World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (80)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Taora
mi12
Contributor



вернуться на страницу аниме «Земная дева Арджуна» | вернуться на страницу комментариев



Starky-kun | СА?: 4 года 9 месяцев | отзывов 5, их сочли полезными 17 раз 2011.01.02

Польститься на просмотр этого анимэ я решил, приметив в списке жанров "философская новелла", и, если честно, был слегка озадачен, увидев первую пару эпизодов. Так или иначе, перейдя за половину сериала, я окончательно и бесповоротно влюбился в него, причём настолько, что любым последующим метаморфозам Джуны я начал придавать значение, а почти каждая фраза, произнесённая персонажами, была мною глубоко осмыслена. Это, действительно, одно из немногих творений, способных зажечь огонь энтузиазма в душе любого скептика, и, в то же время, заставить его останавливать просмотренный эпизод раз по двадцать, чтобы только углубиться и подумать над значением тех или иных элементов в этом анимэ.

Итак, начнём с первого эпизода. Перед нами довольно обычная сцена, особенно для любителей во всём видеть в первую очередь религиозный подтекст: типичная, ничем не выделяющаяся от остальных школьница, воскресает после автокатастрофы, но цена за существование - это миссия спасти мир от будущего апокалипсиса. Первая угроза, которую наша героиня встречает на своём новом жизненном пути, это безжалостные монстры - Рааджа. Подобных существ современное общество штампует с огромной скоростью, ни секунды не задумываясь о последствиях. Иронично, но ещё в первой серии наше внимание обращают на всю абсурдность происходящего - неужели действительно повесить священную эко-миссию на плечи неумелой школьницы гораздо более разумный выход, чем, скажем, не использовать кондиционер в жаркий день лета? Хоть анимэ и толкает своих зрителей к переменам, оно также умело доказывает им, что известный афоризм: "если я изменюсь, изменится и мир" имеет двоякий подтекст. Задавали ли вы себе, при этом, вопрос: "Что будет, если я изменюсь, а мир останется таким же"? Ответ создателей Арджуны пусть и несвойственен для сериалов с идеалистической аурой, но правдив и реалистичен: людей, подвергающих сомнениям базу, на которой строится наше "идеальное" общество (даже если эта база - три кита, стоящих на огромной черепахе) оно не принимает, превращая их в социальных изгоев.
По сути, в контексте данной работы, экология лишь обложка, раскрывающая посредством взаимоотношений людей с природой ряд примитивных недостатков, присущих человеческому роду с самого его начала. Из экологической перспективы наблюдаются две противоречивые точки зрения на одну и ту же проблему, две задачи с одним решением: первая - это (главный порок нынешнего общества) погоня за прогрессом, неутолимое желание прыгнуть выше головы и заглянуть в будущее. А вторая - заставить людей осознать свою нишу в окружающей среде и примириться с ролью, уготовленной им матерью-природой, тем самым воссоздав когда-то царившую на Земле утопию. Причём в обоих случаях есть лишь один выход - вынудить современного человека пройти сквозь ряд принудительных метаморфоз, а уж какой вектор им стоит придать - каждый зритель по окончанию просмотра всех тринадцати эпизодов будет решать самостоятельно. Если копнуть глубже, можно разглядеть не просто наплевательское отношение к окружающей среде, но и само желание человека доминировать. Поэтому для меня главные дилеммы в анимэ это: "стоит ли мне преследовать призрачные цели, или просто существовать и наслаждаться каждым моментом?"; "верить ли мне в будущее или жить настоящим?"; "попытаться покорить время или примириться с пространством?". Следуя этой логике, можно разделить персонажей на тех, кто годами преследуют очертания журавля, пролетающего в небе, и тех, кто довольствуются синицей в руках и мирно существуют. Основная масса героев сериала - это люди, прошедшие сквозь кардинальные изменения, готовые принести в жертву всё ради своих убеждений и думающие, что именно их точка зрения единственно правильная. Но общая атмосфера максимализма, окружающая анимэ на протяжении всех тринадцати серий, периодически разбавляется персонажами, которые слишком сильно боятся изменений и понимают, что если ограничить свой выбор одной из сторон, то повернуть назад будет уже невозможно. Из-за своей нерешительности эти люди, как правило, теряют и синицу, и мечту о журавле. Лучшим примером в данной категории является мама Джуны - слабовольная женщина, живущая в своём маленьком мире и думающая, что, если не замечать медленно перерастающие в катастрофы проблемы, то жизнь резко наладится. Это бессильное существо, словно маленький жук, сжавший лапки вокруг листика, на котором сидит, и трясущийся при мысли о падающих каплях росы, невольно вызывает жалость. Несмотря на то, что аниматоры не стремятся раскрыть масштабов личностной драмы современного "маленького человека", смотрится этот персонаж в своей роли "женщины у плиты" убедительно. Более того, на мой взгляд, смысл введения в сюжет таких героев, как мать, сестра и одноклассница Джуны в том, чтобы дополнить образ главной героини и позволить зрителю насладиться её эмоциональными колебаниями из разных ракурсов. К тому же, при наличии настолько разноплановых персонажей было бы грубейшей ошибкой назвать анимэ однообразным. Причём, неповторимость героев не столько рассчитана на пробуждение у зрителя эстетического удовольствия, сколько на рассматривание последствий идеалистического мышления. Как правило, в остальных сериалах авторы пытаются показать, насколько сложно неотступно шагать к высоким идеалам, либо исключительно из перспективы главного героя, который проходит через массу трудностей, жертвует многим, но всё-таки достигает своей цели, либо заставляют второстепенных персонажей мгновенно оживать после встречи с ним и начинать эволюционировать. В "Земной Деве" метаморфозы происходят лишь с теми, чьё прошлое в должной степени не раскрыто или и вовсе не играет роли в личностном формировании героя. Иначе говоря, если внутренний мир Токио, Джуны и, в некоторой степени, даже холодного Криса претерпевают определённые изменения, то от остальных этого можете не ждать.

