Macross F – фантастический музыкальный боевик с элементами слайса и романтики. Сюжет для Макросса классический: на флот колонистов нападают пришельцы (упомянутые в Zero инсектоиды Ваджра), на фоне чего расцветает любовный треугольник между Альто, пилотом VF, и двумя няшками – постарше и помоложе. На этот раз певицы сразу обе девки, а разница в возрасте скорее основана на отличающихся менталитетах: обе героини почти ровесницы, но Ранка гораздо более непосредственна, инфантильна и няшна, а Шерил (внучка Мао Ном из Zero) – наглая, прагматичная матёрая «светская львица».
В своё время это был мой первый Макросс, поэтому сериал запомнился мне лишь красивым графеном, забористым икшончиком, ну и, конечно, песнями. Никаких отсылок я там, понятное дело, не выкупил, а вот на втором просмотре, уже после сжирания почти всех тайтлов франшизы (кроме II), внезапно оказалось, что F ими буквально кишит! Естественно, элементы единой франшизы надо смотреть в хронологическом порядке, естественно никто не будет этого делать ради одного сериала, однако, я вас уверяю, посмотрев все прошлые Макроссы вы получите совершенно другие впечатления от кучи отсылок и дополнительных слоёв глубины. Да, Евой MF не станет, но смотреть будет значительно интереснее. Так, герои слушают Fire Bomber (группа из 7; в фильме – даже косплеят их), поют песни из первой части, Ранка работает официанткой в китайском кафе прямо как Линн; герои снимаются в местной киноэкранизации событий Zero, где Ранка играет Мао, бабушку Шерил. Разговор по душам перед огромным иллюминатором с последующей пощёчиной – чисто сцена из Ai Oboeteimasu ka (прикольно, что «инфантильная» девка также лепит затрещину «взрослой» через пару сцен), равно как момент, где Альто и его мини-гарем тянут друг к другу руки в характерной DYRL’овской манере (только тут добавляется третья рука). Беспилотники Луки – развитие технологий, испытанных в Plus.
Вместе с тем, F, к счастью, отказывается от сомнительных идей предшественников, в частности, семёрки (вроде роботов с харями и штурвалами-гитарами; музыкального отряда певунов на валькириях), возвращаясь к духу первой части, что мне несказанно понравилось. Позаимствовав дизайн флота из M7, F привносит целую кучу нового контента – импланты, киборги, гаджеты (рофельная мобилка Ранки), новые лётные костюмы / катапультные кресла, новые враги, гораздо менее аутистские, нежели семёрочные Протодевильн (кстати, тут они тоже упоминаются). Музыка – снова попса, как в первой части, зато какая! Красивая, душевная (Lion, например) и, самое главное, разнообразная (плевок в M7)! Вы не будете по 5 раз за серию 20 эпизодов подряд слушать одну и ту же песню, и это просто офигенно!
Сюжет крайне динамичный, лёгкий, смотрится захлёбно, пожалуй, один из самых увлекательных Макроссов, стоящий лишь слегка позади крышесносящего Ai Oboetiemasu ka. Даже явно аутсорснутая у каких-то бомжей восьмая серия не портит удовольствие. Тем не менее, проблемы у тайтла есть, их три:
1) Незавершённость основного треугольника – подумать только, Альто не хватило 25 серий, чтобы уже наконец выбрать долбанную Ранку! 2) Откровенная нераскрытость всего, что касается злодеев и их мастерплана. 3) Финальное развитие истории.
Относительно первого пункта. Шерил поначалу преподносится как надменная и самоуверенная мразь; с течением времени она размякает, а зрителю рассказывают о её хреновом детстве, тараканах в голове, проблемах со здоровьем и т.п. sob stories. Мне было её жалко, но, как говорится, осадочек всё же остался. Я всем сердцем люблю всяких умеренно-наглых девиц, в том числе цундере, но порой, когда случается передозировка цуна над дере, хамства становится слишком много и меня начинает тянуть к более добрым и вежливым персам. В данном случае это была Ранка, милая весёлая няшка-скромняшка, застенчивая певица, случайно встретившая Альто во время посещения концерта Шерил. К эстрадной карьере Ранку также подстёгивает встреча с целеустремлённым ГГ, идущим наперекор мнению окружающих. Короче, за Ранку я болел гораздо больше, чем за Шерил. Также отмечу ещё одну крутую тему с ними: их сеию самостоятельно поют свои песни. В отличие от M7, здесь не будет этих странных ситуаций, когда персонаж говорит одним голосом, а потом вдруг начинает петь и, мало того, что голос явно другой, так ещё и запись врубается студийная, записанная в ином помещении другим оборудованием. В F этой проблемы нет и переход диалогов в песни осуществляется гораздо органичнее. Единственно, мне не понравился курс на развитие Ранки в сторону пафосного решалы, стремящегося сдружить людей и Ваджру. В этом плане финал чардевелопмента Шерил мне больше понравился.
