"Ветер крепчает" - очень красивый и очень грустный фильм. Думаю, я никому не проспойлерю сюжет, если скажу, что Япония проиграла войну и выпуск "А6М Зеро" был прекращен? У мультика итог соответствующий - до предела реализованный потенциал и снящееся Дзиро зеленое поле, кладбище самолетов, зарастающие травой ржавые остовы с алым кругом на крыльях. И белые самолеты в небе. Высоко-высоко, целая стая. Тысяча белых журавликов, куда вы летите?
Когда пошли титры, девушка с соседнего ряда натягивала куртку, сердито вытирая свободной рукой слезы. Я подумала - это потому, что у Дзиро жена в фильме умерла, или потому, что те несчетные самолетики в синем небе, белые, как бумажные фигурки в "Унесенных призраками", были камикадзе, или потому, что осуществленное дело жизни свободно может равняться кладбищу самолетов? Я не знаю, чего было жаль ей. Мне было жаль, что еще одна эпоха уходит. Потому что таких, как Миядзаки, больше нет.
Кто-нибудь в Америке или Европе обязательно скажет, что Миядзаки романтизировал милитаристскую Японию. А кто-нибудь в Японии обязательно скажет, что он Японию весь фильм старательно и очень непатриотично развенчивал. А я в России скажу, что Миядзаки озвучил в этом мультике очень странные цифры. Он сказал устами персонажа: "У художника всего десять лет, чтобы что-то сделать". Всего десять. Коротко живем. Но в тот миг, когда что-то создаешь с нуля, и времени нет, и смерти нет. Стоит жить, чтобы это узнать.
Про кошмарную бессмысленность японских попыток допрыгнуть до статуса великой империи Миядзаки в "Ветре" сказал достаточно. Нет, он ту Японию не романтизировал. Оправдывал, пожалуй. И пытался объяснить самому себе, почему его, антимилитариста, так завораживает японский истребитель, запчасти для которого производились когда-то на авиазаводе под руководством его отца. А все просто: в небе он красив. Красивый чертеж - правильный чертеж, это еще моей маме в ее КБ начальник отдела говорил. А уж у с красотой, то есть с аэродинамическими свойствами, у "А6М Зеро" все было в порядке. И еще завораживает сила. Особенно - сила твоей страны. То было время тоталитаризма и надежды, именно так, в неразрывной паре. Для всех стран мира. И пришли на "Ветер" в японские кинотеатры японские старики, потому что детство и юность - невозвратимая страна, а они были детьми и подростками во время войны, и той Японии больше нет. Как нет того СССР. И той Германии. И той планеты.
В общем, на вопрос, что лучше: не сделать ничего, чтобы не пятнать рук, или сделать то, ради чего ты создан, не соразмеряя последствий, Миядзаки ответил. Сделать. Судить твою эпоху будут потомки. А ты делай то, к чему предназначен. Далеко заведет такой ответ, если человек предназначен к власти. Но Миядзаки ответил не за тех, кто ищет власти, а за людей другой стаи, тех, кто проектирует самолеты, занимается ядерной физикой... рисует мультики. Это ведь фильм не совсем о Хорикоси, по крайней мере, не о реальном Хорикоси. Это фильм о человеке, который так мечтает создавать самолеты, что ему уже все равно, кто даст на них денег - армия, значит, армия, для войны, значит, для войны. И не показывают в мультике эту самую войну, потому что Дзиро не воюет. Он самолеты проектирует, сожалея, что вооружение утяжеляет их - а могли бы быть совсем как птицы. И не враги ему конструкторы таких же самолетов что в Германии, что в Америке, что в СССР - но соперники в деле его жизни. Он, в сущности, не для славы Японии работает. Он работает затем, чтобы прекрасная формула стала прекрасным крылом, прекрасным фюзеляжем и прекрасной кабиной. А зачем так - не знает. Просто он для того родился. А этика... Нет, можно послушаться голоса совести, повесить диплом авиаконструктора на стеночку податься в школьные учителя геометрии. Но реально ли это для таких, как этот Дзиро? Кажется, я точно знаю ответ. Более того, я точно знаю, что бы делала я сама на его месте. Самолеты.
|