без реклам, я невольно включил TV душной летней ночью. Как оказалось, совсем не зря. Воистину редкий фильм, о котором прежде ничего не слышал, может так глубоко осесть в глубине души. Изначально, с первых минут, картина дает представление об эпохе, о быте, о порядках, царивших тогда в Японии, дает понять глубину характера главного героя, его отношения в семье и в миру. Не многое из этого изменится к эпилогу. Поклонники аниме добавили бы к числу жанров фильма "повседневность", что, безусловно, факт, но это ничуть не ограничивает целевую аудиторию. История разворачивается на фоне смутного времени, голода в стране, смены устоявшихся традиций. Прежде процветающее сословие самураев постепенно утрачивает значение, им приходится мириться с низкими доходами, сопутствующими этому лишениями и нуждой. Конечно, это настигло не всех, и группы зажиточных семей могут оказывать некорое покровительство беднякам, но постоянные раздоры, пожирающие кланы изнутри, выматывают все слои общества. Наш герой относится к сословию самураев, но его оклад слишком низок, чтобы соответствовать званию. Имея двух дочерей 5-и и 10-и лет и больную старуху мать, он вынужден заниматься неугодным самураю делом: обрабатывать землю, плести деревянные клетки - этим бедняга только заслуживает презрение более богатых родичей и сослуживцев. Необычно, но он не видит в этом особого унижения, для него счастье, когда вечером его встречают веселые доченьки, для них он и живет. На службе его считают недалёким оборванцем (одно время он бросил ухаживать за собой), они слепо не замечают его трудностей, хотя иногда приглашают его развеяться с женщинами, однако он неуклонно каждый раз после работы сразу возвращается домой. Именно на службе его прозвали Сумеречный самурай. Мы узнаем, что он великолепно образован, пытается воспитать добродетель в дочках, невероятно учтив даже со служкой. Но он одинок, его жена умерла в лишениях. Не имея достатка, не смог он помочь ей преодолеть болезнь. Но романтическая нотка фильма дает надежду, что не всем женщинам, воспитанным не бедными родителями нужен именно богач, который не допустит нужды в доме. Такая женщина ему повстречается - это обернется ему новыми волнениями, проблемами, однако укрепит в нашем сознании впечатление о нем, как о человеке лучших качеств. Ждут своего сцены поединков, а также невероятный эпизод, выбивающий слезу. Фильм лишен откровенной пошлости и жестокости. Кто-то не согласится с последним, но мне видится, что жестокость - лишь тонкая ширма, за которой скрывается колоссальное уважение и честный открытый взгляд на глупые проблемы этого материального мира.
|
Несколько раз мне повезло встретить людей с добрыми глазами, с глазами, которые не ожидают подвоха и только грустно улыбнутся на обидные слова или оскорбления. Такие люди, наверное, редкость. Их нужно беречь, а получается, что общество выдавливает из себя этого "раба" доброты. Главный герой самурай Сейбей именно такой. Но кроме доброты и теплоты в нём есть ещё и самурайский долг. Необходимость следовать ему, а также прислушиваться к мнению окружающих приводит к трагическому противоречию с реальностью. Да, мы видим, как он с честью выходит из предложенного ему поединка, как он остаётся жив и получает в награду немного времени, немного счастливой тихой жизни. Но затем снова повинуясь всё тому же долгу, он погибает (уже за пределами реального повествования фильма), оставив после себя жену и двоих дочерей. Мачеха вырастит их в любви и выведет в люди, фактически показав и доказав, что достойна такого мужа, такого человека. Хочется верить, что деньги, которые дают всё, что душе угодно, и убивают чувства, оставляя лишь расчёт, не уничтожат небольшую часть людей, определяющее слово для которых - Доброта.
|
Критичный, честный взгляд режиссера на эпоху самураев, некоторая склонность к мелодраматизму, разбавленная жестокой иронией, высмеивающей самурайские представления о чести и, в то же время, доброта по отношению к своим героям, - все это создает ту драматическую глубину и достоверность повествования, которая так редко встречается и свидетельствует о его подлинной художественной ценности. Главный герой - по статусу самурай - в душе скорее крестьянин, работающий мелким клерком в казначействе и лишенный каких-либо амбиций. Он типичный интеллигент, болезненно скромный, перечитывающий Конфуция и уважающий окружающих независимо от их статуса, чем брутальный воин, презирающий смерть. Навязываемое ему претенциозное следование традициям "чести семьи" (необходимость организовать "достойные семь похороны"), доводит и так бедного человека до долгов и нищенского существования, вынудив продать меч и, помимо работы клерка, крестьянской работы и работы по дому, подрабатывать мастеря клетки для сверчков. Тем не менее, герой счастлив - несмотря на внешнюю неопрятность, порванную одежду и презрение сослуживцев, он счастлив жить своей простой жизнью, любит своих дочерей, учит их и радуется, глядя на их взросление. Неожиданно в его мир возвращается любовь всей жизни - красавица Томое, такая же добрая и интеллигентная душа, как и Сейбей, не чуждающаяся тяжелой работы и готовая разделить с ним тяготы нищенской жизни, невзирая на привычное для себя богатство. Появление Томое вихрем закручивает привычный уклад жизни Сейбея, толкая его вопреки его воли по пути самурая. Кажется, правда, что в некоторых моментах режиссер, подчеркиваю свою позицию, излишне гиперболизирует, и повествование теряет достоверность. И если ирония над представлениями самураев о чести, которые выставляют их глупыми и смешными, выглядит уместной, то явный акцент на социальной критике выглядит излишне искусственным, так же, как и практически идеальные характеры Сейбея и Томое. Впрочем, ситуацию с идеальными характерами хоть как-то исправляют болезненная скромность Сейбей, его глупость по отношению к намерениям Томое (впрочем, это также и портит фильм, привнося излишний мелодраматизм) и поспешность самой Томое. Главное, все же, в этом фильме социальная критика - издевка над самураями, первый из которых, садист и алкоголик, посчитав за оскорбление быть избитым деревянным мечем, таки был им избит, и позорно просил о мести другого самурая. А второй, вроде бы разумный человек, ни в грош ни ставящий традицию самоубийства, и задающийся вопросам, почему он должен быть мальчиком на побегушках, точно также был задет за "самурайскую честь" тем, что с ним хотели драться деревянным мечом, и, вместо желанного бегства, получил смерть. Главный же герой, до самого конца не желающий никого убивать, мало того, что был доведен до нищеты следованием "обычаям" и никому не нужный, ели сводил концы с концами, а когда его талант потребовался клану, еще и под угрозой изгнания также вынужден следовать кодексу самурая, что привело и его к смерти. Впрочем, как я уже говорил, режиссер любил своих героев и дал им время на счастье - и эти, единственные счастливые моменты жизни Сейбея, как указывает его дочь, никак не были связаны с "самурайством" отца, - это любовь Сейбея к дочерям и любовь к нему самому прекрасной Томое. Такое счастье обыденно, но, на самом деле, также редко встречается, как и характеры, подобные Томое и Сейбею.
|
| | |