Вспоминая славные былые времена, решил пересмотреть Starship Operators, сериал о команде боевого звездолёта, который десяток+ лет назад показался мне очень интересным. Сейчас смотреть было вдвойне любопытно, т.к. хотелось узнать, насколько хорошо сохранился тайтл, как я его оценю сейчас и совпадёт ли оценка с тогдашней.
Сценарная канва довольно интересная: это фантастическое произведение об экипаже корабля, где 95% действия показывается внутри рубки или на электронной карте, а не как это обычно принято, снаружи. Сюжет больше уделяет внимание разным корабельным службам – расчёту системы наведения, тактику, оператору бортового мейнфрейма, двигателистам, ремонтной команде и даже снабженцам-экономистам. Честно говоря, настолько нетрадиционно-глубокий уровень микроменеджмента космического корабля я вижу крайне редко (вспоминается разве что Mugen no Ryvius) – это определённо уникальная и годная сторона произведения.
Также мне понравился сеттинг и внимание к деталям. Сразу оговорюсь, это не эталон хард-сайфай, но как для научно-популярного произведения здесь масса интересных вещей. Во-первых, количество кораблей в боевых действиях чрезвычайно маленькое: у целой независимой планеты было всего 3 боевых корабля, 1 из которых построили недавно; у других планет он может быть всего 1. 2-4 корабля – это по меркам тайтла уже целый флот, что смотрится невероятно свежо на фоне конкурентов по жанру, пытающихся накрутить пафос за счёт количества и масштаба. Во-вторых, корабли здесь медленный, сложный и замороченный механизм – на них не выписывают кренделя как бипланах ПМВ, а бои проходят на достойных уважения расстояниях в миллионы километров. Корабли не усеяны оружием и могут содержать, к примеру, всего 1 или 2 вида вооружения (дальнее и ближнее), состоящих из 1-4 орудий. В случае Аматерасу, корабля главных героев, основных орудий у них 2 – дальнобойное и мощное, а также пушка для ближнего боя (1 раз там юзают бесполезные торпеды). Как правило, 1 попадания из первого и 1-2 из второго достаточно, чтобы лопнуть врага. Буквально каждый выстрел преподносится как целая ответственная и сложная процедура, что тоже смотрится необычайно свежо.
Ещё один плюс – потенциально интересные персонажи, которых, к сожалению, не удалось раскрыть в полной мере из-за короткого метража. Чувствовалось, что контента в сериале было серий так на 26+, но пришлось ужать всё это до 13 и выкинуть много всего в процессе. Как я понимаю, тайтл основан на новелле, поэтому конец сериала – наверняка не конец книги, а всё, что показали, как пить дать, в первоисточнике описывается детальнее.
В кои-то веки в главной роли тайтла выступает дама, большая няшка, красавица и комсомолка Kouzuki Shinon, а не типичный отважный браток. Интересный момент ещё в том, что она не капитан корабля, а первый помощник, отвечающий в основном за тактику. Мне понравилось, что авторы отказались от стандартной «борьбы за авторитет», троп, зачастую применяемый к ключевым женским персам: на деваху должен сходу наехать какой-нибудь резидентный лошара, которого бабёшка опустит, дабы продемонстрировать окружающим, как она крута (пример – ввод Фредерики в ремейке Ginga Eiyuu Densetsu). Отношения в команде дружеские, никто никого не чмырит, крысятничества и подковырных многоходовочек тоже нет.
Сюжет достаточно масштабен и успевает за скудные 13 серий показать несколько детальных космических битв, пехотный экшен, спонсируемые революции, борьбу за власть во вражеской фракции, а затем аналогичную тему между злодеями и Землёй, куда оказываются втянуты главные герои. Определённой проблемой тут выступает формат: в принципе, и первая-то серия уже начинает идти ураганным темпом – события вываливаются на зрителя как из ведра изобилия; далее первая треть проходит сравнительно спокойно, но вот 2я и последняя трети уже вновь переходят к насыщенному потоку событий. Из-за этого страдают драматическая и социальная части сериала: персонажей на старте ОЧЕНЬ много и каждого их совершенно не успевают показывать достаточным образом, чтобы они сильно запали в душу зрителя. В ином 26-серийном тайтле первые 13 серий тратят чисто на ввод персонажей, а тут – весь сериал занимает этот метраж. В итоге получается, что сцены убийства ряда людей (механиков, Ренны, начальника двигателистов) хоть и выглядят впечатляющими, но оказываются значительно менее слёзодавильными, чем в теории могли бы быть. Та же гибель двигателиста вообще кажется очень натянутой (с точки зрения его мотивации), но доставляюще-адекватной в плане того, как профессиональные солдаты накормили его трубочкой в рожу. Также после этих сцен не хватает отведённых на «послевкусие» серий, где персы подолгу грустят о потере, а ведь это – залог качественной драмы. Часть персонажей так вообще не особо успели задействовать – того же навигатора, оператора мейнфрейма, экономиста Сэи и снабженца из AGI, режиссёра Питера и руководство Альянса явно не успели раскрыть и нормально задействовать, как руководство с Земли.