Переходим ко второй проблеме – злодеям. Мы так до конца и не узнаем, что там творится в башке главгадины – какую жизнь она вела до и во время встречи Мао, почему такой стала, что там у неё за коллективный разум в голове? Это раздвоение личностей? Собрание учёных? Загруженных в её голову или подключаемых удалённо? Где их физические тела? Почему их вообще ни разу не показали ни в каком виде? Как они выносили этот план? Как работает её система регенерации тел, и почему под конец она вдруг не работает? Хотелось бы увидеть тот флот, где выросла злодейка: там разрешены импланты, а, учитывая степень киборгизированности вражины, там могло быть дохрена интересного креатива. Разумеется, ничего этого мы не увидим – нам просто на пальцах в последнюю минуту обрисовывают идею взятия Ваджр под контроль ради создания общей транспортной системы и послушной армии принуждения. Главгадину так обозначили, будто она какой-то рядовой злодей из филлера нарутки – могли бы хоть пару серий уделить экспозиции на неё и сообщников?
Тут мы плавно переходим к третьей проблеме. Тема Ваджр также не особо раскрыта – авторы даже не пытались. Вместо этого они пошли по традиционному популистскому пути: видите ли, впервые встретив людей, инсектоиды ИСПУГАЛИСЬ их необычного социального уклада, поэтому вырезали туеву хучу гомо сапиенсов. Даже кровь монстров – опасный яд, медленно убивающий заражённых людей. Большую часть сериала Ваджра судорожно кидаются отрывать голову любому встреченному инопланетянину. И на таком фоне сценарист забрасывает популизмы в вентилятор: «а давайте дружить!», «они просто нас неправильно поняли!», «мы слетаем к их королеве, споём и всех переубедим!». «Раса убийц не виновата, что они нас вырезАли под корень! У них просто такая кюйтура, она нас недопоняли!». «Вот теперь-то мы им поподставляли щёки, профукали кучу дорогих друзей, зато мы позволили Ваджрам нас понять! Мы больше не будем с ними сражаться и будем дружить!». Вот срсли? Это не мыслящие Зентради, это долбанные насекомые, всегда ведомые исключительно животным инстинктом хайвмайнда и готовые не просто с нихрена убивать людей при встрече, а ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ПРЕСЛЕДОВАТЬ ИХ, пока все не будут убиты. Учитывая, что Ваджра чуть ли не старше Протокультуры, у них было предостаточно времени, чтобы перестать «в ужасе резать впервые встречные расы» и задуматься над своим поведением + они не могли не встретить и Зентради, и Протодевильнов, и Протокультуру (тем более, что последние вдохновлялись Ваджрой при создании своих биомашин, т.е. очевидно, что расы встречались). Фишечка из SDFM & M7 не тут не прокатит: Ваджра – безмозглые твари, у них нет даже понятия «культура» в принципе! Пытаться с ними дружить сродни попыткам забуриться в логово медведей и начать их дрессировать: петь песенки вы довольно быстро начнёте по кускам и изнутри их желудков. Как говорили в Звёздном Десанте – «хороший арахнид – это мёртвый арахнид» – именно такого взгляда, я считаю, должны были придерживаться главные герои.
Финальная битва сильно разочаровала: вместо одного прекрасного Lion, авторы попытались впихнуть сразу ВСЕ песни в один замес. Мелодии постоянно прерывают и перекрывают друг друга, создавая какофонию звукового мусора, какого-то белого шума, под который невозможно затаймить события, ведь песня постоянно меняется. При всей шедевральности сериала, это совершенно не то, какой я представлял концовку F. Авторам надо было придерживаться каких-то более простых решений, а не создавать тошнотворную дискотеку.
Пожалуй, тайтлу бы не помешало ещё серий 5-10, чтобы плавно подвести к концовке и полноценно её раскрыть, включая выбор героини. В остальном – сериал божественно крутой, увлекательный и красивый. Самое главное – он цепляет, оставляет яркие воспоминания в сердце и всячески располагает к пересмотру. Разве это не критерии годноты? 6 из 7, настоятельно рекомендую, желательно после прошлых Макроссов. П.с.: если вам нужна точка входа во франшизу – попробуйте F! Имхо, именно этот тайтл является квинтэссенцией всех идей Макросса, приправленной красивой современной рисовкой.
|