Целых 4 года я откладывал просмотр Евангелиона и сдувал с него пылинки. Учитывая его невероятную популярность и культ, возведенный вокруг него, я думал, что это какое-то сверханиме, наполненное сверхглубоким смыслом, понимание которого приравнивается к постижению тайн мироздания. Причем мое поклонение еще не просмотренному аниме доходило до такого абсурда, что мне снились сны, в которых я смотрел Евангелион. Но на деле все оказалось куда проще, хотя, откладывание просмотра все же было оправдано. И совсем не потому, что там были сокрыты тайны вселенной, а потому, что мои гипертрофированные ожидания были бы растоптаны, либо я бы стал очередным адептом культа Евы. Да и мое восприятие 4 года назад могло просто не успеть за темпом подачи мыслей в последних двух сериях.
Евангелион по праву считается одним из сильнейших катализаторов развития СПГС (синдром поиска глубокого смысла). Чего тут только люди не находят, даже скрытый религиозный подтекст. Да, в аниме есть ангелы, копье Лонгина и прочие религиозные компоненты, но это просто средства для подачи сюжета, по сути, строительный материал. А попытка найти в этом потаенные мотивы – это уже влияние выше указанного синдрома у тех, кто не увидел лежащий у них под ногами ответ. Желание же автора просто, как пять копеек – попытка донести до зрителя проблему, в той или иной степени присущую каждому, а именно проблему самоопределения человека.
Насколько я знаю, Ева была популяризатором жанра меха, в котором пилотируемое устройство рассматривается не как машина, а как нечто живое и одухотворенное, имеющее собственную волю. И зрителям такой маневр пришелся по вкусу. А вот меня такая особенность не зацепила ни тут, ни в Eureka 7, которая, кстати, позаимствовала идею одухотворения мехи у Евы. Мне больше по душе классический подход, в котором меха – это просто машина, оружие в руках человека.
Не буду рассусоливать героев в сотый раз, а скажу лишь то, что привлекло мое внимание. В произведении делается акцент на персонажах и их взаимоотношениях. Хидеаки Анно буквально вывернул своих персонажей наизнанку, полностью раскрыв и показав самые сокровенные уголки их душ. Даже копаться не надо, пожалуйста, все на блюдечке. Хорошо ли это? Кто знает. Зато зрители поймут характер героев так, как и планировалось (если, конечно, не вмешается СПГС). Доставила фамилия Икари, а точнее ее несоответствие характеру владельцев (“Ikari” переводится с японского, как “гнев”). Цветовая гамма пилотируемых мех (хотя, я не уверен, что слово меха подходит к тому, что они пилотируют) отличное передает характер героев. Пламенная Аска, холодная, как лед Рей и невзрачно-унылый Шинджи. Главный герой - невероятная тряпка и размазня, но поверьте, это еще не самое дно. Юкитеру Амано из Mirai Nikki даст фору любому тряпко-куну, да так, что Шинджи Икари на его фоне будет выглядеть довольно бодро.
Увидев в списке актеров двух своих любимых сейю (Ishida Akira и Koyasu Takehito) я очень обрадовался, но, к моему сожалению, их роли в Еве оказались второстепенными. После просмотра я не мог вспомнить ни одной темы из OST-a, но порой это как раз и есть показатель качества. Он ведь не должен выделяться или акцентировать внимание на себе. Его роль – это создание и поддержание необходимой атмосферы во время просмотра. И проблем с этим тут не было никаких. А вот опенинг напротив, выделяется очень сильно. Недаром популярность песни “Zankokuna tenshi no TEZE” сравнима с популярностью самого аниме. Песня действительно хорошая, как и “Fly me to the moon”, исполненная в эндинге.
Может показаться, что последние две серии отдают трешачком, хотя в принципе так и есть. Но слово "психодел" больше подходит для описания происходящего. Автор таким образом выражает свои мысли и пытается донести их до зрителя. Но подобный стиль подачи мыслей отпугнет многих. Он слишком напорист и экспрессивен, я бы даже сказал агрессивен. Ощущения сравнимы с пребыванием в бурном течении горной реки. Тебя раз за разом окунает в воду, а времени на то, чтобы сделать глоток воздуха едва хватает. Так же и тут. Автор буквально совершает мозговой штурм и времени на восприятие его мыслей хватает прям впритык. Чуть отвлечешься, не успеешь уловить суть, и нить будет упущена. Вот это наглость. Похвально. За что еще хочу похвалить Еву, так это за оригинальность. Сейчас может там ничего необычного уже и не найдут, но на время выхода это был действительно в какой-то степени нонсенс. Все-таки здорово, когда люди не боятся творить за пределами устоявшихся канонов и штампов.
Сложилось чувство, будто аниме не закончено, ибо последние 2 серии идут в разрез остальным. И полистав историю создания, я обнаружил для себя интересный факт. Оказывается, под конец у аниме закончился бюджет, и кадры клепали буквально фломастером на холодильнике. Не знаю, выиграл ли Евангелион от такой концовки, но настолько неординарный финал встретишь не часто.
Безусловно, Евангелион – это аниме, на веки впечатавшее свое имя в истории анимации. На мой взгляд, именно после появления Евы стали уделять больше внимания межличностным отношениям и психологии персонажей в жанре меха. Но, невзирая на все это, шедевром для меня Евангелион не стал. Аниме понравилось, но недостаточно, чтоб субъективно назвать его шедевром. Объективно – возможно, учитывая его влияние на аниме индустрию, но субъективно – нет. Поэтому
8/10
|