"Облачный атлас", несмотря на свою вторичность (общее место большинства рецензий - кивание на фильм "Фонтан"), нью-эйджевское наполнение (профанированное учение о карме и реинкарнации, шаманизм, эклектическое смешение религиозных штампов, гностицизм и проч.) и неравноценность сюжетных линий, довольно неожиданно увлек мое внимание. Что же делает интересным этот фильм? Отчасти это добротный голливудский уровень сюжета, с противостояниями, спецэффектами и хэппи-эндом вопреки всему. Но одного этого мало - такого добра полно в любом среднего уровня голливудском продукте. На мой взгляд, "нерв" в "Облачный атлас" добавляет пристрастность, личный поиск его создателей. В самом деле, не себе ли когда-то задавал прозвучавший в самом начале фильма вопрос "если мир сотворен Богом, как узнать, что мы вправе в нем изменять, а что должно остаться священным и неприкосновенным?" Ларри Вачовски, стремясь стать Ланой Вачовски? Спрашивал ли он себя, "вправе ли я изменить свою природу и превратиться из мужчины в женщину"? Наверняка спрашивал. Ну а если есть страстное желание что-то сделать, в бой вступает рационализация, призванная оправдать любую страсть. Что там говорят главные злодеи "Облачного атласа"? "В основе всего лежит порядок. И истина в том, что этот порядок должен соблюдаться". Тут подразумевается, вероятно, что и Бог, сотворивший мир, тоже злодей, поскольку установил для своих творений порядки - заповеди. "Старый-добрый" гнозис с его злым Творцом-Демиургом (на место "добра" логично становится его противник - змей), призывается на помощь Ларри в его страстном желании стать женщиной. Что же за ответы предлагают гностики на вопрос Ларри? Ответа два: аскеза ("ага, разбежался" - подумал Ларри), либо нарушение всех запретов ("а вот это по мне!" - умилился Вачовски). В самом деле - если Творец плохой (как, например, создатели "фабрикатов"), его правила просто необходимо нарушать и бороться с ним самым решительным образом. "Любые границы условны и созданы, чтобы их преступать" - приоткрывают нам "великую" тайну герои "Облачного атласа". Которые, естественно, по исконно-гностическим "понятиям", избранные и посвященные пневматики (те, что с кометами). "Вуаля!" - восклицает Ларри - "мое желание не только оправдано, несет в себе высшую мудрость гнозиса и избранничество, но и благородно - почти как битва Солженицина с тоталитаризмом" - и становится Ланой. Все же, удивительный инструмент, человеческий разум - при большом желании самую черную тьму может представить тебе светлейшим светом, и любую ложь - истиной. Разумеется, все это произойдет только в твоем солипсическом сознании и, в крайних формах, приведет к душевной болезни - но кому какое дело, если очень уж хочется? Но самый забавный элемент во всей этой ахинее, это то, что "освобождение" ни от чего не освобождает и ни к чему не ведет - все вертится в колесе сансары (перерождений), подчиняясь неумолимому закону кармы. К чему в конце фильма приходит человечество и главные герои? Загадили землю и полетели загаживать новую планету, снова и снова перерождаясь для бессмысленного бунта, но неспособные выйти за рамки главного тирана - сансары, и обреченные крутиться в ней как белки в колесе. В общем, "Облачный атлас" фильм довольно незатейливый, если не примитивный, но, нужно отдать должное, - полагаю, достаточно увлекательный для широкой публики благодаря своему соблазнительному гностическому пафосу, за которым кроется личная трагедия и личный поиск человека, заблудившегося во тьме и желающего выдать ее за свет.
|