«Меланхолией надо наслаждаться неспешно, вдумчиво и без лишних оглядок на самого себя».
И посему «Вампирша Мию» доставит мрачное, хмурое удовольствие, тем кои алчут грусти неизлечимо искалеченных судеб, и печали безнадежно разбитых иллюзий людей, которые, если и находят покой и безмятежность, то в мире Ином.
А вот любителем вампирских триллеров придется уйти не солоно (кровь - она солено-кислая) нахлебавшись, ибо экшн и кровососущая составляющая в сериале рудиментарны, да и сам настрой сентиментально-спокойный, а не нервно-истеричный, характерный для фильмов ужасов про разгул вурдалаков и упырей.
Назвать Мию охотящейся на беглых из мира тьмы синма, главным персонажем можно, и вместе с тем, главная фигура сериала – это, несомненно, неотступная тень рока, слепая к состраданию судьба, холодный приговор фатума. Это не раз будет озвучено в самом сериале, и это проистекает в лейтмотиве невеселых зарисовок на тему смерти физической и гибели душевной.
Всякий в чье жизни будет замечены пожиратели душ - сама Мию, Рейха, Лярва, и все другие персонажи так и не смогут безнаказанно пройти мимо, не потеряв чего-то важного для себя, и в себе. Просто кто-то будет отправлен в небытие прямо сейчас, кто-то чуть позднее. Вечности некуда торопиться, пусть люди спешат сделать ошибки и натворить глупостей. Расплата за прикосновение к миру теней неотвратима, приговор отсрочен, но не отменен, от этого «густота и насыщенность» неизбежности и сплина в сериале только увеличивается.
Как эту минорную доминанту не назови, лучше, то есть добрее или милосерднее от этого она не станет. Мию к финалу мало измениться, по-прежнему сдержана, и отрешенна от обычного мира, в котором надо ехать утром на работу в метро, терпеть сплетни за спиной, или ворчание постаревшей жены. На ту самую жестокосердную девочку из первой версии из 80-х, нынешняя из рода Стражей не особо похожа, - на вампира, впрочем, тоже.
И такой образ Мию имеет право на существование, равно как девочка с желтыми глазами также могла бы быть некогда любимой дочерью и хорошей подругой. Вот только для судьбы нет правых или виноватых. Есть только те, кого она уже поглотила, и те, кому еще суждено утонуть в постепенно сгущающимся мраке.
Часто поминаемая хрупкая готичность OVA настолько хрупка, что вызывает сомнения – а так уж она хороша - это архаичная рисовка лиц, с экономно и грубо обрисованными движениями и прочим не лучшим багажом видеоформата. В ТВ сериале неподвижные картинки тоже присутствуют, но достойной альтернативой (которая по определению любима далеко не всеми) стала сполна. От духа готики в телеверсии не осталось и следа, зато ей на смену пришла атмосфера городских легенд, которую даже экскурсы в прошлое главных героев не в силах преодолеть. Без музыки Кензи Каваи (о которой требует упомянуть особо, ибо она компенсирует некоторые огрехи анимации и монотонность отдельных эпизодов) ТВ версия, явно была бы беднее в эмоциональном, и в эстетическом отношениях. В телевизионной варианте музыки больше, и она разнообразнее, с этим вряд ли могут поспорить даже упертые фанаты OVA.
Школьная тематика приедается, даже в мистических триллерах, к чести создателей сериала данная эксплуатируемая область японской анимации, с обретением подруг и прочими «страшно интересными» атрибутами фигурирует не часто. Гораздо интереснее видеть взрослую «безнадегу» и кризис, чем очередные наклевывающиеся подростковые проблемы самосознания, которые на птичьих правах были «прикручены» к финалу.
За постоянство, за способность испытывать чувства надо платить слишком дорого. Для Мию изначально нет возможности долго балансировать между ночными рейдами и походами в личную жизнь, с привязанностью и прочим спасительным для души хламом Привязанность недопустимым для борца с бесконечным мраком, открытость делает слабее и беззащитнее. В руках Лярвы коса, в ладонях Мию огонь – они выкорчевывают и выжигают и демоническое, и человеческое, и, прежде всего в себе.
Акценты расставлены точно – нарушители должны быть наказаны, случайные жертвы – проблемы родственников и обычного мира, в котором не бывает учителей-хамелеонов, котов-перевертышей и русалок в океанариумах.
Упреки в однотонности были бы уместны, если бы не присутствовал такой парадокс - пресловутые те самые лишние серии, которые портят кровь и сбивают с нужного для декаданса пути - как раз таки из разряда «все кончилось не так плохо, как обычно». Что дала, к примеру, для раскрытия чьего-либо образа серии про «двойника», о китайской воительнице, кошкофиле или про мальчика с лопухом? Вот именно, ничего. Только разбавили ненужными вкраплениями бережно нагнетаемый сумрак и понизили градус неизбежного, и чего греха таить ожидаемого антипозитивного окончания. Только наивные думают, что нужны вихляния в сторону, чтобы уберечь от предсказуемости. Меланхолии не нужны взбрыкивания на пути к пропасти.
Р.S Главное, нужно до начала просмотра определиться, что же именно вы хотели увидеть: сериал про девочку истребляющую нежить или про человека, убивающего в себе человечность?!
|