С техникой небрежно обращаться не стоит. С девичьими чувствами — тем более. А уж если это вдруг случайно девушка-робот с чувствами — опаснее во сто крат. Любая логика окажется бессильной, чтобы просчитать возможные последствия своей беспечности, и любые вопросы уже неуместны, когда колоссальная машинная мощь соединяется и взаимодействует с самыми непредсказуемыми эмоциями. Чего уж тут говорить, если даже пистолет в руках сущего ещё мальчишки, ревнующего ко всем своего приёмного отца, может натворить столько бед.
Так вот и хотелось мне упрекнуть «Метрополис» в том, что уж слишком многое он мне напомнил, да было бы сиё больно несправедливо: те вещи, которые мне пришли на ум при просмотре, появились, как ни крути, позже. Уже до Kekkon Tinkreet в «Метрополисе» было это мозаическое разноцветье улиц и зданий: часто матовое, без бликов, со значительным присутствием мягких и тёплых тонов, приглушённо-красных и ржаво-рыжеватых. Притом, к счастью, в отличие от «Железобетона», не чувствуется психодельности: тут нет статуй слонов, а без слонов или хотя бы их статуй какой же это психодел, скажите мне на милость? А вот серо-землистые и коричневатые оттенки некоторых лиц вызвали в памяти Palme no ki. Если честно, Тима вполне могла бы быть и чем-то дендроподобным вроде Палма, а туго свитые провода — переплётшимися ветвями и побегами. Только и антураж тогда, конечно, должен быть более природным.
Несложно также видеть, что создатели «Метрополиса» были в курсе, что если весь сюжет вертится вокруг каких-нибудь жутко значимых для порабощения/блага человечества оружия/артефакта/технологии/чего-то совсем неописуемого, то ключом к вышеозначенному обязательно служит юная дева с градусом кавайности не ниже среднестатистического и желательно не совсем естественного происхождения. Когда это внове, это даже может подействовать, поверьте. Пусть меня не впечатлила фракталовская Фрина, а вот крошка Аль из LastExile и наивно-неземная Чеза из Wolf`s Rain некогда так будоражили и умиляли. Но главное, и самое (для меня) приятное: здешняя Тима не иначе как старательная предшественница чобитовской Чии. Эта волнительная атмосфера некоего таинства всегда неизбежна, если мальчик учит девочку первым словам, первым сведениям об этом мире — и от простого вызубривания и повторения юное создание в один момент переходит к тому, чтобы спрашивать и познавать. Пока за этими головокружительными метаморфозами ещё трогательно наблюдать, значит, в зрительском сердце ещё осталось что-то живое. Ведь разве не метафора это нашего собственного развития: пока нас самих не начнёт волновать вопрос, чем мы отличаемся даже от самой совершенной, но бесчувственной машины, стали ли мы людьми?
Да, кстати, и штаны не по размеру на Тиме выглядят так же очаровательно неуклюже, как мужская одёжка на Чии.
Ну, тем, кто в японской анимации не новичок, и не нужно объяснять, что от очередной мифологии вы не отвертитесь. На этот раз это вавилонское столпотворение, зиккураты и прочие там мардуки. Главное, что всё-таки не декламируют урывками какую-нибудь легенду в любой сюжетно значимый момент, как это сделали в недавнем King of Thorns со сказкой о Спящей Красавице. Беда вам, если японцы основательно принимаются цитировать произведения народного и иного фольклора и при этом с абсолютно серьёзным лицом. А тут только несколько названий и уместных намёков, которые позволяют без особого труда извлечь из аниме вполне убедительный смысл: людям не стоит строить вавилонских башен, не стоит быть излишне самонадеянными. Ну, конечно, смыслов отсюда можно набрать ещё на целый небоскрёб, как то и бывает с любым произведением, у которого больше одного этажа наверху или хотя бы один подземный ярус. А тут вам и интриги, и сумасшедшие учёные, и приязнь между Тимой и Кэнити...
При этом, повторюсь, несмотря на роботовскую тематику, такую историю ведь можно было бы рассказывать во многих других декорациях и с кем-нибудь заместо роботов. Люди всегда сочиняли про разных существ, в чём-то их превосходящих, а в чём-то и более уязвимых. Но на самом-то деле сочиняют люди всегда про самих себя, только в метафорической форме. Про тех, кто чем-то необычным отличается от своего окружения. А уж в какую оболочку это облечено, не суть важно. Я бы даже может не почувствовала разницы, если бы Тима оказалась вампиром — глаза у неё красным ведь посвёркивали.
А уж панорама дымчато-перламутровых шпилей Метрополиса в туманном небе наводит мысль о каких-нибудь древних сагах — если убавить урбанистичности, могла бы принять город за древнеэльфийскую цитадель. И ко всему повестованию собираюсь отнестись как к футуристической саге. Вот тогда-то и не вызывают нареканий тесно спутавшиеся сюжетные нити, герои, обладающие особой значимостью, и масштабы кошерных разрушений. Саги часто с равными основаниями можно упрекнуть как в трагизме, так и в литературных преувеличениях и вычурности, но занимать человеческое воображение это им, как правило, на протяжении человеческой истории не мешало.
|