Андрей Тарковский
Имя по-английски | | Andrei Tarkovsky |
Дата рождения | | 04.04.1932 г. |
Пол | | мужской |
Место рождения | | село Завражье, Россия |
Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье, что в Ивановской области близ города Юрьевца. Мать Андрея, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный институт и работала корректором в типографии. Отец, Арсений Александрович Тарковский, слыл в Завражье талантливым поэтом. Когда Андрею было три года, Арсений Александрович покидает село и бросает семью на произвол судьбы. Всю заботу о детях берет на себя Мария Ивановна.
Вскоре Тарковские перебираются в Москву на улицу Щипок, но, толком не освоившись, возвращаются в Юрьевец — война. А Андрей-то только-только пошел в школу. Но уже в 1943 Мария с детьми снова едут в Москву, теперь уже навсегда. Андрей продолжает учебу в школе, правда, не очень успешно, и к 1950 году получает аттестат об успешном усвоении знаний на базе среднего курса, после чего поступает в Московский институт востоковедения на арабское отделение. Не проучившись в институте и года, Андрей определяется во ВНИИ цветных металлов и золота (точнее, его туда определяет мать), где он некоторое время работает коллектором. В 1954 году Тарковский поступает во ВГИК. Там Андрей знакомится со своим учителем и другом Михаилом Роммом, коллегой — Андреем Михалковым-Кончаловским и со своей будущей женой — Ирмой Рауш, в то время еще начинающей актрисой. Совместно с Андреем Сергеевичем Тарковский ставит свой первый фильм и одновременно дипломную работу «Каток и скрипка». Великолепно отснятый материал сразу выделил двух талантливых учеников из общей студенческой массы. ВГИК Андрей Арсеньевич с блеском оканчивает в 1960 году.
Первой самостоятельной работой Андрея становится фильм «Иваново детство» (1962). Сначала картину доверили снимать другому режиссеру, но тот с ней не справился. Новым режиссером ставят Тарковского. Фильм «Иваново детство», эпохальность которого лежит на поверхности, представляет собой особый взгляд на мир и войну, взгляд через глаза десятилетнего мальчика, который был счастлив, имея лишь жизнь и мать, а теперь, потеряв мать, а вместе с ней и жизнь, он специалист-разведчик, служит войне. В самом центре картины разверзается настоящий ад, конец человеческого сознания. Впоследствии «конец» будет ключевой темой всех фильмов Андрея Тарковского. Картина «Иваново детство» получила «Золотого льва» на МКФ в Венеции и множество других наград.
Следующим фильмом Тарковского становится «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»). Хотя картина была готова еще в 1966 году, она не устроила кого-то из партийцев, и было велено её урезать и переснять. В итоге россияне смогли увидеть «Рублева» лишь в 1971 году, да и то в сокращенной версии. На Западе же фильм появился раньше — его продали французскому предпринимателю задолго до сдачи. В 1969 году картина была награждена премией ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах и уймищей других призов. По статистическим опросам критиков «Андрей Рублев» входит в дюжину, а по опросу членов Европейской Академии кино и в восьмерку, лучших фильмов за всю историю кино.
У Тарковского на протяжении всей его жизни рос список гениальных нереализованных идей, но осуществить их ему попросту не давали, к каждому его фильму неустанно придирались члены партийного руководства, требуя переснять, вырезать, убрать. А те фильмы Андрея, которые «проходили», выпускали в такой скромный прокат, что среднестатистический зритель просто не мог их видеть. На Западе же Тарковского буквально боготворили, устраивая всевозможные показы его немногочисленных картин.
К окончанию работ над «Рублевым» у Андрея Арсеньевича было на счету две-три идеи, столько же сценариев и достаточно средств, чтобы реализовать хоть одну из них. Он останавливает свой выбор на романе Станислава Лема «Солярис». Работа над съемками продолжается некоторое время, но фильм выходит с явным опозданием в 1972 году. «Солярис» — фантастическая драма, в которой человек рассматривается под увеличительным стеклом неким Мыслящим Океаном иноземной планеты, а потом подвергается испытанием, как выразился Тарковский и Лем, на совесть. В СССР философско-фантастическую драму не заметили, на Западе — традиционно наградили.
В 1974 году Тарковский ставит художественно-автобиографический фильм «Зеркало». Картину со сказочным монтажом бессюжетного пазла не просто не приняли, а всевозможно обругали и обсмеяли все те же чиновники-партийцы. Не сдержав обиды, Андрей Арсеньевич покидает СССР в 1981 году, но до этого успевает поставить свой последний фильм на родине — «Сталкер», экранизация фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». В фильме продолжает обсуждаться человеческая мораль в центре человека — красная нить творчества Андрея.
После «Сталкера» Тарковский уезжает в Италию, где ставит фильм «Ностальгия» — история про русского поэта, умершего заграницей. В 1983 году Андрей получает награды на МКФ в Каннах: за творчество и премию ФИПРЕССИ за «Ностальгию». Вскоре контракт с итальянцами заканчивается, и Тарковсокму приходится решать: возвращаться в страну, где ему не дают жить и творить, или нелегально пребывать в Европе еще некоторое время. Андрей выбирает второе, о чем заявляет на пресс-конференции в Риме сразу после истечения контракта.
Последними работами автора становятся постановка оперы «Борис Годунов» в Ковент-Гарден и фильм «Жертвоприношение» (1985), съемки которого проходили в Швеции. Фильм был снят за год до смерти великого режиссера и посвящался: «Моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — успел написать Тарковский в эпилоге фильма.
Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года от рака легких. © World Art
| |