Режиссер "Шпионского моста", один из "отцов массового кинематографа" Спилберг, с его "гуманизмом", вызывает у меня ассоциации с персонажем по имени Гумани из льюисовского "Блуждания паломника", пытавшегося вырастить плоды на голой скале, покрытой лишь "легким покровом мечты". А свойственные Спилбергу сентиментальность и "приятность" вызывают в памяти подозрения Юнга о скрывающихся за ними жестокосердии, бесчувственности и бездушии. Понятно, что фильмы такого режиссера меня особо не интересуют. С другой стороны, к сценарию причастны снобы Коэн, которые, с их ограниченностью, гротеском и вечным мизантропическим хихиканьем, также не вызывают особого энтузиазма. Но вот незадача, объединенные усилия создателя сентиментального ширпотреба и высокомерных карикатуристов дали вполне неплохой результат. "Шпионский мост", конечно, не лишен недостатков, свойственных картинам Спилберга и Коэн - от пафосных "слезовыдавливающих" эпизодов, до злобного бурлеска - но эти недостатки в определенной мере компенсируют друг друга и придают фильму неожиданную глубину.
У пошляка и парочки снобов вышло преинтересное кино - местами довольно неровное, и как бы состоящее из двух отдельных фильмов (слабенькой судебной драмы и шпионского триллера), но держащее в напряжении почти все свои два с лишним часа. И все это, следует заметить, без любовно истории, голых женщин (лишь с легким намеком на романтическую линию студента, которую, к счастью, не стали развивать), перестрелок и погонь. Но зато с прекрасными диалогами, неплохим юмором и запоминающимися остроумными фразами ("А это поможет?") в стиле голливудских фильмов 80-х годов. Для меня, впрочем, "Шпионский мост", это прежде всего три эпизода - разговор в ресторане между Донованом и Хоффманом, выступление Донована в Верховном Суде и разговор Донована с Пауэрсом. Во всех эпизодах Донован высказывает банальные истины, которые, как известно, всегда наименее понятны и очевидны - в первом эпизоде он выражает столь неочевидную для большинства сущность правового государства, напоминая, что именно принятие и соблюдение общих правил (права) делает ирландца и немца американцами, во втором о том, что последовательное соблюдение этих правил дает американцам моральное превосходство, являющееся лучшим оружием против врага, а в третьем эпизоде Донован выражает пожалуй, главную мысль, отличающую христианскую цивилизацию, например, от азиатской с ее культурой стыда - не важно, что о тебе думают окружающие, важны твои поступки. Остальные могут найти для себя в фильме "штучки" вроде "стойкого мужика" (хотя, конечно, упорствовать можно и в глупости и, как по мне, вовсе не обязательно человеку во всем копировать осла), повосхищаться Абелем (тем самым стойким ослом) и остроумными шпионскими играми. 8 из 10
|