World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (62)
 - компании (1)
 - связки


 На сайтах
 - ANN
 - AniDB
 - MyAnimeList
 - Сетка вещания
 - Allcinema


 Википедия
 - Wikipedia
 - Википедия
 - ウィキペディア


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Субтитры
 - субтитры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
elenaelena
stark69



вернуться на страницу аниме «Дом Пяти листьев» | вернуться на страницу комментариев



SpikeSpigel | СА?: 7 лет 4 месяца | отзывов 72, их сочли полезными 1033 раз 2010.11.29

Всем нам с детства знакома присказка про черно-белые полосы жизни, небезуспешно доказывающая, что любой триумфальный взлет обязательно сменяется стремительный падением, после которого восхождение к сияющим вершинам начинает заново. О чем это я? Метафора про полосы, как нельзя лучше, характеризует творческий путь студии Manglobe. Если все начиналось у новаторской группы анимационных кудесников с ярких блистательных побед и всеобщего признания вкупе с восхищением, то затем стало оборачиваться, мягко говоря, сплошными конфузами. Как говорится "начали за здравие, кончили за упокой". И если Michiko&Hatchin еще можно было с большущей натяжкой и старческим скрипом причислить к ряду знаменательных дебютных начинаний, то Seiken no Blacksmith вышел форменным безобразием, не лезущим ни в какие ворота. Будем называть вещи своими именами – то был провал, измена самим себе, своим принципам, своей, пусть и не слишком многолетней, но истории. И вот, Мэнглоуб явил нам новое творение, которое как раз и должно было ответить на вопрос: вернулась ли студия к себе прежней или превратилась в ширпотребный мэйнстрим?

Знаю, что всех уже замордовал длительными отступлениями, не касающимися напрямую самого аниме, но это, честное слово важно. Важно, потому что Manglobe - это, действительно, Явление, которое еще только формируется, формируется прямо на наших глазах и вся ценность его в том, что пока это еще целая бочка меда, в которую успели бросить лишь пару ложек дегтя. Ну, все-все, завязываю и перехожу к рассказу о House of Five Leaves.

А здесь, знаете ли, удивительное в своей простоте дело: как Вы думаете, какой может быть история, главный герой которой – скучный человек? Не спешите только кричать, что и история будет обязательно скучной, и вообще, садясь за просмотр этого аниме, не спешите. Ни с оценками, ни с выводами, ни с чем-либо другим. Каждый дом начинается с прихожей, и Дом Пяти Листьев не исключений. А по одной только прихожей странно судить обо всем жилище в целом.

Когда дела не клеятся, самый верный способ побороть такое состояние – вернуться к началу, к тому времени, когда все шло хорошо и благополучно. Вот и Мэнглоуб обратился к своим истокам: снова атмосфера Эдо с её самураями, бродягами, разбойниками с больших и малых дорог. Только на сей раз жизнь будущего Токио предстанет перед Вами в несколько ином, чем это обычно бывает, свете. Рассказ о банде похитителей скорее вызовет ассоциации с полуночными посиделками у костра, вокруг которого собрались бывалые тертые калачи, каждому из которых есть, о чем поведать. И сложно сказать, где у этих историй берется начало, кто в них является основным действующим лицом, суть совсем не в этом. Так и здесь: в первых сериях герои только и делают, что сидят за столом, попивая саке и закусывая солеными огурцами. Однако вся соль состоит не только в огурцах, а в этих неспешных диалогах, через которые и набираются сюжетные обороты. Впрочем, вернемся к «скучному герою». Думаю, многим эта история покажется такой же, какое первое впечатление производит её главгерой – пустой. Скучной. Безыдейной. Это заблуждение.

House of Five Leaves удивительным образом напомнил мне другое пристанище охотников за наградой, которое именовалось Корабль Бибоп. Там тоже был свой повар, был свой харизматичный лидер, были там и другие. И что же тогда, спросите Вы, в Доме Пяти Листьев хорошего, если оно только напоминание (пускай и более чем достойное) одной из работ, ставших живой классикой? Ведь сколько уже за эти годы наплодилось клонов Ковбоя Бибопа? Сколько поделок, сдирающих буквально под копирку многие его черты? Так вот нет, в House of Five Leaves нашлось-таки нечто свежее и оригинальное и, как несложно догадаться, оригинальность вся в том самом «скучном самурае» по имени Маса, эдаком рыцаре печального образа на японский лад.