История параллельно пытается рассказать и про войну Аматерасу, и про личные взаимоотношения команды корабля (есть даже лавстори), и про журналистские замуты Питера, и про политические игрища между Аматерасу и нейтральными мирами, а также их локальные проблемы, про внутреннюю кухню Альянса, и про мутки на ещё более высоком уровне. Как ни странно, всё это успевают нормально завершить, но там явно видно, что в исходнике событий больше, освещены они шире, а после 13ой серии явно должен быть дополнительный контент. С другой стороны – спасибо, что хоть так. Могли же просто оборвать повествование на случайном моменте, как это зачастую и случается. Аниме не выглядит дешёвой рекламой книги, а походит на завершённое произведение. Смотрится сериал легко, увлекательно и после просмотра оставляет исключительно приятные впечатления пополам с желанием увидеть продолжение. Персонажи омерзения не вызывали, действовали вполне адекватно, не создавали впечатление, что кто-то из них явно лишний. В поведении команды я не заметил дешёвого инфантилизма – всё выглядело достаточно статно и качественно.
С технической точки зрения сериал в грязь не ударил: красивая ручная рисовка тут сочетается с неплохого качества 3D, которое авторы умело интегрировали в кадр так, чтобы 2 типа анимации не смотрелись друг с другом чуждо. Главным образом из компьютерной графики сделаны звездолёты – дизайн у них причудливый, уникальный, что тоже хорошо отражает штучность этих продуктов для не особо богатых наций. Серийные одинаковые корабли по сюжету есть только у богатой Земли. У остальных – разная внешность, орудия, тактики (какие-то расстреливают нонстопом издалека, какие-то навязывают ближний бой, другие используют варпающийся истребитель). Единственный пинок в сторону визуала – плохие ракурсы камеры на часть кораблей. Порой реально не совсем понятна форма судна (тот же Conquistador), т.к. авторы показывают лишь часть звездолёта – то ли это нос, то ли борт, хрень поймёшь.
С другой стороны, очень хочу похвалить авторов за понимание, что в космосе нет плоскости эклиптики – корабли в кадрах могут висеть и вертикально, и вверх ногами, и перпендикулярно. В одной из серий Аматерасу летает по орбите планеты хвостом к её центру (т.е. движется боком), а не как это обычно принято – параллельно планете днищем к ней.
Также я с радостью отметил, что авторы поднимают очень актуальную для боевого космического корабля тему выделения тепла: в процессе работы системы корабля его генерируют, а вот вакуум космоса – действует в качестве изолятора. Тепло надо куда-то выделять – для этого авторы придумали системы охлаждения. Так вот, боевые лазеры не дырявят корпус корабля сразу, как это традиционно изображают в фантастике, а НАГРЕВАЮТ его (как это происходит с настоящими боевыми авиационными лазерами ИРЛ). Если броня с теплом не справляется, она начинает плавиться, а при масштабном обстреле нагревается весь корабль, его экипаж прожаривается внутри, а потом судно разваливается. Честно говоря, это первая фантастика, где я вижу, как лазер не моментально прожаривает полкорабля, а плавно нагревает его (в том числе его нутро). Типов орудий тоже много – торпеды, лазеры, плазма, электромагнитные катапульты. Волшебных щитов нет, но есть создаваемые отдельным летательным аппаратом барьеры (вне пределов корабля-носителя). За защиту отвечает просто броня.
Ещё мне понравилось, что корабли медленно маневрируют, не могут моментально менять траекторию полёта и не закладывают мёртвые петли как в Lost Universe. В них чувствуется масса, солидность – видно, что это капитальные суда. В этом плане слегка удивил финт ушами в последней битве, но там манёвренности попытались дать объяснение (мутноватое) + за свою дрисню Аматерасу поплатился тем, что он развалился.
Звуковое сопровождение в тайтле – приятная заглушка. Опенинг и эндинг – характерные для своего периода пищалки. Оригинальная озвучка, как всегда, топовая.
Итого – поставлю 5 баллов из 7 за графен, персов, экшен, увлекательный сюжет и радующие глаз любителя фантаста технические заморочки. Хороший тайтл, рекомендую к просмотру. О потраченном на него времени вы точно не пожалеете.
|