Построен на княжеском (с XVI в. - епископском) дворе, на высоком мысу при впадении ручья Лыбеди в речку Трубеж. Последнее строение рязанских князей, потерявших в начале XVI в. политическую самостоятельность. Этим временем (а не XV в.) и датируется храм. В противовес Москве сооружен в древних (раннемосковских) княжеско-удельных формах: одноглавым, с четырьмя подкупольными столпами, сдвинутыми к востоку, что позволяет предположить изначально ярусную кровлю. После пожара верх храма в середине XVII в. переложен. Позакомарное покрытие заменено четырехскатным, закомары превращены в кокошники. Имеется немало изменений, внесенных в XIX в. По возможности они ослаблены умелой реставрацией. Внутри храма находились гробницы рязанских иерархов. Роспись не сохранилась. Из живописного убранства до нашего времени дошло несколько икон и шитая пелена с изображением «облачного» Успения Богоматери. Пелена может быть датирована началом XVI в. Называется так потому, что слетающие к одру Богоматери апостолы изображены на облачках. Сцена принадлежит к полному иконографическому варианту, с отсечением руки у Авфонии. Пелена шита разноцветными шелками с золотными и серебряными нитями. Приписывается московским мастерицам. Находится в Рязанском краеведческом музее. © Г.К. Вагнер, Старые русские города, «Искусство», М., 1980 г. |