Только непосвященный обыватель думает о самураях, как о самоотверженных, суровых и несгибаемых никакими жизненными ветрами воинах, скачущих по крышам и являющих собой непроницаемость скал. Но мы-то с Вами люди куда более сведущие в этом вопросе и наверняка знающие, что ничто человеческое даже самураям не чуждо, а потому они, эти самые самураи, как и все простые смертные, бывают разными.
Вот и в Пяти Листьях одна из центральных ролей досталась «разной» вариации самурая. Маса с его широко раскрытыми глазами смотрит на мир, как новорожденное дитя, многое не знающее в нем, а потому не понимающее. Он подобен пустому сосуду, который теперь, оказавшись в банде пяти листьев, спустя столько лет бесцельных и никуда не ведущих скитаний, наконец, начинает наполняться. Его флегматичное и простодушное отношение к окружающей суете не может оставить равнодушным – этот образ будет либо бесить и раздражать, либо напротив располагать к себе. Постоянно гложимый сомнениями и обуреваемый гневными нападками совести Маса каждым своим поступком и произнесенной фразой доказывает свою чуть ли не абсолютную честность, которая попросту не может принадлежать этому миру. Одна только мысль о преступлении закона или попытке идти против своего понимания справедливости внушает ему чувство глубочайшего стыда. Неумение сомневаться в других людях обрекает Масу на непреходящие сомнения и обвинения самого себя.

На самом-то деле, Маса – это трагикомичный образ. Во всем. Эти его совершенно нелепые попытки зарабатывать копейки на всякой мелочевке, желание служить в армии, из которой его выкинули, нерешительность с деньгами, боязнь навязывать себя даже тем, кто становится его другом и так далее, так далее. Маса символизирует собой то немногое, что может быть в человеке хорошего, но зачастую (а в наше время так точно) воспринимается обществом, как плохое. И в этом тоже соль: Маса герой не из прошлого, не из далекого Эдо, покрытого толстенным слоем исторической пыли. Нет, он укор и урок настоящему.
Постепенно «скучный самурай» перестает быть провинциальным простофилей, и от этого чуточку теряет своего обаяния. В некоторых эпизодах так и вовсе отходит на второй план, и раскрывается с еще весьма любопытной, на мой взгляд, стороны. Маса – этот тот самый "авторский герой", которые когда-то были так популярны в литературе. Он ненавязчиво подводит все происходящее под одну черту, его устами произносится, если хотите, мораль и главные рассуждения тоже озвучиваются им. Наконец, Маса становится тем звеном, что замыкает разрозненную цепочку банды пяти листьев, становясь, собственно, тем самым «пятым листом» пятиконечного клена.

Впрочем, не единым самураем жива эта картина. Здесь вообще ни одного из персонажей нельзя назвать «центральным». Каждый из пяти листьев в определенные моменты вырывается на первый план, и каждый интересен, благодаря глубокой проработке, по-своему. Статистов и массовки среди них нету точно. По мере развития сюжета нам рассказывается история каждого из персонажей, их путь от обычного городского жителя, бредущего по жизни с опущенной вниз головой, до ищущего лучшей судьбы преступника, бросающего вызов устоям общества. Впрочем, и вор, крадущий деньги не ради себя, и экс-шестерка банды, теперь заботящийся о своей дочери, и бывшая подневольная проститутка, и сам Маса – все они преступники не по призванию, а по нужде. Все, кроме одного.
И, как нетрудно догадаться, этот кто-то есть Яити. Кстати говоря, он и самый очевидный по типажу герой всей истории. Все тот же Ковбой Бибоп породил собой целую армию персонажей, реинкарнирующих образ свободолюбиво одиночки с пышной шевелюрой Спайка Шпигеля. И здешний Яити – одна из наиболее типичных ипостасей Спайка. Притягательная, интригующая, отчасти восхищающая, но виденная перевиденная уже не раз, не два, не три. И опять-таки до уровня оригинала не дотягивающая. Нет, он хорош в своем «костюме» прожженного циника, но, что скрывается за этой маской для меня так и осталось неразгаданным. И не по причине сложности загадки, а банально по причине отсутствия на нее ответа. Если тот же Маса по ходу действия становится все более-более цельным, разным, интересным, наполненным чем-то настоящим, то Яити напротив – с каждой серией становится все более блеклым и пустым.

Что касается сюжета, то он построен по схеме закольцовывающейся истории в истории, где с самого начала зрителю покажут финал, но, разумеется, это станет ясным лишь ближе к опусканию занавеса. Понравились зарисовки на тему вступления каждого из членов в дом листьев. Понравилось и то, что тут не орут на каждом шагу, дескать, мы робин гуды и борцы за доброе-светлое с шилом в одном месте. Нет, здесь этой наивной чепухе не место. Каждый из "благородных разбойников" никакого судьбоносного предначертания в своем воровстве не видит, а, напротив, в полной мере признает, что дело это гнилое, но вот только и жизнь вокруг гнилью пропитана еще сильнее, так что деваться особо некуда. Хороши здесь и небольшие сюжетные вставки, как например приезд сестры Масы: они вносят частичку юмора и разряжают нагнетающуюся под финал атмосферу. Авторы грамотно дирижируют темпом повествования, временами то взвинчивая его, то останавливая до состояния чуть ли не анабиоза. Все это делается к месту: своевременно и органично. Под конец, казалось бы, несвязное и нестройное повествование вдруг превращается в складную мозаику. Интрига сохраняется до последнего, а точки над i расставляются только тогда, когда для этого наступит время. С толком, с чувством, с расстановкой.

А к слову, часто ли Вам доводилось смотреть аниме о самураях (ладно, о временах самураев), где нет практически ни одной сцены с размахиваниями катаной? Вот и я что-то не припоминаю ничего подобного. Меня напротив, всегда удивляло и ставило в тупик, почему "историческая картина" обязательна должна изобиловать сценами всяких там сражений, отрубания голов и прочих не слишком-то гуманных сцен. Как будто бы люди, жившие несколько веков назад, только и делали, что потрошили друг друга. И это еще одно качественное отличие Дома Пяти Листьев от многих-многих.

Концовка же сериала абсолютно в духе Мэнглоуба. Именно так, по сути, заканчивались все их "большие" работы. Сначала бешеный разгон действия до ожидания шекспировского "все умерли", а затем плавный спуск до оптимистичного, но не раздражающего своей несбыточностью, "урок усвоен, выводы сделаны - история продолжается".

Есть ли недостатки? А у кого их нет? К самым явным отнес бы только то, что временами не хватает капельку живости, чуточку движения, малую толику пресловутого экшена. Кому-то не придется по вкусу здешнее оформление, хотя по мне так оно очень здоровское: любопытный широкоротый дизайн персонажей, бэкграунд с использованием всего нескольких тонов и оттенков серо-зеленого цвета, яркие искорки вкрапления пылающих алым огнем кленовых листьев, а какова эта гармошка, скрипящая на заднем фоне? «На любителя» - скажут многие. «На ценителя» - скажу я.

Не посоветую смотреть House of Five Leaves всем. Универсальность искусства, проявляемая в бредоносном словосочетании "must see", это худшая и самая унизительная из всех возможных оценок. Ведь то искусство, что еще изо всех последних сил пытается искусством оставаться, должно и обязано сохранять индивидуальность, а раз так, то нравиться всем и каждому оно не может по определению. Не буду в этой связи в очередной раз приводить примеры горячо "любимых" мною "народных аниме-шедевров", ограничусь лишь тем, что Дом Пяти Листьев ничего общего с "общенародным" и "мастсиновским" не имеет. За что, собственно, ему не респект с уважухой, а простое человеческое спасибо!

Похоже, Manglobe вернулся, тьфу-тьфу-тьфу.


+10Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.







Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура