По постъядерным просторам странствует компания из красавицы, чудовища и человекообразного киборга в виде маленькой девочки. Красавица - готичная девушка с синими тенями вокруг глаз и скверным характером, чудовище - парень, в общем-то, наивный недотёпа, но время от времени превращается в некое существо, наделённое практически божественными способностями. Маленькая девочка - робот, заражённый вирусом свободы воли, получивший собственное "Я". Цель странствия - выяснить утраченное прошлое парня, который чудовище, а заодно прояснить некоторые моменты существования людей в этом мире. Люди существуют в рассеянных по сумеречной пустыне анклавах - городах-куполах с фантастической системой жизнеобеспечения. Города существуют благодаря воле неких существ, одним из которых является главный герой. Существа фантазируют, как хотят, для поддержания жизни на полумёртвой земле, но сами являются созданиями тех из людей, которые в своё время благоразумно упорхнули на орбиту и теперь ждут, когда разорённая земля вернётся в норму благодаря стараниям "чудовищных" посредников и опекаемых ими соотечественников. Посредники по возвращении хозяев должны исчезнуть с лица земли, но не все этого хотят... И я совсем не уверен, что дело на самом деле обстоит так, как написано в этом абзаце. Что любопытно - нельзя сказать, чтобы авторы не позаботились о, скажем так, физико-политической стороне сюжета, к концу никаких необъяснённых тайн - кажется - не остаётся. Но именно что к концу - на протяжении всего цикла нетерпеливый зритель успеет потерять разум, пытаясь выстроить логически непротиворечивую картину на основе недомолвок, подозрений и фраз, начинающихся с обращения "Ты знаешь, ...", которыми сыпят все, кроме разве что пятилетнего киборга, добавьте ещё авторские ссылки на мифы народов мира, от индейцев до греков. Поэтому вся шедевральность "Ergo Proxy" становится ясной спустя какое-то время после просмотра. Развёртка мира здесь жёстко увязана со спутанным и беспамятным состоянием главных героев, которые с самого начала осознают, что всю прожитую жизнь можно принять за ноль, и начинают тыкаться в каждую тёмную щель, раздвигая рамки бытия. Ничто не пропадает зря - побочная история с вирусом, который даёт роботам душу, получает параллельное развитие со своенравной красавицей Рил Мейер, которая обнаруживает за пределами родного города-инкубатора ещё кучу других городов, и с монстром-недотёпой Винсом Ло, который всю дорогу ищет истину о самом себе, едином в двух лицах - под конец тема обретения души с неизбежной утратой после этого смысла жизни будет греметь набатом. При том, замечательная вещь: экологический катастрофизм никак не выделен, и что там давным-давно произошло, атомная война или там метеорит упал - никого не волнует. Строго говоря, всего этого вообще нет, всё вокруг существует, пока наши странники бьются в поисках самих себя, а голая, как стол, поверхность земли - лишь метафора выжженого сознания каждого из действующих лиц. Не обошлось, конечно, без романтической линии, но и её прочно вплели в общий поток голодных поисков смысла жизни - это лишь ещё один кнут, который заставляет героев идти дальше. Там в середине будет одна совершенно лишняя серия, где нам ещё раз объяснят про то, какая хорошая девочка-робот и как мало она теперь отличается от людей, и ещё в конце, когда пойдёт главный рассказ про судьбы мира, действие затрещит по швам от одновременной концентрации раскрытых тайн и внезапного появления высокого пафоса - всё-таки речь о судьбах мира плюс проблема свободы воли. Но потом, несмотря на все головоломки Ergo Proxy, на самой последней ноте вдруг понимаешь, как вся эта мозаика замечательно складывается в одно-единственное, а именно - что любая истина, хотя бы и Самая Главная О Тебе Самом, имеет смысл ровно настолько, насколько ты в состоянии на неё наплевать. Ведь в крайнем случае всегда можешь придумать новую.
|