А ведь не так уж просто догадаться по сочетанию описаний, постеров и названий, что история тут поджидает весьма незаурядная. Благоволение древних богинь или нимф к смертным, эльфийские девы, отказывающиеся ради возлюбленных от бессмертия, а с освоением мифологией виртуальных пространств и обязательная романтика людей и андроидов – все это, конечно, темы вечные и нетускнеющие. Но здешняя история несколько не о том. И это чертовски здорово.
...Деве из волшебного народа вряд ли труднее было бы сражаться с каким-нибудь Темным Властелином, чем не давать себя поглотить засасывающему быту и чем работать в таверне под взглядами грубоватых выпивох. Да и необязателен изобретательный Темный Властелин, чтобы кому-то навредить. Достаточно глупого и трусливого короля или похотливого и жестокого принца, по недоразумению обладающих оружием, которое им явно не по уму и способностям, и последствия применения которого часто непредсказуемы. Картонные драконы на параде, солдаты, которые сами над этими драконами смеются – так и умирают тирании, ведь держатся они преимущественно на идеологии и показухе, и когда показуха склепана настолько на скорую руку, что в идеологию не верят даже те, кто составляет основную опору тиранов, то конец не за горами, даже если какое-то время государственная махина еще способна двигаться по инерции.
А если, не смысля в генетике, увлекаться евгеникой – стоит ли потом удивляться, что результат слегка предсказуем?
Все несомненно цепляющие, порой страшные, порой трогательные истории героев часто просто тонут в визуальном оформлении. Костюмы таковы, что их наверное не постыдились бы и братья Хильдебрандт, незабвенные иллюстраторы Толкиена. Честно, это костюмы, так сказать, со своим лицом, и отличаются от тех, которые кроят по стандартному фентезийному заказу. Материала, видимо, героини соткали достаточно, так что избавлены от традиционного неудобства щеголять в бронированных панцу или меховых лифчиках. И демонстрируют, что фентези без оных аксессуаров, паче чаяния, вполне себе возможно. Белые одеяния, волосы точно у финнов или прибалтов – каждая ёльфийка смахивает на маленькую Галадриэль. Дизайн же здешних драконов просто непозволительно прекрасен; таких бы созданий прямиком в произведения Урсулы Ле Гуин, уж она-то смыслит в необычной трактовке драконов.
К тому же до недавнего по меркам истории времени прядение и ткачество занимало в жизни огромного числа женщин основное место. Так что образу пряхи или ткачихи, образу нити или ткани просто полагается сильно действовать на человека, даже на тех, кто в школе счастливо увильнул от изучения греческой мифологии и изумленно воздевает брови при упоминании Арахны, не говоря уж о Клото, Лахезис и Атропос. Неспешно ткущие полотна судьбы девы всегда будут иметь шанс, даже в век самых что ни на есть продвинутых технологий. Такие коннотации непрерывно спрядаемой или обрезаемой/резко обрываемой нити, как рождение, созидание, определение положенного срока земной жизни – они ведь подспудно прячутся в сознании очень многих и готовы вспрянуть в любой момент, лишь бы был правильный стимул. А вплетенная в ткань повесть – это и вовсе этнографически выверено.
И вот для меня показатель качества таких произведений – если при исключении сказочной/фентезийной составляющей все равно остался бы схожий смысл. А он бы тут остался: ребенок, узнавший, что он приемный, может так же непросто это воспринять, даже если его мать не волшебного роду, и многие подростки, как и Эриал, прячут под напускной черствостью глубокую привязанность. Многие вещи, конечно, проговариваются тут чересчур явно – а зритель ведь не всегда дурак, и о чувствах героев может догадаться по взгляду, прикосновению, полунамеку... Хорошо, что пафос почти всегда уравновешивается трезвым, ироническим и прагматичным взглядом на все странника-полукровки. Он успеет сочно отхлебнуть из фляги и подытожить очередной отрезок пути, на котором фольклор, символизм и повседневность делают почти неотличимыми друг от друга и далекое путешествие, и домашний уют.
|