Всё же, незаменимый атрибут гениальности – это простота. Простота ergo откровенность: способность художника раскрываться и заставлять других раскрыть себя. Именно сталкиваясь с этой, казалось бы, «простой» задачей, рафинированная художественная матрица Ergo Proxy и выдаёт фатальную System Failure. Подобно травмированной психике своего героя-эпонима эта «сказка о белом кролике» распадается в моих глазах на две неравноценные части. В одной есть ЛЮДИ, их отношения и переживания: задорный смех Пино, внутренние диалоги Винсента и взгляд Рил, когда она украдкой смотрит на него, – всё то, что способно заставить меня, затаив дыхание, прилипнуть к экрану. Ах, если бы эту часть можно было отделить от всего остального! Будь на то моя воля, воздушный корабль Винсента никогда бы не вернулся назад в Рондо… Но увы. В другой части… элементарнейшим образом слишком много фантастики. Ergo вообще слишком много всего разного, слабо связанного друг с другом и слабо мотивированного. Скажу банальность: вокруг нас достаточно РЕАЛЬНЫХ коллизий и конфликтов. Зачем искусственно придумывать ещё какие-то? Конец света, клонирование, «боги» vs люди, люди vs роботы, проблема AI – зачем это всё? Разве это хоть как-то позволяет авторам сказать своё, новое слово или помогает донести его до зрителя? Напротив: нарочитая киберпанковость ставит EP в один ряд с «Волчьим дождём», «Чудесными днями» и (прости, господи! ) «Яблочным семенем», что, разумеется, не является похвалой. В качестве эксклюзивного пропуска для EP в мир «шедевров» анимации часто рассматривается его постмодернистская загруженность разнообразными аллюзиями и скрытыми смыслами. В этом отношении EP, безусловно, вещь яркая, но не для всех. Как были мне всегда до лампочки вопросы о том, кто убил Кадзи, чья душа заключена в Еве-00, какова символика того или иного ангела, и т.п., так и вся интеллектуальная «головоломность» EP не произвела на меня никакого впечатления. В целом, если закрыть глаза на личные симпатии/антипатии, надо признать, что EP близко воспроизводит художественную анатомию «Евангелиона»: (1) избыток культурных заимствований и неоднозначного (псевдо)-интеллектуального багажа, который позволяет отаку бесконечно шизоваться, но до конца шизы так и не дойти; (2) масштабная, но во многом гротескная фантастическая фабула; (3) и, наконец, замечательно выписанные характеры героев и отношения между ними, то есть, именно то, что вне зависимости от всего прочего неизменно заставляет зрителей сопереживать происходящему на экране. Resume. Чудесная вещь, но, как ни жаль, к вирусу cogito у меня оказался иммунитет.
|