Вещь, безусловно, уникальная, и не только по графике - там и сценарий, и музыка, и актёры озвучки - всё на высшем уровне. А недавно я в который раз пересматривал и вот на что обратил внимание.
Центральный момент, стержень и суть 1-й серии - это Казнь в финале Карнавала. Вернее - Искушение.
Книга была читана неоднократно, но эта сцена как-то не сильно запомнилась. Но в "Ганкутсоу" ей отведена ключевая роль. Альбер (юный, наивный, очень добрый и по сути своей – хороший, но изрядно избалованный жизнью виконта) отправляется в путешествие, дабы развеяться. Но проблема в том, что внутренняя "хорошесть" мешает ему тупо жить, есть, спать, тратить папины денежки. Он ищет себя. Ищет испытаний, чтобы проверить – какой он на самом деле?
И вот ему предлагают испытание, искушают действием, которое позволяют себе разве что маньяки и извращенцы: стать богом, судьбой, слепо выбирающей, кому жить - а кому умирать.
Для всего сериала это поворотный момент, но в первой серии это надлом и пытка: поднимешь любую карту - и один из трёх приговорённых будет жить. А если откажешься - умрут все трое.
Ловушка, "вилка", если выражаться шахматными терминами. И понятно, почему Франц (который уже потерял отца и знает, что это такое - смерть) в таком ужасе. Но поздно...
...А потом, после просмотра, я вспомнил Фрэзера - и сцена казни после Карнавала предстала в новом свете. В "Золотой ветви" приводится много примеров подобных же действий из разных стран и эпох. Это Очищающая Жертва - потому на Карнавале разрешено любое веселье и любой грех. Казнённые забирают с собой грехи всех людей - и можно следующий год жить спокойно. Очень древний обряд.
И чем тогда является помилование (которое устроил Монте-Кристо) как не отсрочкой очищения - чтобы грешники не ушли безнаказанно, чтобы судьба (словно для этой цели и пощадившая Эдмона Дантеса) покарала предателей.
Не об этом ли размышлял Монте-Кристо, разглядывая свадебную фотографию Фернана и Мерседес, когда их сын - подтверждение греха - мирно дрых перед его глазами по дороге в порт?..
|