Снайдер в своем "Batman v Superman", пожалуй, достиг вершины в работе с мифотворчеством. Если в "300" он занимался лишь стилизацией исторического мифа "Запад-Восток", а в "Хранителях" деконструкцией современного мифологического пантеона псевдоязыческих "божеств" комиксов, то в "Человеке из стали", а затем продолжении "300", Зак уже не просто играется с мифом, стилизует или деконструирует его, а пытается превратить в эффективный инструмент донесения до массового зрителя реальных политических проблем и мифа истинного.
Мифология, надолго загнанная в подполье рационализмом и вынужденно действовавшая партизанскими методами, проявляясь в массовой культуре то в виде "научного" эволюционизма, то в виде "научных" коммунизма и расизма, пацифизма, гуманизма и демократии, нигилизма и релятивизма, религиозной обрядовости, теперь смело выходит на сцену через героев комиксов, возрождающих языческий пантеон.
Если христианский символизм еще достаточно робок в "Человеке из стали", протаскивается туда контрабандой, то вопрос цены демократии в продолжении "300" звучит вполне откровенно. Новый "Супермен" аудиовизуально уже претендует на полноценную мифологическую картину мира - зрелище и "мрачный реализм" соединяются с превосходной музыкой и явной отсылкой к страстям Христа. Тут и теодицея - "если Бог всемогущ, то почему он допускает зло?", - и аллюзии неприятия Христа, и Его самопожертвование, извращение в современном мире добра и зла, когда демоны становятся на место ангелов, падение к мира, объявившего, что "Бог умер", и под личиной гуманизма призвавшего демонов, к невиданному ранее злу, надежда на добро и воскрешение, и даже новый Саул - апостол Павел - в лице Бэмена. Политика тоже не обойдена стороной: тут вам и "полезные идиоты" в образе сенатора в исполнении Холли Хантер, верящей в чепуху вроде той, что добро и зло определяются путем диалога, и вырождение демократии в охлократию, регулируемую, как струя воды в кране, средствами массовой информации.
Итак, перед нами полноценный современный миф, а миф бессмысленно пытаться критиковать с позиции логики - миф базируется не на логических построениях, а на фактах и воображении. Миф - это целостное представление о действительности, а не ее аналитическое описание. Поэтому смешно выглядят негативные рецензии критиков - то ли взъевшихся на христианский символизм, то ли на сатирическое изображение леволиберальных полезных идиотов - пытающихся разобрать аудиовизуальный концепт на слова и буквы, которых там, заявляющих о нарушении правил составления несуществующих предложений. Миф неуязвим к подобного рода критике, а сами критики выставляют себя глупцами, вознамерившимися изрубить ветер.
То, что Снайдер хотел донести своим мифом, ему, пожалуй, удалось - он воспользовался современной мифологией для подрыва его же языческих основ, протащив и актуализировав в ней христианство, с его сложными онтологическими вопросами, и настаивая на абсолютности добра и зла, вопреки верованиям в "диалог" всяких полезных леволиберальных идиотов. Все это заключено в прекрасную, увлекательную мифологическую форму, реалистично-мрачную, динамичную и визуально потрясающую. С великолепной музыкой и прекрасным подбором актеров - циничный Эффлек, ироничный Айронс, отстраненный Кэвилл, естественная Адамс, убежденный Айзенберг и даже антично холодная Гадот - все на своих местах. 8 из 10
|