Кончается эпоха Эдо. Пока что границы Японии еще прочны, но власть сегуната шатается, а «черные корабли» маячат на горизонте. Кризис уже близок – в стране множество безземельных самураев, которым нечего делать и кушать, а очень хочется денег и драки. И вот в столицу прибывает в поисках работы очередной ронин по имени Масаносукэ Акицу, уникальный тем, что отлично владеет мечом, хорошо воспитан, но при этом… патологически застенчив и неуверен в себе. Кому нужен воин, что при встрече с грубиянами лишь извиняется, не поднимая глаз? Акицу вполне мог умереть с голоду, если бы не встреча со странным парнем Яити, по виду плейбоем и повесой, который вдруг предложил ему работу телохранителя.
Даже краткое знакомство показало Масаносукэ, что его новый патрон – бандит и вымогатель, глава шайки «Пять листьев». Бедный ронин за одну разборку заработал больше, чем за год, заодно доказав свою «профпригодность» и немного больше узнав о реальном мире. И, хотя все инстинкты толкали честного самурая поскорее расстаться с криминальным «подельником», было уже поздно. Романтика «благородных разбойников» захватила Акицу и отрезала обратный путь, а в «Пяти листьях» прибавился новый компаньон. Не он первый, не он последний!
"Дом Пяти листьев" необычное аниме. Работы студии Manglobe отличаются своей особой атмосферностью, красотой, вниманием к мелочам. Миры, которые созданы ею, такие живые, а с персонажами по окончании приключения так жалко расставаться. "Дом Пяти листьев" не стал исключением. Пусть мы не раз видели сериалы о самураях, об Эдо, эта история не многим похожа на другие. Здесь нет захватывающих дух сражений, безумных приключений не менее безумных героев, здесь нет ни доли фантастики. Как оказалось в дальнейшем, уже при просмотре, благородных бандитов здесь тоже нет. Я не сделаю открытие, сказав, что это аниме о людях. Возможно, не самых простых, с не самым незаурядным прошлым, занимающихся не самым обычным делом, но не перестающих при этом быть Людьми. Главное, что этим людям ты веришь.
Дом Пяти листьев, магазин заложников. Пять листьев - соответственно, пять членов команды, банды, группировки (есть есть, нужное подчеркнуть). И эти пять человек словно один пятиконечный кленовый листок. До некоторых пор Дом пяти листьев работал вчетвером. Они выбирали какую-то конкретную семью зажиточных чиновников, внимательно следили за ней, после похищали кого-либо и требовали выкуп. Каждый тратил полученные деньги так, как считал нужным. Для них это даже не было работой, ибо причины их деятельности не в недостаке денежных средств. Операции проводились нечасто. В перерывах между ними "Листья" тихо-мирно проводили дни, вечера, ночи в уютном маленьком ресторанчике или занимались другими своими делами. При этом они совсем мало знают друг о друге. Или, точнее будет сказать, что они знают достаточно, чтобы понимать, что говорить друг другу можно, а что нельзя.
И тогда появляется Масаноске - застенчивый самурай с честными-причестными невинными глазами. И он, такой нескладный, не приспособленный к жизни в Эдо, встречает человека, представившегося Яити и предложившего ему работу телохранителя. Так усталый бродячий кот встретил верного сторожевого пса, "ей богу". Так Дом Пяти листьев оказался полон. И с этого момента всё только начинается и никто ещё не знает, что принесёт им случайная встреча, оказавшаяся судьбаносной.
Непривычный дизайн персонажей полностью повторяет стиль мангаки. Приятные холодные цвета пейзажей. Музыка, гармонично вплетённая в повествование. Такое чувство, что весь город, мост через реку, красный клён - всё замерло, застыло, как и люди, привязанные к своему прошлому. Они живут, но ничего вокруг не меняется. Привычка, наверно. Все они больны "синдромом Эдо". Но всё изменится, когда выпадет снег.
Красивая, вдумчивая, печальная история. О чём именно, только ли о Людях, каждый решит сам.
