В купе-люкс спецпоезда Москва-Петербург ножевым ранением в грудь убит генерал-губернатор Храпов. Убийца (Константин Хабенский) — профессиональный террорист-революционер, атаман противодержавной группировки «БГ», замаскированный под статского советника Эраста Петровича Фандорина. За расследование этого дела берется сам Фандорин (Олег Меньшиков) и специально присланный из Петербурга вице-директор департамента полиции некто князь Глеб Георгиевич Пожарский (Никита Михалков).
«Игры закончились» — под таким девизом вышла в прокат третья отечественная экранизация романов Бориса Акунина про Эраста Петровича Фандорина. И если сравнивать с тем, что было («Азазель», «Турецкий гамбит»), то «Статского советника» игрой, действительно, не назовешь, то ли оттого, что приключения Эраста в молодости выглядели уж больно карикатурно, то ли из-за знатного преимущества и роста последнего. «Статский советник» — фильм замечательный, хоть и с имеющимися огрехами; он сделан с любовью и уважением, и в этом плане куда правильнее все того же «Турецкого гамбита», где несуразные спецэффекты наполняли то тут, то там экран и забивались в межпространственные трещины повсеместной сухости и скукоты. Сам роман Б. Г. Акунина в таком положении девальвировал до рубля. «Статский советник» в этом плане исправился и преуспел — спецэффекты удалились, а тонкость и серьезность добавилась, что так к лицу историческому повествованию и хорошим актерам. А актеры в фильме — элита, козырь повествования. Такие имена редко собираются в одном ковчеге: Никита Михалков, Олег Табаков, Олег Меньшиков, Владимир Машков, Оксана Фандера, Константин Хабенский, Фёдор Бондарчук и др. Они полонят зрителя профессиональностью и возрастным противостоянием. А театрализованность происходящего, когда события вершатся, словно на балу с чередой знакомых лиц, прикрытых платьями и маской, сменяется неописуемым восторгом от любимого Паратова в образе Никиты Сергеевича и юнкерской выдержкой настоящего Фандорина-Меньшикова.
Неразлучная парочка Михалков и Меньшиков в «Статском советнике» — это незабываемый диалог двух противоречивых, но касающихся друг друга мнений, породивших миллионы сторонников и противников, красную и белую массу, спровоцировавшую кровавую резню. И на экране этот диалог красив и безупречен; долог, но не надоедлив, во многом за счет колоритности и харизматичности персонажей, созданных великими актерами, без которых бы в фильме отсутствовало всякое великолепие.
А без Михалкова фильм лишился бы не только великолепия, но и профессионализма, так как помимо своих актерских талантов Никита Сергеевич еще и замечательный режиссер, и заметный авторитет на съемочной площадке. Что же касается режиссера «Статского советника», молодого Филиппа Янковского, то он справился со столь серьезной и ответственной постановкой лишь постольку, поскольку ему помогала матерая рука крестного отца российской кинематографии. А несерьезность и несоответствие отдельных фрагментов и эпизодов только показывает, сколь велика разница между продвинутым клипмейкером и режиссером. Его неуверенность в одних и чрезмерная уверенность в других эпизодах полностью очернила постановку в целом и впечатление от эпилога в несуразную попсу мобильного тинейджерства нового российского кино в частности.
И это несоответствие между неопытным молодым и сверхэлитарным старым порождает те огрехи и несуразицы, которые упомянуты выше. «Статского советника» хотели подготовить для всех, чтобы каждому было легко и приятно смотреть этот фильм, но в погоне за увеличением забитых и довольных кресел создатели упустили общую атмосферу, а точнее каждый тянул на себя… И получилось кино, которое в общем-то приятно смотреть, но которое оставляет неприятный осадок незавершенной совершенности.
|