Во вселенной Арджуны выделяются три уровня восприятия так называемого "духа максимализма", причём атмосфера в каждом из них воссоздана исключительно благодаря харизматичности персонажей второго плана. Подобно Данте в "Божественной Комедии", прошедшего сквозь Ад, Чистилище и Рай и повстречавшего на каждой из ступеней важную в контексте мировой культуры и истории личность, Джуне предстоит увидеть последствия жизни по идеалистическим принципам. В "Земной Деве" эти три ступени мы наблюдаем через: людей, решивших измениться и довольных результатом, людей, оставшихся неудовлетворёнными последствиями своих действий, и людей, боящихся изменений.

Так или иначе, анализ персонажей лучше начать, пожалуй, со старика, которого Токио и Джуна встречают в горах. Его отшельнический и асоциальный образ жизни ставится создателями в пример и на протяжении всего анимэ имеет статус идеального. Несмотря на то, что с этого момента аниматоры начинают давить на сознание доверчивого зрителя чередой весьма сомнительных фактов (вроде "если бы по крайней мере десять процентов населения жили так, как живу я, всемирной проблемы голода можно было бы избежать" и так далее) всё его внимание будет в первую очередь концентрироваться на моральном аспекте. В этом немощном старике, потратившим жизнь на погоню за навеянными обществом идеалами, зритель не видит нового мессию, проповедующего единение с природой и желающего открыть глаза как можно большему количеству людей. Ведь дед отвернулся от тусклых красок урбанизации не в порыве спасти людей от самих себя, скорее, наоборот, это было эгоистичное желание выползти из петли забот и суматохи и обрести, наконец, долгожданную свободу. Самое занимательное в психологии отшельника - это то, что он не только отрёкся от общепринятого понятия смысла жизни, но и стал видеть планету как единый организм, а людей - как обычную биомассу. Правда, если в каком-нибудь тёмном триллере о будущем общества потребления всегда найдётся напыщенный диктатор, выкрикивающий своему народу что-то вроде "вы не неповторимы, вы та же разлагающаяся органическая материя, как и всё остальное", то в контексте "Земной Девы" эти слова имеют в большей степени очищающее влияние на разум тех, кто пытается вникнуть в их смысл. Под одну из вышеупомянутых категорий вместе со стариком попадает и Тереза, взявшая на себя, в определённый момент, роль ментора (хотя скорее друга, если учесть, что больше всего читал нотации Джуне именно Крис) главной героини. В первую очередь поражает её глубокая преданность стороне, идеалы которой она отстаивает, но в то же время приятно видеть, что драматичный момент в судьбе женщины-солдафона (а именно так она себя и позиционирует) заставил её не просто переосмыслить свои представления об экологии, но и сменить свойственный ей грубый шарм на более мягкий и человечный метод общения с людьми.

Другой персонаж, решивший смело шагнуть в неизвестное, исходя из логики "хуже просто быть не может", - это отец Джуны. После месяцев самообмана и борьбы с кризисом среднего возраста, понемногу перерастающим в комплекс неполноценности, он покидает родной дом, предвкушая резкий подъём в социальном плане. Так же, как его бывшая жена, этот мужчина предпочёл бы дожить свои годы в фальшивой и относительно привлекательной семейной идиллии, но, увы, в определённый момент, очутившись под прессом отложенных в долгий ящик проблем, ему приходится встретиться лицом к лицу с беспощадной реальностью. Правда, вместо этого, отец решает сбежать от криков своего умирающего самолюбия, рассчитывая на то, что смена обстановки сумеет их приглушить. Этот персонаж производит впечатление человека, для которого небо на другом полушарии всегда лазурнее и как-то особенно пленит. Поэтому можно смело предположить, что, даже вернувшись в семью, он бы вновь стал тосковать по одинокой жизни. Благодаря ему ещё один безответный вопрос завис над сознанием Джуны, словно гильотина, запугивающая и в то же время гипнотизирующая жертву своим раскачиванием: "Неужели и правда мысль о переменах всегда навеяна боязнью узнать правду?"

Следующий персонаж, голос души которого наша любознательная барышня старается услышать, - это её учитель математики. Несмотря на скучную и апатичную атмосферу на уроках и его опустошённый взгляд, внутренний мир профессора богат и разнообразен, ведь было время, когда его желание обучать молодое поколение исходило из чистейших побуждений. Этот человек хотел изменить мир и думал, что всё в этом мире может быть объяснено путём арифметических вычислений. Вселенная виделась ему цифрами и номерами, и он искренне верил, что даже элементарные повседневные действия смогут взбудоражить воображение его студентов, если смотреть на них под таким углом. Однако в скором времени учитель поплатился за свою наивность, и, осознав тщетность своих усилий, он стал преподавать сухой и плохо проработанный материал просто потому, что "так легче". На этом этапе Джуна, наконец, понимает, чем объясняется халатное отношение людей к природе, и почему они так боятся следовать своим принципам, - потому что это сложно. Потому что легче прожить свою жизнь, не задавая вопросов, легче покинуть семью вместо того, чтобы вовремя осознать её значимость, легче сделать аборт вместо того, чтобы нести ответственность за совершенные ошибки. Но, как говорил один из вышеупомянутых героев: "Кто сказал, что более лёгкая жизнь - это лучшая жизнь?".

