«От этого фильма – несет за версту! » (комментарии к проекту «Пираньи в 3D»). «Вот они - ходячие штампы! » (комментарии к ремейкам «Walking Dead»).
И, куда он только катится, шагает, и движется - этот безумный мир! Наверное, - в направлении первой анимационной экранизации мерзко-шокирующих подробностей манги Ито Дзюдзи.
В своем устрашающем жанровом чреве, Gyo сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы, фильма ужасов и традиционной мелодрамы.
Красноречиво названная в англоязычном переводе как «Fish», после просмотра этой OVA тематические параллели с классикой кино-ужасов Альфреда Хичкока «Птицы», сами собой так и напрашиваются.
Мир перевернулся с ног на голову – водоплавающие отрастили конечности. Еще утром вы готовили из рыбы себе завтрак, а через несколько часов – уже она готова съесть вас на обед.
Как для европейца нападение хищной говядины, так для жителя японского архипелага нападение морепродуктов – явно сюрреалистичный сюжет, достойный трагикомичного пера Франца Кафки.
Давно замечено – больше всего пугает человека именно невозможность связно объяснить происходящие вокруг него метаморфозы. Расшатывание опор восприятия – приводит к крушению мировоззрения, краху сложившихся схем поведения, выплеску потаенного и скрываемого в себе деструктивного и темного начала.
Личный апокалипсис на фоне глобальной катастрофы, «что» причина, и «как» отзовутся для психики героев творящиеся ужасы, вот, что стала главной задачей Хираки Такаюки, как режиссера-постановщика.
Который непримянул воспользоваться представившейся ему возможностью и довел первооснову до уровня коллективного помешательства, усугубив и так мрачный и шизофренический корень творящихся на суше зол и бед.
Новаторски и смело перетасовав роли, ситуации и показательные сценарные детали, вырванные «с мясом» из глав манги, он еще более обострил конфликты и смертоносные столкновения людей и накатывающих на них волны цунами нежданно «озверевших» рыб.
Чем меньше логических объяснений – тем больше поводов для паники. Нарочно искаженная, подчас даже ирреальная основа событий, реактивный и приводящий всё в действие фактор – назойливо тревожит мозг зрителя, так же яростно, как смрад гниющей плоти непрестанно атакует обоняние героев этого фильма.
Угловатая по определению трехмерная анимация монстров эффектно гармонирует с несуразностью психоделического настроя фильма, придавая изображённому в манге психозу весомый, почти тактильный объём и будто вспарывая внезапно истончившуюся плоть реальности высокой дозой мескалина.
По ходу фильма не отметаются версии экологические (обитатели глубин мстят людям за зло, которое те причиняют морю), и эсхатологические (божественное, скорее демоническое возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность и спонтанность нападений.
Демонстрируется «непрочность, полнейшая бессмысленность» человеческой жизни, агрессия, некогда близких подруг, признана шокировать не меньше жертв «Челюстей», водруженные на ходульные тонкие ножки сюжета. А женская месть, словно тунец на тефлоновой сковороде, подогрета и поджарена со всех сторон.
Эволюционное развитие отношений нарочно утрированного типажа закомплексованной толстухи и развязной гламурной цыпы, приводит к ожидаемому финалу. Большее поглотит меньшее, сильное ассимилирует податливое, непотребное станет визуально уродливым, страшное – превысит лимит доверия, и к занавесу цирк уродов явит публике свое самое скандальное шоу.
Gyo – можно назвать бреднями взбесившегося кишечника, жуткими проделками галлюциногенного газа, а можно мастерским проведением знаковых ориентиров для любого культового фильма категории В.
Прямые трансляции волн террора, захлестнувшие улицы японских городов, ракурсы «от третьего (кровожадного) лица», и кадры, будто снятые через глаза персонажей, лейтмотив близких отношений и приближающейся и нарастающей с каждой минутой просмотра неминуемой опасности.
Исправно работает основополагающий принцип построения классических хоррор-картин. Персонажи поставлены в ситуации и двусмысленные положения, требующие непредвзятой оценки… и они, естественно, действуют вопреки очевидному выбору.
Пока зритель возмущенно кричит: «Что ж вы тормозите, олухи! Не надо туда идти! », он и сам незаметно проглатывает наживку авторов, и яростно ест глазами светящийся экран, на котором кем-нибудь из героев уже спешат полакомиться.
Знаменитая тема сисек раскрыта с точки зрения патологоанатома, равно как вклинение в различные полости сюжета склизких щупалец авторской фантазии.
Achtung – в кадре оборванные телефонные звонки, исповеди безумцев, падение в лужи крови и широко распахнутые зубатые пасти и ноги профурсеток.
Intention - Biohazard – во всем виновата параноидальные идеи заговора властей. Военные эксперименты пустили свои ложноножки в ЦНС вероятного потенциального противника трэша.
Если секс-символ фильмов ужасов (соитии в самое не/подходящие для этого время) помянула потеющую свинью – будьте уверены эталон нечистот обязательно, пусть и иносказательно, явит вам свой выразительный лик.
Странные картины украшают интерьеры, в которых обитают персонажи «Gyo», спроецированная в сознание зрителя фантасмагория нарастает, как эпидемия новообращенных продуцентов смердящего газа. К окончанию OVA все поклоны-отсылки отвешены, и подножки для опор жанра и едкие плевки в лицо поборников пуританства вырисовываются самые выразительные.
Скоротечно, но метко иллюстрировано противостояние интересов власть имущих и бессилье обывателя перед надвигающейся угрозой, хаус и анархия, смута и разброд. Военные за работой, и активно задействованные в театре боевых действий мародеры, ложные пророки и, искренние в своих чувствах, насильники.
Горячие новости ТВ и Интернета, записи в блогах и экстренные сообщения информбюро соседствуют с кровавыми подробностями, доступными на дистанции укушенной руки. Стагнация будней приводит к выплеску, оживших в одночасье, кошмаров.
Также хочется отметить, как по полотну сюжета разброшена масса психологически схожих в мизансценах героев, разделённых расстоянием, и приводящих их к общему знаменателю созвучным характером творящихся с ними происшествий.
Пустые рыбьи глаза в сцене избиения пепельницей экс-красавицы – так же «полны» сочувствия, как и пластиковые окуляры противогазов людей, выстроившихся шеренгой на заградительном блокпосте.
Сохраняется некая двусмысленность: с одной стороны, такой фильм может быть назван высокохудожественным и эстетичным, ярчайшим примером психотического наваждения, этаким аналогом абстракционизма в живописи.
А с другого полюса, в нем же, активно эксплуатируется брутально-натуралистическая тематика, с отсутствием всякого, кроме коммерческого, контекста и смысла, причем присутствуют оба эти спорных качества.
Напоследок следует напомнить про судьбу самого кровавого фильма в истории кинематографа т.е «Живая мертвечина», созданным ни кем иным, как знаменитым Питером Джексоном. В свое время он наделал немало шума на кинофестивалях и вызвал яростную полемику, но со временем стал едва ли не самым характерным для жанра.
|