ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ! Кланнад – потрясающее аниме от Киото. Если первый сезон в основном выдержан несколько в комедийном ключе (но не без глубины, и с трагическими моментами), хотя просто комедией это язык не повернется назвать, то второй Кланнад напоминает Air, а именно тем, что с некой радужности, веселости происходит скачок в глубокую драму. Исихара Тацуя любит видимо работать на контрастах, и получается у него это, надо сказать, превосходно. С технической стороны сериал выше всяких похвал – образец кавая. Вообще рисовка, музыка и подборка голосов в Киото является чем-то вроде фирменного знака – настолько все продумано и соответствует сюжетной линии, по-своему дополняя ее, как те или иные инструменты в оркестре создают фон основной музыкальной теме. В этом смысле Тойя Анимэйшен всегда умудряются сделать все как-то наперекосяк, хотя рисовка и прочее у них также неплохи (и даже очень порой, хоть Киото рисуют все же лучше), но все в целом выглядит жалкой тенью, комканым сюжетом (это я о мувиках Air и Clannad). Кланнад повторяет (развивает) общую для Air и Канон 2006 тему взаимоотношений людей, тему дружбы и любви (причем не только сугубо романтической, но и материнской, например), и делает это столь же красочно и трогательно, задевая в душе что-то такое, от чего перехватывает дыхание, а на глаза наворачиваются слезы. Эти четыре сериала навсегда, пожалуй, стали для меня непревзойденными образцами глубоких историй о том, что можно назвать самым важным в человеческой жизни. На самом деле все эти слова слишком бедны, чтобы выразить это. Но ведь за этим и существует искусство: чтобы сухие понятия обретали жизнь и делали нашу собственную жизнь в чем-то богаче. Собственно во втором Кланнаде сильно поразила смерть Нагисы. Очень тяжелый момент, тяжелее даже чем смерть Мисузу в Air, но это наверно потому, что в Air дальше история не рассказывается. Здесь же история оказалась более полной, развернутой. Сказка вновь обернулась чем-то другим, чем-то серьезным, красивым и трагичным, обернулась жизнью. И вновь в конце остается какая-то светлая грусть. Правдиво до боли. Однако такой конец (со смертями) был бы чересчур, и Исихара с сотоварищами сделали нечто такое, что, пожалуй, подводит черту всем четырем сериалам, но черта эта отнюдь не мрачная, а скорее наоборот – полная света. Через язык искусства нам дали почувствовать те истины, без которых жизнь превращается в ад. Это простые истины, но важнее их нет ничего, без них все обращается в пыль. Собственно это ничто иное как любовь, во всех своих аспектах. Однако как же часто простота сей истины оказывается столь сложной. Достаточно бегло оглядеться вокруг. Но уже одно то, что есть люди, создающие такие сериалы, и то, что находятся те, кто их понимает – разве это не дает надежду? PS: и не стоит, как некоторые, искать логический смысл в перипетиях сюжета - это ведь только средство: надо уметь смотреть не только на внешнюю оболочку, тогда и претензий будет меньше возникать (по поводу концовки и т.д.).
|