Помимо возможности детально рассмотреть структуру анимэ через перспективу персонажей, авторы так же позволяют любознательному зрителю перевести каждый феномен вселенной "Земной Девы" в послания универсального языка. Начинают нам об этом рассказывать ещё с эпизода про слова. То есть, если влюблённый в свой предмет учитель видел мир как совокупность построенных в определённом алгоритме математических операций, то Аватар земли должен смотреть на все окружающие его процессы исключительно из перспективы вышеупомянутого языка. Те же Рааджа, по сути, являются посланьями больной земли, желающей спасти своих созданий от самоуничтожения. Способности Джуны попадают в эту категорию автоматически, особенно если учесть возможности её волшебного лука. Стрелы нашей героини имеют два свойства: первое - это уничтожение Рааджа (правда, если учесть, что и сами монстры - ничто более чем послания, то уничтожен будет его источник. В первом эпизоде это электрическая станция, а во втором жертвой разрушительной силы смертельного оружия чуть не стал вертолёт. Поэтому Крис всё время задаёт Джуне вопрос: "Почему ты убиваешь?" - и ругает её за склонность к разрушению). А второе свойство - это их аннулирование (в этом случае стрелы меняют свою материальную форму, превращаясь в анти-послания. Этот процесс был замечен в эпизоде со спасением Криса). Теперь в голове зрителя созревает резонный вопрос: "Чего, собственно, хочет добиться Земля и её жестокие защитники такими методами?". А ответ-то противоречив, но прост: уничтожение цивилизации и, таким образом, спасение человечества. Рааджа созданы с целью остановить погоню за прогрессом, даже если в процессе большая часть людей падут жертвами своих прежних игр с природой. Учитывая это, нетрудно предположить, что, возможно, задача Джуны была не воевать с невидимыми монстрами, не противиться неминуемому Армагеддону, а стать связующим звеном между взбунтовавшейся природой и напуганными людьми. Возможно, наша маленькая альтруистка должна была обучить, или, по крайней мере, перевести послания универсального языка простым смертным. Вы спросите: «Почему же в течение всех тринадцати эпизодов Джуна так ничего и не решила? Почему она не смогла поверить в людские возможности? Неужели её наивность и правда не знает границ, и она действительно считала, что сейчас просто не самый подходящий момент попытаться открыть людям глаза?» А когда тогда подходящий? Пусть люди и недостаточно уверены в себе для того, чтобы отречься от нажитого из-за мифической угрозы, маячащей на горизонте в течение последних веков, но на экстренную мобилизацию в критической ситуации даже нам, развращенным плотскими страстями смертным, хватит воли. Лучше всего эту мысль подтверждает прошедший через боль и повидавший смерть Токио. Начав вести борьбу за выживание, он отправляется в горы и, прислушавшись к шепоту ранее приглушенных первобытных инстинктов, находит еду. Почему же тогда он не сумел понять истинный смысл слов своей девушки перед катастрофой? Ведь, если бы он хотя бы попытался прислушаться к ней или к внутреннему голосу, нет, если бы каждый попытался прислушаться к своему внутреннему голосу, тогда, возможно, губительных последствий можно было бы избежать. Но, к сожалению, хладнокровно зажигающие сигареты матери, не слышали, как нерождённые дети в их животах корчатся в муках, борясь с удушьем. Запутавшиеся в двусмысленных выражениях и неправильно интерпретированных словах отец с сыном, в чьих жилах течёт одна кровь, не могли понять друг друга. Что уж говорить о бедном Токио, чья юношеская жажда приключений только изредка преобладала над иллюзией комфорта.

Заинтриговало меня одно высказывание рецензента, написавшего свой обзор ещё задолго до того, как я принялся смотреть анимэ: "В рамках единого организма, коими являются и планета, и букашка, и человек, не могут существовать злое и доброе, есть только целесообразное. Следовательно, если нога начала гнить (прошу прощения за натурализм), а лечение не помогает, то ногу разумнее отрезать, и тем самым спасти весь организм". Не могу сказать, что с этим мнением я солидарен, ибо напоминает логику "если лист заболевает и темнеет, его надо отрезать или обрызгать пестицидами". В анимэ ясно дают понять, что природа лучше знает как поступить в подобной ситуации, поэтому главные вредители урожая - жуки обгрызают в первую очередь чёрные стороны растений. Проведя аналогию между букашками и Рааджа, можно предположить, что, вместо уничтожения человеческой расы в целом, земля заберёт жизни людей, наименее приспособленных к своей новой (а, точнее, забытой старой) нише в биосистеме, а выжившие должны будут извлечь из всего этого урок и начать существовать по законам Вселенной. Ведь, если подумать, делать это не так сложно, как кажется.


+1Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура