World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Уолтер Маттау


Имя по-английскиWalter Matthau
Дата рождения01.10.1920 г.
Дата смерти01.07.1920 г.
Полмужской
Место рожденияНью-Йорк, США
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
Тегиактер

Говорят, Уолтер Маттау не любил, когда его причисляли к комедийным актёрам, считая (и вполне справедливо!) свой талант достаточно разносторонним и глубоким. А между тем, по свидетельству многочисленных очевидцев, никто никогда не мог понять, говорит ли артист всерьёз или в шутку, излагает чистую правду – или беззастенчиво мистифицирует. Чего только стоит знаменитый, затянувшийся за десятилетия розыгрыш Уолтера, при каждом удобном случае уверявшего, будто его настоящая фамилия – Матушанскаяски1, Маташански или Матански!

На самом деле псевдоним Маттау (Matthau) являлся всего лишь искажённым вариантом паспортных данных урождённого Уолтера Джона Мэттау (Matthow), появившегося на свет 1-го октября 1920-го года в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из Российской империи, электрика и торговца Милтона из Киева и его супруги по имени Роуз (в девичестве – Роза Борельская), которая была родом из Литвы. Он с одиннадцати лет выступал на сцене театра, дававшего представления на идише, по окончании школы сменил несколько профессий: лесника в штате Монтана, инструктора в гимнастическом зале, тренера полицейских по боксу. Особую гордость Мэттау составила служба в американских ВВС (в одной эскадрилье тяжёлых бомбардировщиков с голливудским кумиром Джеймсом Стюартом) на фронтах Второй мировой войны, где он героически проявил себя в должности радиста-стрелка B-24, вернувшись домой в звании сержанта с шестью боевыми звёздами.

Уолтер Маттау приступил к основательному покорению профессии лицедея чуть позже, на рубеже десятилетий. Его дебют (вслед за успехами на сцене2) на постепенно набирающем мощь телевидении состоялся в 1950-м, в нескольких выпусках цикла «Люкс-видео театр», а на большом экране – в 55-м, в вестерне «Кентуккиец». Первые роли не принесли особой известности, хотя актёр даже успел попробовать силы в режиссуре – недорогой криминальной драмой «Гангстерская история» /1959/. Однако уже в начале 1960-х режиссёры оценили своеобразие имиджа Маттау, отличающегося демонстративной флегматичностью и язвительностью взглядов. Он оказался незаменим в обличии шерифа Джонсона («Одиночки – храбрецы» /1962/), в качестве мошенника и проходимца, выдающего себя в «Шараде» /1963/ за сотрудника посольства, околпачивая бедную героиню Одри Хепбёрн, и пронырливого частного сыщика, помогающего в «Мираже» /1965/ потерявшему память и запутавшемуся персонажу Грегори Пека. Как следствие, до прорыва оставалось совсем чуть-чуть.

И прорыв состоялся – благодаря легендарному комедиографу Билли Уайлдеру, впоследствии, заметим, много и плодотворно сотрудничавшему с артистом! В «Азарте удачи» /1966/ произошла знаменательная встреча с Джеком Леммоном, одарившая мировой кинематограф одним из самых славных в истории комедийных тандемов, причём – достаточно новым по сравнению с прежними дуэтами (вроде Пата и Паташона или Лоурела и Харди), строившимся не на внешних различиях, а на забавном несходстве характеров и темпераментов. Партия пронырливого адвоката Уилли Гингрича, подбивающего зятя Гарри Хинкла на сомнительную аферу, принесла премию «Оскар». Ещё больше широкой публике понравились бесконечные мелкие перепалки «странной парочки» – Феликса Ангара и Оскара Мэдисона, вынужденных волею случая уживаться в одной квартире. А уж затем…

Кого только не приходилось изображать двум «звёздам»! От коллег-газетчиков (соответственно главного редактора и ведущего репортёра издания) в очередной версии классической пьесы «Первая полоса» до галереи портретов разного рода «ворчливых стариков», с огромным трудом находящих общий язык – но и, похоже, не могущих обойтись друг без друга. В общей сложности Джек и Уолтер снялись вместе в десяти лентах, а ещё Леммон осуществил постановку фильма «Котч» /1971/, где Маттау исполнил главную роль, получив вторую3 «оскаровскую» номинацию.

Впрочем, было бы наивно и несправедливо объявлять Уолтера Маттау «несамостоятельной» знаменитостью. Он не менее блестяще выступал в романтическом амплуа, соревнуясь в остроумии и обаянии с такими самобытными актрисами, как Ингрид Бергман и Голди Хоун (памятный по советскому кинопрокату «Цветок кактуса» /1969/), Барбра Стрейзанд («Хэллоу, Долли!» /1969/), Кэрол Бёрнетт («Пит и Тилли» /1973/), Гленда Джексон («Зов домашнего очага» /1978/), Джилл Клейбург («Первый понедельник октября» /1981/). В случае необходимости – преподавал урок мастерства уморительного существования на экране более молодым коллегам: от Дэна Эйкройда до итальянца Роберто Бениньи. И, наконец, блестяще справлялся с бенефисами.

Из картин, условно относящихся к последней категории, со временем обрели «культовый» статус три. В захватывающих, изобретательных и… умных боевиках «Чарли Вэррик» /1973/ и «Захват поезда «Пелэм Один Два Три» /1974/ Маттау пришёлся как нельзя к месту, умело разряжая атмосферу ехидными комментариями. А уж Роман Полански в «Пиратах» /1986/ позволил исполнителю, отрастившему бороду и нахлобучившему широкополую шляпу морского разбойника, вволю продемонстрировать саркастичность, в том числе с явным уклоном в «чёрный юмор». Вместе с тем – актёр не менее убедительно и ярко проявлял себя в скромных проектах (допустим, в телевизионном детективе «Инцидент» /1990/). На что ещё важнее – Уолтер Маттау вовсе не был предан забвению и в последние годы, в канун Миллениума. Он продолжал время от времени отмечаться на большом экране, по-прежнему являя собой пример неунывающего жизнелюбия и силы духа.


__________
1 – Это даже нашло отражение в титрах фильма катастроф «Землетрясение» /1974/, отмеченного колоритным «камео» «звезды».
2 – Особо выделяют постановку «Анны тысячи дней», одарившую партией восьмидесятитрёхлетнего (!) английского епископа.
3 – Третьей и, увы, последней внимание академиков привлечёт партия в «Весёлой компании» /1975/, где актёр составил тандем с другим комедиантом – Джорджем Бёрнсом.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.05.02 г.








фильм


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Пираты»


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Азарт удачи»


фильм
фильм «Пираты»


Роли в кино:

2002 — Ребёнок с фотографии (документальный фильм)
2000 — Отбой
1998 — Странная парочка II
1997 — В открытом море
1996 — Я не Раппопорт
1995 — Старые ворчуны разбушевались - Макс Голдман
1995 — Лесная арфа
1995 — Барбра: концерт (документальный фильм)
1994 — Коэффициент интеллекта
1993 — Старые ворчуны - Макс Голдман
1993 — Деннис-мучитель 6.7/10 (12)
1992 — Чаплин 8.7/10 (15)
1991 — Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе 8.3/10 (15)
1988 — Чертенок
1988 — Сеанс психоанализа - Дональд Беккер
1986 — Пираты - капитан Томас Бартоломью Ред 7.9/10 (12)
1986 — Один голос
1985 — Толкачи и кидалы
1983 — Школа выживания
1982 — Я должна сниматься в кино
1981 — Дружище, дружище
1980 — Игра в классики
1980 — Маленькая Мисс Маркер
1978 — Скряга в городе
1978 — Калифорнийский отель
1978 — Вызов на дом
1976 — Несносные медведи
1975 — Солнечные мальчики
1974 — Землетрясение - пьяница - в титрах как Walter Matuschanskayasky
1974 — Опасные пассажиры поезда 123
1974 — Первая полоса
1973 — Смеющийся полицейский
1973 — Чарли Вэррик
1971 — Номер в отеле Плаза
1971 — Новый лист
1971 — Котч
1970 — Кинг: кинопротокол… Из Монтгомери в Мемфис (документальный фильм)
1969 — Цветок кактуса
1969 — Хеллоу, Долли!
1968 — Странная парочка
1968 — Сладкоежка
1967 — Руководство для женатых
1966 — Азарт удачи
1965 — Мираж
1964 — Энсин Палвер
1964 — Прощай, Чарли
1964 — Система безопасности
1963 — Шарада - Бартоломей 8.6/10 (14)
1962 — Одинокие отважны
1962 — У кого есть действие?
1960 — Мы незнакомы, когда встречаемся
1958 — Вскачь по кривой дорожке
1958 — Кинг Креол
1957 — Лицо в толпе
1957 — Убийство на Десятой авеню
1957 — Кульминация - в 1 эпизоде
— эпизод #4.11 To Walk the Night [1957.12.19]
1956 — Больше чем жизнь
1955 — Человек из Кентукки
1955 — Индейский воин

Продюсер в кино:

1980 — Маленькая Мисс Маркер




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура