World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (35)
-связки


 Промо
-постеры (16)
-кадры (3)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



Иван Грозный — Комментарии

Вы можете написать свой отзыв на фильм или обсудить уже имеющиеся отзывы.

Cистема «ответов». Если вы ответили кому-то или начали обсуждать чей-то отзыв, то все обсуждение выводится в отдельный тред, чтобы вы могли общаться, но не мешать основной ветке. Ваши ответы не выносятся в основной тред, чтобы не создавать флуд. Согласитесь, что не всем приятно читать десятки постов 2-3 выясняющих между собой отношения пользователей. Теперь любители ругаться/флудить могут это делать практически без всяких санкций со стороны модерации, но и не мешать тем, кто хочет просто почитать отзывы.





1. Maria | СА?: 5 лет 11 месяцев | отзывов 47, их сочли полезными 163 раз(а)2009.11.01

Фильм смотрела не меньше десяти раз. С удовольствием посмотрю еще раз сто. Чистая поэзия в кино, невероятное, потрясающее по красоте и силе зрелище в создании которого принимали участие настоящие гении 20-го века – Эйзенштейн и Прокофьев, да еще целый сонм божеств великого русского кино – Черкасов, Жаров, Целиковская, Кадочников, Бирман и многие другие.
Даже сейчас этот фильм 1944 года смотрится современно. Высочайший уровень съемок, композиционные решения, необычные ракурсы впечатляют по-прежнему и свежести не теряют, даже не смотря на многократные цитирования и заимствования. Зажатый в тиски сталинской цензуры режиссер нашел блестящий выход из положения – истинный религиозный, нравственный, исторический подтекст картины как бы зашифрован, он рефреном следует за повествованием, он словно колокольный звон – ни разу не раздражает, не навязывает сам себя, но в то же время звучит глубоко, ясно и внятно. Достаточно послушать пение, рассмотреть иконы и росписи в царских палатах и церквях, приглядеться к пещному действу и пляске опричников…
Что можно сказать об актерах?
Черкасов в роли Ивана Грозного – невероятно экспрессивен и пластичен, настоящая мутация духа, путь от светлоликого, ясноглазого витязя до изможденного, уставшего, полубезумного, экзальтированного царя возомнившего себя копией Христа. Человек, раздавленный тяжким бременем власти – сильный и слабый одновременно. Странно, как по-детски жадно, отчаянно он тянется к друзьям, родным выискивая у них поддержки, любви и участия, удивительно какую немыслимую, нечеловеческую боль причиняют этому «железному игумну» потеря жены, измена друга, даже подозрения в адрес отравительницы Ефросиньи… И вдвойне удивительно как Иван едва подружившись с сыном Ефросиньи - беззащитным дурачком Владимиром просто, безжалостно и цинично расправляется с ним, как легко, из одних лишь пустых подозрений осуждает на смерть родственников митрополита Филиппа… Двойственность во всем, двойственность образа от начала первой до конца второй серии, сильнее всего выразившаяся в последней речи Ивана – несомненная уверенность в своей правоте, горячий патриотический призыв и все это с колючим тяжелым взглядом, в алых всполохах, в окружении черного сонма вооруженных опричников.

Жаров в роли Малюты Скуратова – «Знаю, пес. Пес и есть. Да предан пес. Не выдаст пес». Хитрый наглый мужик, тем не менее, готовый за Ивана любому глотку порвать. Невероятно преданный и жестокий, и в то же время свято уверовавший в царя и в дело его. Человек, чья преданность и забота даже самого Ивана угнетает. Потрясло еще то, что в фильме Малюта… красивый. Вот уж чего совсем не ожидала. То ли обаятельнейший Жаров виноват, то ли художник Эйзенштейн… Очень необычный, странный персонаж получился – мощный и красивый, отвратительный и жалкий одновременно…

Целиковская в роли царицы Анастасии, жены Ивана – нежная и беззащитная на первый взгляд, она преображается во время болезни царя, одна отчаянно противостоит и боярам и Ефросинье, защищает и мужа и ребенка. Ослепительно белое одеяние и широко распахнутые искрящиеся глаза – Анастасия, пожалуй, самый светлый персонаж фильма, это подчеркивается даже визуально, особенно по контрасту с «черной паучихой» Ефросиньей Старицкой.

Бирман в роли Ефросиньи Старицкой и Кадочников в роли ее сына Владимира – недаром упоминаю их вместе, потому что эти двое, будучи по фильму ближайшими родственниками на самом деле представляют собой разительный контраст. Если она похожа не то на ворону, не то на мумию, не то на черную паучиху, жесткая, исступленная с острым пронзительным взглядом, то он – беззащитный, нелепый, неуклюжими связанными движениями, напоминающий куклу. Неприятно самодоволен Владимир у постели больного царя, но уже на пире опричников, забыв обо всем охотно, весело и по-детски доверчиво болтает с Иваном, как с лучшим другом, по ходу выдавая все замыслы своей матери и тем самым фактически подписывая себе смертный приговор.
И, конечно же, безусловного упоминания заслуживают Федор Колычев (митрополит Филипп) в исполнении Абрикосова – в фильме он представитель скорее воинствующей церкви, отнюдь не смиренный, очень решительно и храбро противостоящий самодурству и жестокости своего друга детства Ивана, Андрей Курбский в исполнении Названова – эффектный красавец, вечно колеблющийся и разрываемый между сердечной привязанностью к Ивану, тайной страстью к Анастасии и неуемной жаждой власти, Федор Басманов в исполнении Кузнецова – необычайно красивый молодой человек, чья искренняя любовь к царю и восхищение им, впоследствии сменились на слепое бессмысленное поклонение само провозглашенному кумиру, мальчик в роли юного Ивана Грозного – его необычное, почти иконописное лицо надолго врезается в память.
Но и в заключение хочется сказать может быть о самом главном – режиссер избежал натуралистичного изображения зверств Ивана, он не пытался пугать бутафорской кровью, он лишь создавал ощущение тоски, страха, безнадежности, что в сто крат ценнее и сильнее. Режиссер потрясающе воссоздал эпоху – невозможно забыть каменные палаты Ивана, роскошную обстановку, потрясающие воображение костюмы (они стали, пожалуй, полноценными участниками фильма – достаточно только вспомнить самый настоящий «танец» великолепных одеяний Ивана и Колычева). Каждая деталь, даже четки в руке у царя работают на атмосферу. Все это вместе взятое говорит о том, что перед нами Русь, такая, какой она была, не смотря на террор и разные смуты – великой страной великой средневековой культуры (по выражению Лихачева). И уже потом, через много лет пришел другой неоднозначный человек, великий тиран и правитель «царь-кот» Петр первый - и сделал Россию великой страной нового времени.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура