«Утэна»… Об «Утэне» можно говорить долго и красочно, не упуская ни одной детали, подробно разбирая персонажей и их (крайне) сложные взаимоотношения, разгадывая многочисленные аллегории, метафоры, выискивая аллюзии, - но «Утэна» так и останется вещью в себе. «Утэна» - пример герметизма в аниме. Или можно короче: «Утэна» - пример, эталон. После просмотра «Утэны» остается ощущение грусти, легкий (горьковатый) привкус декаданса. Девочка, которая «косит» под мальчика. Мальчики, немного похожие на девочек (как и положено героям декадентских книжек начала двадцатого века). Мальчики и девочки, примеряющие бесчисленные маски. Холодные сердца и горячие головы (и наоборот). Дуэли, балы – и миллион, миллион алых роз… «Утэна» - это сложный взгляд на простые вещи. Точнее на то, что только кажется простым. Наивные мысли в сочетании с самой изощренной логикой. Изнанка смысла. Обратная сторона луны. Красота «Утэны» - это холодная (противоречивая?) красота, отдаленно напоминающая поэзию По или, может, Малларме. Все герои «Утэны» - красивы. Даже больше: они прекрасны. Прекрасны все вместе и каждый по-своему. Здесь не обращают внимание на пол или возраст – красота по определению слепа. Воздействие красоты (на героев) столь велико, что нарушается даже самое священное, самое страшное табу – родственные связи. Не потому ли так много разговоров о революции, о силе изменить мир? Что такое эта пресловутая революция? Может ли инцест быть средством революции (при этом абсолютно невольным, спонтанным, едва ли не на уровне рефлекса)? Что еще подвергнуть сомнению, какие табу нарушить, как далеко зайти? Зайти, оказывается, можно очень далеко. Настолько далеко, что уже и не вернутся. Революция – разрушения основ, самого ядра, вокруг которого возникают социальные, нравственные и прочие структуры. Зачем возвращаться, да и куда возвращаться? Яд часто сладок на вкус. Известно что, когда Гете написал своего «Вертера» «по всей Европе защелкали курки револьверов». После появления «Утэны» вряд ли кто будет скрещивать друг с другом шпаги, – время уже не то – но свою щедрую долю яда это произведение (искусства?) впрыскивает во всякого, кто посмотрит хотя бы несколько серий. После «Утэны» остается масса вопросов, даже больше – тайна. Тайна, которую можно разгадывать, но нельзя разгадать. Или, может, это просто нерастворившийся яд продолжает упорно бродить по жилам? - Furnace Leader г. Москва -
|