+29
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Ну да, я таки посмотрела Дом пяти листьев. И это было замечательное время, с которым безумно жалко расставаться. В этом аниме нет ничего особенного: никакого захватывающего сюжета, глубоких философских мыслей, кровавых красивых битв. Ничего такого. Это аниме - про людей, про жизнь, про судьбу. Вы окунетесь в темные узкие улочки древнего Эдо, эпохи самураев. Пройдесь по улице красных фонарей, полюбовавшись на прекрасных девушек - ночных бабочек. Побываете в маленьком местном кафе, хозяин которого добрый здоровяк, из которого в свое время не получилось хорошего вора, поэтому он отошел от дел. Помогает ему его милая дочка, которая души в нем не чает. Время от времени туда заходят друзья добряка. Молчаливый парень - хороший вор, а ныне отличный информатор. Красивая женщина, которая когда-то работала в публичном доме, а теперь собирает пятиконечные кленовые листья. Наконец мужчина с необычной внешностью - светлыми волосами и зелеными глазами. Он всегда невозмутив, и даже его улыбка спокойна и холодна.
Так и собираются они время от времени... О, а я вам еще не сказала? Ну да, они же банда. Пять листьев. Похищают кого-нибудь из знатных семей, а затем получают выкуп - неплохие деньги. Зачем они все это делают? А вот тут у каждого своя история, о которой они не спешат рассказывать. Так они и живут.
Но тут появляется простой парень - Маса. Нескладный, простодушный, жутко стеснительный неумеха. И при все при этом самурай. Вот он, наконец появился пятый кончик кленого листа. Теперь точно что-то должно произойти. И этот простой паренек, который не умеет обуздать свой интерес к человеку в силу того, что верит в каждого человека без остатка, и дружит так, как многие уже и не умеют, вдруг переворачивает все сверху донизу. Ну, ведь так оно обычно и бывает в жизни. Те люди, который меняют нашу жизнь, появляются ножиданно, когда меньше всего их ждешь. И про них и не подумаешь, что они те, кто ее изменяют. Так и тут - Яичи-домо говорит, что ему просто нравится смотреть на Масу, его, видимо, забавляет этот нескладный парень, но знает ли он, какую роль сыграет этот самурай-неудачник в его жизни. Герои начинают потихоньку раскрываться перед Масой, а значит и перед нами, да и сам Маса не так прост, как кажется на первый взгляд.
Само аниме напомнило мне Мастера Муши. И не только из-за схожести главных героев, но и самой атмосферы. В этом аниме идеально все. Музыка, картинка, сюжет, герои. Нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения. История течет, как медленная река - неторопливо, без резких поворотов и порогов, и на нее можно смотреть бесконечно, не уставая, не утомляясь. Так и это аниме. Ты не можешь понять, в чем его магия. Нет в нем ничего такого особенного, но оно притягивает тебя, как магнит, и ты погружаешься в этот мир с головой, без остатка и расстаешься с ним тяжело, со слезами радости за героев, но грусти от того, что все закончилось. Но и эта грусть прекрасна.
У таких аниме есть только два минуса. Первый, с ними очень тяжело расставаться. С героями, с миром. Второй, потому что такие аниме лично меня выносят на некоторое время, и после них я не могу смотреть ничего другого. Из мира я выхожу медленно и грустно, обычно под осты этого самого аниме. Так было с Муши, Медом и клевером, Изгнанником. Теперь и с Пятью Листьями.
+18
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Xirurg | отзывов: 312, их сочли полезными 2674 раз
2011.02.08
"Уйдет вся летняя жара, коснувшись лезвия меча -падет осенняя листва! " (самурайская меланхолия в кленовом сиропе октября).
До бесконечности долго можно смотреть, как горит огонь в очаге, как бежит вода в ручье и …как падают осенние листья серий «Sarai-ya Goyou».
Всё возвращается на круги своя: мечу самурая спокойно дремать в ножнах, отчаянию остаться похороненным в прошлом, на всякого лукового мудреца хватит одного праведного до неприличия ронина, а для студии «Manglobe» приходит срок пополнить свой гербарий еще одной, если не орхидеей, то ярким узорчатым пятиконечным листком, точно.
«Дом пяти листьев» - аниме-феномен. Там, где другие аниматоры стремятся привлечь зрителя безостановочным драйвом, плетением паутины интриг и загадок, поразить разломом преступных судеб и невинных сердец, надрывом голосовых связок и человеческих душ – создатели «Sarai-ya Goyou» идут совсем другим путем по опавшей листве меланхолии, среди приглушенных цветов повседневности.
Идут не спеша (еще одно аниме-медитация, где важнее погружение, чем узкие полуосвещенные авторами переулочки сюжета), шаг за шагом, увлекая в мир осени и грусти. И, что самое поразительное, к финалу приходят, несмотря на черепаший спурт, первыми по концентрации внимания в 2010 году, опережая на финише почти всех, кто пытался привлечь зрителя хитроумными техниками «бега по пересеченной сценаристами местности», или допинговыми ускорениями сюжета.
Если из «Мастера Муси» убрать сверхъестественные организмы, а из «Самурая Чамплу» фехтование и тямпуру стилей, что останется в конечном, экстрактном состоянии?! Серая повседневность, уныние и депрессивность, удручающая скука и искусственно продленный зевок? Может быть и так, но никак не в случае с «Sarai-ya Goyou».
Без философской отчужденности или конопляного угара постмодернизма (на радость гурманам отечественным и иностранным), это специфическое блюдо со звучным названием «Дом пяти листьев», на порядок обогатило вкусовую палитру, и далеко не только профиля выпускающей студии.
Было бы пошло и топорно охарактеризовать «Sarai-ya Goyou» смесью, миксом известных компонентов, однако оригинальных рецептов. В арт-хаусном «салате» почти всегда ясно, откуда растут корни у очередного плодоовощного ингредиента, замена курятины на охотничьи колбаски повышает качество обслуживания населения, но отнюдь не качество поваренных книг.
Но оставим в покое набившие оскомину кулинарные сравнения. И вернемся… к Эдо, самураям, гейшам, саке, неоднозначным бандитам и прямолинейным идеалистам. Нет, «дежавю», на сей раз обманывает, банальности, клише, и кабуки ТЮЗа не будет.
О каком трафарете можно говорить, когда экране та же реальность что проносится опавшим октябрьским листом за заиндевевшим после холодной ночи окном. Реальности всегда мало места в рамках ограничений, вечно готова она обмануть простецким видом ловкачей всех сортов и расцветок, и болезненно кольнуть шилом сквозь наброшенную холстину апломба и нажитого с годами цинизма.
Она давит мертвым грузом камня, припрятанного за пазухой, и в последний момент обязательно сведет судорогой пальцы, готовые сложить фигу в кармане и перечеркнет саркастическую улыбку «хозяина своей судьбы».
Реальность пяти участников пьесы дома листьев – она, такая как есть, без прикрас и позолоты, словно поношенные сандалии бедного самурая, богатого добротой и проистекающими от этого комплексами.
Ведь, чем больше думаешь о своем месте на этом пепельно-сером свете, о долге и чести, тем больше понимаешь – нет в жизни прямого пути к счастью. Всегда приходиться плутать по улочкам чужого города, встречать пугающих незнакомцев с глазами голодной мурены, ошибаться на переулках и сворачивать на шаткие подмостки чужих, ошибочно проложенных, мостов из темного прошлого в туманное настоящее.
Пять героев – пять судеб, характеров и темпераментов, пятиконечный лист короткой повести о хороших людях в плохих обстоятельствах. О ком-то, авторы подробно расскажут в ряде арок, кто-то сам своими поступками скажет о себе то, о чем не говорят, даже в исповедях после десятка опрокинутых чашек саке.
Самурай Акину Маса – квинтэссенция интеллигентности, слишком многое замечает и чувствует, но терзается от своей досадной догадливости, владеет мечом, и никак не может с его помощью заработать на сытный ужин. Он честен до наивности, и потому не приспособлен к жизни разбойников и домов терпимости, необоснованно милосерден в пору агонии самурайского стиля владения силой и авторитетом.
Редкий экземпляр, вечно вымирающего вида «маленького человека с большими принципами», непутевый винтик, способный своей несуразностью сломать механизм по перемалыванию людей в кровавое месиво заблуждений и предательств.
Плохо поддается отшлифовке, как бы его не пытались сломить промахи и неудачи, кажется неловким пришлым и подозрительным чужаком, потерянным в суете «время-деньги», но он единственный, кто точно знает, как, же найти средство к спасению, ни жизни, но чистоты духа. Его проще убить, чем заставить отступиться от своих понятий о преданности или ответственности.
Он болен недугом Эдо, несуразен в разборках и неуклюж в лицемерии, при этом он сам – лекарство для тех, кто акклиматизировался к жестокой обыденности городов, но, никак не желают залечить свои старые душевные раны из-за ложной гордости «матерых волков в стаде паршивых овец».
Резкий, словно вырубленный из цельной чурки, здоровяк-трактирщик, под его нарочитой грубостью скрывается отеческая забота, отнюдь не только к дочери. Судьба посылает ему в награду за терпение самурая-самоеда, понимание главарей банд, испытания и житейские заботы. Вор-расстрига Мацу, информатор-ювелир, закрытый к чужому вниманию и незаметный в ночной темноте налета, - неудачник-самурай успешно подберет ключ к его секретному запору сердца.
Красавица в стиле уки-ё – о ней вы узнаете меньше всего, о чем вы еще хотели бы знать, оставаясь другом, кроме участи гейши, проданной за долги. Неопытный в любовных утехах Маса, он для нее, пожалуй, единственное доказательство – не все в жизни продается ради личной выгоды, и не всё покупается золотом или властью.
И наконец, седовласый хитрец Яити/Яичи – знаток интриг и мастер манипуляций, за его мутными глазами Масу единственный, кто разглядел мазохистскую боль одиночества и тлеющий годами огонек мести самому себе.
В «Sarai-ya Goyou» мастерская игра полутонами и эмоциональными оттенками, и не только туманно-серым, бытовым-обжитым коричневым, празнично-декадеские брызги оранжевого и пылающий костер кардинального красного. Все палитру человеческих чувств, пастораль осенней грусти и акварель ранних ноябрьских заморозков, прихотливую вязь тонких чернильно-черных линий и смелые мазки маслом.
Без кричащих всполохов мелодрамы, минимум слез (пусть дожди льют грустную влагу на раскисшую твердь земную), без фальшивого смеха и натянутых улыбок, скорее трагикомично, чем заразительно смешно в самых забавных ситуациях. Без фонтанов лишней крови, только тонкий ручеек на лезвии ножа или катаны, сдержано, чтобы не выпустить сквозь крепко стиснутые зубы вопля отчаяния, не позволяя руке дрогнуть, а языку сболтнуть лишнего.
Под пыхтение аккордеона, рокотание басов и стрекот сямисэна, через прихотливую вязь ритмов электроники и волн этно-мотивов, с помощью вальса и ноктюрна можно услышать без искажений, и отголоски эпохи (лейтмотивы Эдо только фон), и мелодии пяти личностей, не играющих в благородных преступников, но пытающихся остаться честными людьми, несмотря на спорное ремесло.
Какое у них будущее?! Продолжать до гибельного фиаско, бросить опасные прожекты, уйти на покой, покинуть Эдо, кто знает – куда полетит, сорванный налетевшим ветром перемен, пятиконечный кленовый листок! Что же останется нам – когда истекут скупые двенадцать серий?!
Идти своим маршрутом, проб и достижений, усеянных точно такими же осенними листьями, по собственным путям-дорожкам. Выносить из прошлого целебные уроки - нести груз совести «сегодня и сейчас». И надеяться, что работы уровня, «Sarai-ya Goyou», появляются не только раз в пятилетку!
+16
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура