«Неправильные пчелы делают неправильный мед», предупреждал нас великий поэт и мыслитель В.-П. Правда, он не уточнил, что здесь причина, а что – следствие. Конечно, проще предположить, что неправильны пчелы, ergo, сомнителен и мед. Ergo... Плохой философ формирует скверную теорию. Порченный бог мастерит колченогий мир. Из посылок следует – ergo – вывод. От осинки не родятся апельсинки. Каков поп, таков и приход. Приход. Ergo Proxy. Вот это был приход...
Не перебивайте, я сам собьюсь. Жизнь под колпаком. Ну, не под колпаком, а под куполом, но это одно и то же. Жизнь в совершенном Ромдо: все на виду у всех, в ровном свете ламп, на стерильных плоскостях экранов, как на умозрительных операционных столах. Операция на открытом мозге длиною в жизнь. «Образцовые граждане, избавляйтесь от ненужных вещей»; Боже, сколько их, ненужных вещей, накопила цивилизация – частная жизнь, чудачества, инстинкты, слабости, тайны... Винсент Ло – маленький винтик городского механизма, вернее, одна из микросхем. Он иммигрант, новоприбывший в Ромдо, он только встал на путь образцового гражданина, но хочет пройти по нему до конца, до полного отсутствия вещей и тайн. По-своему Ромдо прекрасен – как антипод стихий вне купола, как оппозиция хаосу. Городом правят мэр, параличный и всемогущий, и его советники (если вы были в Флоренции у фамильного склепа Медичи, то вы их видели, советников: мраморные плакальщики работы Микеланджело – и представьте себе на минуточку, что такие насоветуют! – зато какая эстетика). Кроме того, в Ромдо есть Рил Мейер, женщина с белым лицом и немыслимым make-up’ом. Почти совершенная. Почти бессердечная. Самонадеянная, черствая, капризная. Таких естественно любить и легко ненавидеть...
Говорить по существу? Да, конечно, я могу говорить по существу. «Эрго Прокси» – сериал многих возможностей. Некоторую их часть авторы упустили – причем не выронили, не совладав, а выпустили за ненадобностью. Остальные использовали как-то не по назначению. И роботы-«автолэйвы», и люди, и высшие силы чем-то не тем у них заняты! Я могу рассуждать здраво, вот, доктор, судите сами: есть простейшая религиозная пирамида (прямой аналог пирамиды пищевой): роботы – люди – божества. Так? Роботы служат людям, люди – богам. Всё правильно. И не надо путать причину существования со смыслом его! Причина для каждого яруса видна: роботы созданы людьми, люди – божественным умыслом. Тогда как насчет смысла там всё очень темно и априори небесспорно. Но причина-то ЕСТЬ! Так и держитесь же за нее, за причину... нет. Не хотят. Андроиды-автолэйвы молятся. Зачем?.. Люди, наоборот, молиться забыли. Какого, спрашивается, черта?!. Они надеются, что познают бога, поймав его в западню и разобрав на анатомические препараты! Ха!
(Спасибо-спасибо, я уже успокоился.) Или – странствие. Красивое, вздорное и совершенно глючное путешествие на буере по ледяным пустыням. Винсент и Рил путешествуют в поисках истины (ну, или – самих себя, своих отношений с миром – нужное подчеркнуть). Казалось бы, классика. Но вместо того, чтобы дойти до расчетной точки и – выяснить, познать, достичь и т.п., герои возвращаются, причем возвращаются, в сущности, ни с чем. Еще старик-Гораций говаривал, что «небо, а не душу меняет тот, кто за море бежит». Следовательно – ergo! – незачем никуда ходить, и своих богов каждый носит сам с собой (и сам же расчленяет их по мере необходимости).
А герои? Самые человечные образы в «Эрго Прокси» это – автолэйвы и (в меньшей степени) сами прокси. Личный автолэйв-помощник Рил по имени Игги и по-настоящему трогательная Пино (робот-приемная дочь, домашний любимец, мечта гипер-родителей – ребенок навсегда) с честью представляют лучшие человеческие свойства. А люди Ромдо настолько заняты соблюдением должной дистанции между собой, своими роботами и своими богами, что почти разучились взаимодействовать. Только андроиды, с вживленными функциями преданности, заботы и дочерней нежности, сохраняют и развивают (посредством инфекционных молитв!.. нет, какая ирония, вдумайтесь, доктор: вера и поиски смысла – всего лишь заразная болезнь... впрочем, я-то давно это подозревал!)... так вот, сохраняют и развивают свои способности к любви и сочувствию. Винсент, какой-то весь затрапезный, тусклый, провинциальный, именно в этих качествах наиболее симпатичен. А всё сверхчеловеческое так и остается «поверх» человеческого восприятия. Потому Винсент красив, когда увлеченно играет с искусственным ребенком или по-дурацки мажется помадой Рил, и довольно банален, когда вручную потрошит врагов. И, наверно, именно поэтому «выпал» из обоймы жанров «киберпанк». Мир компьютерного будущего оказался не рассмотрен. За очевидностью. А теогония сведена к серии личных, тоже вполне человеческих, конфликтов.
Но и это тоже не главное, доктор... А что, что в нём главное? Нет-нет, не перебивайте. Я ищу, я сосредоточен... вот, скажем, оформление всего сериала. Классики много говорили о красоте, которая спасет мир... В «Эрго Прокси» не та красота, какая-то другая. С другими задачами. Красота операционного бокса, снежной пустыни, рваных носков и накрашенной женщины. Будет такая красота спасать или, скорее, еще чуточку разрушит? Неважно. «Эрго Прокси» замечательно отрисован, что да, то да, но едва ли не красивее всего мне кажется черно-белый, наискось прочерченный титрами и Radiohead’ом, эндинг. Он прокси-божественен. После каждой утонченной, ужасно-прекрасной серии – самое то. О, как оттягивает. Темнота и музыка. Туда проваливаешься, оттуда трудно возвращаться. И не хочется. Не тяните меня. НЕ ТЯНИТЕ, говорю...
(- Ну-ну, ничего страшного... Уже всё, всё. Сестра, пишите: ergo proxy в стадии разрешения. А галоперидол всё-таки пока не снимаем. Пока наш эндинг нас не отпустит...)
| |