Воздвигнут в 1693-1699 гг. артелью мастеров во главе с известным зодчим Я. Г. Бухвостовым. Подряд на постройку Бухвостов получил в соперничестве с не менее известным зодчим О. Д. Старцевым. Заказчик собора - митрополит Илларион. Успенский собор своим пятиглавием и шестистолпием иконографически достаточно традиционен. Но колоссальные размеры храма, возведение его на подклете с круговым гульбищем - небывалые. К чертам нового относится также завершение стен фигурными фронтончиками (позднее сбиты и заменены четырехскатной кровлей). Все это, а также сдвоенные вертикальные тяги по фасадам и разнообразнейшие по форме наличники и порталы на фоне красных стен делают собор типичным памятником «нарышкинского барокко». Богатейшая белокаменная резьба порталов и наличников с обильным применением растительных мотивов выполнена артелью мастеров, среди которых упоминаются (кроме Я. Г. Бухвостова) Герасим Иванов, Никита Иустинов и Иван Парфенов. В резьбе порталов широко использованы «хрящевидные» и растительно-завитковые формы так называемого «северного барокко». Ажурный орнамент металлической обшивки дверей имеет слюдяную подкладку. Интерьер отличается пространственностью и обилием света. Четыре мощных круглых столпа-колонны несут высоко поднятые своды, переход парусов к окружности барабанов сделан через небольшие тромпы. Третья пара столпов скрыта за иконостасом. Колонны-столпы рязанского собора - одни из самых грандиозных в древнерусском зодчестве. Иконостас выполнен в 1699 г. мастером Сергеем Христофоровым, возглавлявшим большую артель резчиков. Состоит из восьми ярусов, разделенных карнизами. Сочные формы резьбы витых колонн, консолей, капителей и различных картушей характеризуют стиль барокко. Иконы написаны на рубеже XVII и XVIII вв. художником Николаем Соломоновым. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |