World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (35)
-связки


 Промо
-постеры (16)
-кадры (3)
-трейлеры (1)


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 49, последняя: 2023.01.13

Иван Грозный


НазванияIvan Groznyy I / Ivan the Terrible, Part One / Ivane Mriskhane, natsili pirveli
ПроизводствоСССР
Форматполнометражный фильм
Хронометраж100 мин.
Жанрбиографический, исторический
Первый показ1944.12.30 (СССР)
РежиссёрСергей Эйзенштейн
Сценарий, идеяСергей Эйзенштейн
КомпозиторСергей Прокофьев
В ролях Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров, Амвросий Бучма и другие


Средний балл8.1 из 10
Проголосовало
17 чел.
Место в рейтинге1293 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Иоанн IV Васильевич (Николай Черкасов), великий князь Московский и всея Руси, венчается в Успенском соборе Московского Кремля на титул царя всея Руси, принимая возложение Животворящего Древа, бармы и шапки Мономаха. У молодого государя есть сторонники — однако далеко не все, в том числе из родственного окружения, готовы признать самодержца. Иван Грозный предпринимает поход на Казань, одерживая блестящую победу над недружественным ханом. Но у него остаются не менее опасные внутренние враги, начиная с царской тётки Ефросиньи Старицкой (Серафима Бирман), и даже ближайший сподвижник, ярославский князь Андрей Михайлович Курбский (Михаил Названов), предаёт Ивана...

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма  Трейлеры
посмотреть все кадры [3]  посмотреть все ролики [1]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2012.03.29Авторская оценка:  9/10

У тех, кто хотя бы бегло (но всё-таки не односторонне, сопоставляя мнения разных историков и дошедшие до нас воспоминания участников событий) ознакомился с периодом правления Ивана Грозного, может сложиться впечатление весьма краткого и даже обрывочного изложения советскими кинематографистами фактов биографии русского царя. Забегая вперёд, отметим определённое созвучие позиции Сергея Эйзенштейна выводам Н.М. Карамзина, поскольку в самом разделении (кстати, изначально не предполагавшемся) фильма на две части невольно слышатся отголоски утверждения о великом и мудром государе в первую половину царствования и беспощадном тиране – во вторую. Не получив (в силу непростой международной обстановки) одобрения двух разрабатывавшихся замыслов1, режиссёр не скрывал того неподдельного энтузиазма, с каким откликнулся на идею новой исторической киноленты, всё-таки значительно отличающейся от сугубо героического опыта «Александра Невского» /1938/. Сценарий первой серии одобрил лично Иосиф Сталин, который оказал постановщику поддержку и в ответ на его письмо с жалобами на вмешательства И.Г. Большакова, председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. и объяснениями причин задержки окончания работы. Кроме того, общеизвестно, что картина, долго и с неизбежными для военного времени трудностями снимавшаяся в Казахстане, на киностудии Алма-Аты, будучи представленной публике в январе 1945-го, получила благожелательный отзыв руководства страны и принесла создателям Сталинскую премию I степени. Однако всё это является, на мой взгляд, недостаточным для подтверждения распространённого мнения о том, что истинные убеждения режиссёра раскрылись лишь во второй (а то и в третьей, так и не увидевшей свет в завершённом виде!) серии, подвергнувшейся официальной критике и запрещённой вплоть до 1958-го года.

Эйзенштейн прибегнул к уникальному, в известном роде гениальному драматургическому приёму, пойдя на резкие, так сказать, повествовательные самоограничения – вычленив из многообразия фактов, в том числе действительно важных, всего несколько ключевых эпизодов. Достаточно вспомнить немые эпические шедевры, включая его собственные произведения2, чтобы понять, насколько революционным оказался такой подход. Это не вызовет особого удивления, если ознакомиться с циклом интереснейших теоретических исследований, где мастер вплотную подошёл к осмыслению феномена глубинной мизансцены, – но куда существеннее, что на практике Сергей Михайлович явно не довольствовался, не уступая в том ни Уильяму Уайлеру, ни Орсону Уэллсу, выразительными возможностями внутрикадрового монтажа. Вспомним хотя бы пышный, величественный, торжественный обряд коронации, не просто несущий информационно-иллюстрирующий характер или даже служащий завязкой – за считанные минуты экранного времени исчерпывающе раскрывающий ту обстановку, в какой пребывало Московское государство в середине XVI века. То же самое и в случае с народным мятежом, омрачённым поджогом Замоскворечья, и с осадой Казани, и с мнимой смертью Ивана Грозного, вскрывшей продажную сущность бояр. Не все детали интерьеров и убранства исполнены символизма подобно изображению Луны на доспехах и щите князя Курбского или оку с фрески, «укоряще» взирающему на Андрея Михайловича, соблазняющего царицу Анастасию, но обязательно – гармонируют с общим настроением, включены в многосложный художественный мир, вбирающий и тончайшее искусство умолчания и недосказанностей. Не менее сильно поражает редкостное чувство ритма, которому (лишь направляемому музыкой Сергея Прокофьева) теперь подчинены не кадры в их стремительной смене, а каждое движение камеры, игра теней, звучащие реплики и жесты, вплоть до пронзительных и многозначительных взглядов.

«Два Рима пали, а третий – Москва – стоит, и четвёртому Риму не быть», – торжественно вещает Иван IV, и в ответ на встревоженные приглушённые реплики иноземных посланников о том, что «Папа не допустит», «император не согласится» и «Европа не признает», следует резонное замечание ещё одного («сильным будет – все признают»). Не следует забывать, что и научные методы постижения истории, постоянно совершенствующиеся, отнюдь не свободны от безотчётного или вполне сознательного субъективизма, зачастую служа не постижению правды, а проведению нужной идеологической концепции. Художественное же произведение, реконструирующее канувшие в Лету реалии, представляется тем более выдающимся, чем полнее и глубже раскрывает собственную эпоху. В «Иване Грозном», и в значительной степени – именно в первой серии, Эйзенштейн говорит, конечно, и о современной ему Советской России. О стране, вновь, пусть и ценой огромных жертв, устоявшей под натисками с Запада и с Востока – и возвеличевшей свою ратную и трудовую славу. О стране, не допустившей (в чрезвычайно сложный момент, когда – шутка ли – сменился общественный строй!) внутреннего раскола, извёдшей крамолу и с корнем вырвавшей измену современных бояр. О стране, сплотившейся, приняв истину того, что «не можно царю царство без грозы держати», вокруг государя, безжалостного к изменникам, да поднимающего на величество всех, кто «против недруга крепко стоит», и не дающего в обиду людей работящих. «Один, но един» – такое ёмкое выражение получил замысел фильма, завершающегося на возвышенной ноте грандиозного народного призыва к царю, уединившемуся в Александровской слободе.


__________
1 – Остаётся только гадать, насколько впечатляюще были бы раскрыты и английская колониальная политика, и т.н. дело Бейлиса.
2 – Наряду с детищами Александра Довженко, Всеволода Пудовкина, Фридриха Эрлмера, Григория Козинцева и Леонида Трауберга и др.



Информация о серии
1.Иван Грозный (1944)
2.Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор (1959)
3.Иван Грозный. Третья серия (1988)
4.Грозный (2020, сериал)


Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Maria | СА?: 5 лет 11 месяцев | отзывов 47, их сочли полезными 163 раз 2009.11.01

Фильм смотрела не меньше десяти раз. С удовольствием посмотрю еще раз сто. Чистая поэзия в кино, невероятное, потрясающее по красоте и силе зрелище в создании которого принимали участие настоящие гении 20-го века – Эйзенштейн и Прокофьев, да еще целый сонм божеств великого русского кино – Черкасов, Жаров, Целиковская, Кадочников, Бирман и многие другие.
Даже сейчас этот фильм 1944 года смотрится современно. Высочайший уровень съемок, композиционные решения, необычные ракурсы впечатляют по-прежнему и свежести не теряют, даже не смотря на многократные цитирования и заимствования. Зажатый в тиски сталинской цензуры режиссер нашел блестящий выход из положения – истинный религиозный, нравственный, исторический подтекст картины как бы зашифрован, он рефреном следует за повествованием, он словно колокольный звон – ни разу не раздражает, не навязывает сам себя, но в то же время звучит глубоко, ясно и внятно. Достаточно послушать пение, рассмотреть иконы и росписи в царских палатах и церквях, приглядеться к пещному действу и пляске опричников…
Что можно сказать об актерах?
Черкасов в роли Ивана Грозного – невероятно экспрессивен и пластичен, настоящая мутация духа, путь от светлоликого, ясноглазого витязя до изможденного, уставшего, полубезумного, экзальтированного царя возомнившего себя копией Христа. Человек, раздавленный тяжким бременем власти – сильный и слабый одновременно. Странно, как по-детски жадно, отчаянно он тянется к друзьям, родным выискивая у них поддержки, любви и участия, удивительно какую немыслимую, нечеловеческую боль причиняют этому «железному игумну» потеря жены, измена друга, даже подозрения в адрес отравительницы Ефросиньи… И вдвойне удивительно как Иван едва подружившись с сыном Ефросиньи - беззащитным дурачком Владимиром просто, безжалостно и цинично расправляется с ним, как легко, из одних лишь пустых подозрений осуждает на смерть родственников митрополита Филиппа… Двойственность во всем, двойственность образа от начала первой до конца второй серии, сильнее всего выразившаяся в последней речи Ивана – несомненная уверенность в своей правоте, горячий патриотический призыв и все это с колючим тяжелым взглядом, в алых всполохах, в окружении черного сонма вооруженных опричников.

Жаров в роли Малюты Скуратова – «Знаю, пес. Пес и есть. Да предан пес. Не выдаст пес». Хитрый наглый мужик, тем не менее, готовый за Ивана любому глотку порвать. Невероятно преданный и жестокий, и в то же время свято уверовавший в царя и в дело его. Человек, чья преданность и забота даже самого Ивана угнетает. Потрясло еще то, что в фильме Малюта… красивый. Вот уж чего совсем не ожидала. То ли обаятельнейший Жаров виноват, то ли художник Эйзенштейн… Очень необычный, странный персонаж получился – мощный и красивый, отвратительный и жалкий одновременно…

Целиковская в роли царицы Анастасии, жены Ивана – нежная и беззащитная на первый взгляд, она преображается во время болезни царя, одна отчаянно противостоит и боярам и Ефросинье, защищает и мужа и ребенка. Ослепительно белое одеяние и широко распахнутые искрящиеся глаза – Анастасия, пожалуй, самый светлый персонаж фильма, это подчеркивается даже визуально, особенно по контрасту с «черной паучихой» Ефросиньей Старицкой.

Бирман в роли Ефросиньи Старицкой и Кадочников в роли ее сына Владимира – недаром упоминаю их вместе, потому что эти двое, будучи по фильму ближайшими родственниками на самом деле представляют собой разительный контраст. Если она похожа не то на ворону, не то на мумию, не то на черную паучиху, жесткая, исступленная с острым пронзительным взглядом, то он – беззащитный, нелепый, неуклюжими связанными движениями, напоминающий куклу. Неприятно самодоволен Владимир у постели больного царя, но уже на пире опричников, забыв обо всем охотно, весело и по-детски доверчиво болтает с Иваном, как с лучшим другом, по ходу выдавая все замыслы своей матери и тем самым фактически подписывая себе смертный приговор.
И, конечно же, безусловного упоминания заслуживают Федор Колычев (митрополит Филипп) в исполнении Абрикосова – в фильме он представитель скорее воинствующей церкви, отнюдь не смиренный, очень решительно и храбро противостоящий самодурству и жестокости своего друга детства Ивана, Андрей Курбский в исполнении Названова – эффектный красавец, вечно колеблющийся и разрываемый между сердечной привязанностью к Ивану, тайной страстью к Анастасии и неуемной жаждой власти, Федор Басманов в исполнении Кузнецова – необычайно красивый молодой человек, чья искренняя любовь к царю и восхищение им, впоследствии сменились на слепое бессмысленное поклонение само провозглашенному кумиру, мальчик в роли юного Ивана Грозного – его необычное, почти иконописное лицо надолго врезается в память.
Но и в заключение хочется сказать может быть о самом главном – режиссер избежал натуралистичного изображения зверств Ивана, он не пытался пугать бутафорской кровью, он лишь создавал ощущение тоски, страха, безнадежности, что в сто крат ценнее и сильнее. Режиссер потрясающе воссоздал эпоху – невозможно забыть каменные палаты Ивана, роскошную обстановку, потрясающие воображение костюмы (они стали, пожалуй, полноценными участниками фильма – достаточно только вспомнить самый настоящий «танец» великолепных одеяний Ивана и Колычева). Каждая деталь, даже четки в руке у царя работают на атмосферу. Все это вместе взятое говорит о том, что перед нами Русь, такая, какой она была, не смотря на террор и разные смуты – великой страной великой средневековой культуры (по выражению Лихачева). И уже потом, через много лет пришел другой неоднозначный человек, великий тиран и правитель «царь-кот» Петр первый - и сделал Россию великой страной нового времени.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура