World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (144)
 - компании (4)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Russell
RainySky
elenaelena
ANdY13
Pуcal
SoberBober
Contributor
Kibernavt
MefrIll
step
GreamReaper



вернуться на страницу аниме «Самурай Чамплу» | вернуться на страницу комментариев



Shedani | СА?: 15 лет 6 месяцев | отзывов 273, их сочли полезными 1199 раз 2023.09.24

Samurai Champloo – приключенческий комедийный боевик про троицу раздолбаев, путешествующих по Японии ~18го века. В главных ролях милая девочка Fuu, суперкрутой уличный боец-бескультурный обрыган Mugen и не менее крутой утончённый и немногословный ронин Jin. Не у кого из воинов нет ни дома, ни цели в жизни, поэтому, попав в заварушку и будучи спасёнными Фуу, набигаторы соглашаются помочь ей найти «самурая, пахнущего подсолнухами». Правда, какой именно у них запах, как выглядит самурай, и где он вообще находится, никто не знает.

Сюжет выполнен как роад муви, где нищеброды бредут в случайно выбранном направлении, встревают в какую-то ерунду / пытаются заработать на ночлег, еду и дорогу, а потом (как правило) с улыбкой выбираются из передряги и идут дальше. Такой полусерьёзный стиль подачи.

В своё время по ньюфажеству слышал очень много позитива про CS, даже начинал его смотреть, но дропнул в районе 4-5 серии потому, что персонажи не смогли меня никак заинтересовать, а сюжеты не отличались оригинальностью. Именитый сериал долго валялся в ПТВ и вот, пришло время его осилить.

С первых серий я вновь понял, что именно мне не понравилось – произведение словно сделано режиссёром для ублажения собственных псевдоартистических замашек, оно играет на своей волне, а его авторы будто бы отказываются от общепринято-удачных японских методик построения сюжетов подобных произведений.

Серии тайтла вяло связаны абстрактной идеей поиска человека, которой герои практически не руководствуются. Каждый эпизод начинается с заранее установленного статус-кво и под конец туда же возвращается, чтобы в следующем эпизоде всё повторить. Этим произведение напомнило Cowboy Bebop – тот тоже начинался с того, что вроде бы крутые бойцы и умелые работяги сидят с зубами на полке, влезают куда-то, что сулит им кэш, а под конец снова оказываются нищими. В SC в формулу добавляется еда – герои постоянно хотят жрать, ищут еду и деньги, а потом обсираются. Вот они пришли в город, встретились, подрались, сожгли трактир, завалили кучу мафиози (с деньгами) и снова пошли без гроша дальше. Вот они зашли в другой город, там устроились в противоборствующие кланы телохранителями (Youjinbou, ага. Или Dirty Pair, если ещё точнее), перемясили бойцов друг друга и снова ушли голодные и без денег. Вот они пересрались, но под конец снова сошлись. Вот они намеренно кинули Фу, но в финальных минутах троица вновь вместе. Вот герои нашли мешок с баблом – бабло оказалось фальшивым, его отобрали, герои снова нищие.

Возникает ощущение, что авторы стесняются как-то развивать главных героев. Но ведь персонажи довольно любопытные: их характеры и подходы к решению проблем диаметрально противоположны, а, значит, играя на контрасте можно было много чего накреативить. Другое дело, что авторам это не интересно или же они просто представляли сериал эпизодической жвачкой. Так, у тюнинг-бюро Хонды есть несколько определяющих черт: он любит подраться, говорит, что думает + по-деревенски простой. Джин более спокойный и образованный молчун, но тоже всегда готов замеситься на мечах. Фуу – «милая девочка» / голос разума, периодически ревнующая своих спутников. Вот так и строится серия за серией: Муген быдлует и дерётся, Джин молчит и дерётся, а Фу бывает кавайной девочкой-цуккоми. Никто не пытается узнать что-то друг о друге, нет «личных арок», где раскрывается конкретный герой. Никому не интересно, куда они идут и зачем, кем является этот подсолнух. Фуу вроде бы испытывает какие-то чувства к спутникам, но это ни к чему не приводит. Да вы только вдумайтесь, впервые персонажи начинают робко спрашивать о прошлом друг друга в… ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ СЕРИИ! Из ДВАДЦАТИ ШЕСТИ! А о подсолнечном самурае пытаются самостоятельно узнать аж в двенадцатой, в сраном рекапе. Да, тут есть и такое.
По итогу герои быстро становятся заложниками своих одномерных амплуа. Из серии в серию авторы никак не хотят углубляться в характеры, создавать им сложные жизненные ситуации, менять их мировоззрение, а испытываемые ими события не дают долгоиграющего эффекта в будущем. Ну встретила команда челика с нищей матерью, ну вот он погиб – в следующей серии про это забыли и снова рофлят. Вот Джин встречает и спасает жену мерзавца, проданную им в бордель. В следующей серии уже никто про неё не помнит. Вот Муген встречает знакомого подонка и предателя. Ну и что – давайте ему снова поможем и будем вновь преданы! В следующей серии всем пофигу. С экспозицией авторы тоже не заморачивались: спустя чуть ли не 10 серий зритель узнаёт, что Джин зачем-то зарезал своего учителя по фехтованию и ушёл, а Муген жил в ссылке на острове. На острове БЫЛ АД. Если в случае в Джином всё понятно – ничего не понятно и плевать, есч, то вот, в чём заключался «ад» для умелого головореза на острове без властей – решительно не ясно. Живи как хочешь, делай что угодно, грабь кого вздумается, да и климат там отличный. По итогу прошлое одного персонажа кажется недосказанной абстракцией на пальцах, а второго оказывается пафосными понтами на отвали. Фуу – «какая-то девочка». Её «какая-то мать» умерла, а «какой-то трактир какого-то дяди» сожгли в первой серии, поэтому она без гроша отправляется «куда-то», чтобы отыскать «какого-то самурая» «зачем-то». В 16ой серии нам даже показывают этого человека со спины! А в ДЕВЯТНАДЦАТОЙ из ДВАДЦАТИ ШЕСТИ даже поясняют, что это был её отец! Зайдя дальше скажу, что причину убийства Джином своего учителя пояснят аж в предпоследней серии; там же расскажут про нанимателей Сары из 20-21-ой серии.
Нам вначале показывают героев, которым полагается сопереживать, а спустя 100 серий на пальцах поясняют, почему ты это должен был делать… Вот это драматургия! Капец, в чём был сакральный смысл скрывать родство подсолнуха и Фуу? Они же понимают, что за 19 серий пинания мохнатой колбасы мне стало уже всё равно, что это человек такой и зачем его ищут? Да и ищут ли? Нахрена Фуу его далее продолжает называть «самураем, пахнущим подсолнухами»? Может проще было имя назвать? Если он где-то и был известен под такой кличкой, то теперь он в другом месте, где о ней никто не знает! Если она боится репрессий из-за его веры, то тогда ей вообще не надо его искать. А если нет, то чего она стесняется спалить его имя? Вряд ли этого самурая в рандомном городе кто-то обнюхивал.

Я не могу сказать, что персонажи вызывают отвращение, напротив, они милые и приятные, но, увы, одномерные – персонажи одной черты, общающиеся простенькими фразами лишь по факту события и, порой, многозначительно молчащие. В этом плане сабж напомнил сурьёзные полнометры вроде Patlabour, Jin-roh и Ghost in the Shell, где герои лишь выглядят глубокими, но не являются. У них 0 диалогов, их слова не искренны, свою душу они зрителю не изливают (контрпример - <Harmony/>). Сопереживать им крайне тяжело, да и не хочется: это не те люди, к которым со временем прикипаешь. Они не личности, а сценарные функции. Кто такие Джин и Муген? Драчуны, соперники, защитники Фуу. Кто такая Фуу? Дама в беде, функция удержания Д&М вместе. Основной контент сериала зиждется именно на красочных драках, где требуются соответствующие скиллы бойцов. Остальные особенности их характеров сюжетом не задействуются ни в экшене, ни вне его. Нет какой-то командной игры, разделения ролей, например, где Фуу была бы мозгом команды, Муген – сильной частью, а Джин – ловкой или дипломатической. На середине тайтла банально ловишь себя на мысли, что Фуу сюжету просто не нужна. Было бы гораздо интереснее и органичнее для такого икшончика, если бы героями были только Муген и Джин, а сюжет крутился бы вокруг мести, захвата власти, организации банды (Gungrave) или чего-то такого, что лучше располагало к экшену, единственной выделяющейся черте тайтла.

Мне видится, что роад муви можно основывать либо на интересных путешественниках, либо на любопытных локациях / второстепенных персах. Если с первым, как ясно выше, не срослось, то что насчёт мини-арок? Сразу скажу, что с подачей материала всё отлично – арки смотрятся легко. Но вот их содержимое совершенно не взрывает мозг креативом, а ещё чаще огорчает банальщиной:

1) Охамевший сынок мразотного чиновника чмырит посетителей и персонал трактира, а потом мстит;
2) Два клана мафии конфликтуют за власть в городе: шкурные капиталисты-эксплуататоры и традиционалисты с понятием чести;
3) Добрый сын больной матери втайне промышляет ради неё воровством и влипает в передрягу;
4) Мафия использует художника для захвата модельщиц в рабство;
5) Пират собирает быдло на дело, а потом предаёт их;
6) Иностранец просит провести экскурсию по городу;
7) Муген и Джин ссорятся, а потом бросают Фу, но потом партия вновь собирается;
8) Муген и Джин ссорятся, а потом бросают Фу, но потом партия вновь собирается (!);
9) Плохой муж набирает долгов, закладывает свою бедную жену в бордель, а Джин её спасает;
10) Крутой мечник слишком крут, чтобы его признали авторитеты боевых искусств, поэтому он ходит по улице и мочит всех подряд;
11) Герои встречают немощного лоха, но на деле он оказывается крутейшим нагибатором;
12) Герои встречают немощного лоха, но на деле она оказывается крутейшим нагибатором (!).
13) А, ведь, если задуматься, ещё в одной серии герои встречают немощного лоха, но на деле она оказывается крутейшим нагибатором (!!!).

Честно говоря, список не воодушевляет, ибо никакими оригинальными и многогранными историями тут и не пахнет, уж тем более реально цепляющими за мурчало. И дело вовсе не в банальной затравке, а в том, что авторы не пожелали от неё куда-то отойти, как-то развить идею, привнести в формулу свежие мысли. Комедийные эпизоды недостаточно веселят, чтобы запасть в душу, драматические содержат слабую драму, а экспозиции на геров явно недостаточно, чтобы вызвать у зрителя хоть какую-то реакцию. Эпизоды с размышлениями о высоком огорчают банальностью диалогов. По итогу остаются лишь «боевые» серии – вот они неплохие, т.к. с хореографией у команды Ватанабе никогда проблем не было.
Отдам должное режиссёру, часть историй он заканчивает хладнокровными убийствами – это тоже по-своему прикольно и аутентично: например, удивило, как легко убили сына больной тётки или оперативно завалили Мукуро. Альтернативный вариант тоже прикольный – я ожидал, что киллера из второй серии замочат, но он просто ушёл, т.к. его нанимателя убили. С другой стороны, хочется пнуть авторов за то, что их банальные истории как правило идут по банальным же рельсам. Скажем, когда герои зарабатывают бабки, их вполне ожидаемо крадут, а тот сын-вор потом вполне ожидаемо залетает перед мафией. Когда герои находят мешок с баблом, деньги вполне ожидаемо оказываются фальшивыми (на этом этапе уже железно ясно, что персы будут весь сериал без денег). Когда куноичи обещает Мугену эро-эро, вполне ожидаемо тот получает поленом в кабину. А потом ещё раз. Любые истории о получении денег предсказуемо заканчиваются их исчезновением. На предложение Мукуро о новой ходке Муген предсказуемо даёт согласие, а потом он предсказуемо не убивает Козу. Встреча Джина с любовью оканчивается ожидаемой разлукой, а плановые бросания мечниками Фуу так же предсказуемо завершаются их воссоединениями. 99% схваток происходит при тотальном превосходстве главгероев – исключения – 20-21 и 24-26 серии. Они не строят никаких хитрых планов, как и их враги – всё идёт шаблонно, предсказуемо и без изысков. Литералли, единственные отголоски тактики зритель увидит лишь в 26ой серии. Сюжет настолько пустой, что ты его можешь на десять серий вперёд просчитать (за исключением серий про грибы и бейсбол). Это не тот случай, когда тебе так интересно, что ты из кожи вон лезешь, придумывая все возможные развития событий (и, тем самым, угадываешь сюжет) – здесь всё и так понятно с первого взгляда.

Порой тайтл удивляет совершенно трешовыми сериями: если к рэперам с фальшифыми бумбоксами вы ещё более-менее привыкаете (мелочи), то вот серию про пожирание галлюциногенных грибов и визит в карьер с живыми мертвецами 500-летней давности вы вряд ли будете ожидать в сравнительно приземлённом тайтле. Кому-то может это зайдёт («цирк абсурда»), но по мне это больше выглядело как попытки авторов выдавить хоть что-то из заезженной вдоль и поперёк самурайской тематики, полностью себя исчерпавший уже как полсериала. А далее ваще будет серия про… бейсбол с американцами. Ржачный, но до упора клишейный эпизод.

Впрочем, нет такого, что сериал напрочь лишён интересных задумок. Бывают и креативные серии – например про монахов, выращивающих наркоту и мечтающих вернуть былое могущество, где сценарий подаётся как рассказ уже престарелого начальника пограничной заставы. Как ни странно, довольно неплохо сделан рекап – герои воруют дневник Фу и читают о прошедших событиях, что сопровождается комментариями авторши. Но и тут зрителя ожидает предсказуемое разочарование: герои хотели узнать хоть что-то про подсолнечного самурая, но «Фуу это предвидела, поэтому ничего про него не написала!» Забавно сделана серия про громилу-учителя, силой принуждающего безграмотного Мугена учить кану. Ещё прикольная была задумка про местного нагибатора-клоуна, чей помогашка создаёт вокруг хозяина постоянное музыкальное сопровождение. Очень прикольная была серия с христианами, как и ссылки на тогдашние события, литературу, фольклор. Ещё после бездумного нагиба всех встречных было прикольно видеть, как Сара подтирается главными героями, но авторы слишком уж перегнули с имбовостью – делать её слепой было вовсе не обязательно. Тут уже сломался suspension of disbelief и возник вопрос, как так получилось, что такого разрушителя миров вообще взяли в оборот? Тётка, кстати, полный аналог такой же девицы из Mugen no Juunin – м.б. это какой-то известный троп (певица и музыкантша / секретный нагибатор), а может копипаста – не ясно. В то же время было довольно реалистично, что героям хватило пары ран, чтобы либо разорвать столкновение, либо окончательно выдохнуться (впрочем, в финальной арке реализм поубивится). И ещё – серию с финальным боем с Сарой явно отдали кому-то на аутсорс, т.к. тайтл там был сам на себя не похож. Чардизайны совершенно другие, особенно Джин.
Ещё очень позабавила крутая муза в самом начале первых серий, когда появляется название эпизода. Мало того, что это буквальная копия мотива из Пиратов ХХ века, так в тайтле есть ещё и серия про… ПИРАТОВ, где на старте играет эта муза!

Битвы красочные и сопровождаются кровищей, рубкой мяса, многочисленными убийствами. Хореография, как всегда, на высоте: Муген сочетает меч с капоэйрой и кулачными драками, Джин просто красиво и лаконично орудует клинком (особенно понравился бой с Мукуро, где Джин уворачивается от врага, заступая спиной за его спину и обратным движением пронзает жертву катаной). Но, как всегда, есть пара моментов. Во-первых, чардиз в SC простенький, одежда, причёски и оружие вообще не меняются, а во время движения детализация несколько падает, поэтому бои смотрятся куда менее впечатляюще, чем при более детальном чардизе того же Cowboy Bebop. Во-вторых, замесы не сопровождаются идеологическим подтекстом. «Стоячие» битвы из Needless, Bleach, MSMM врезаются в голову не потому, что там много дрисни и кишков, а из-за испытываемых персонажами эмоций, конфликта идеологий, из-за (в хорошем смысле) пафоса и импакта. Из-за того, что зритель с этими героями прошёл через огонь и медные трубы, видел их и в радости, и в горечи, длительное время наблюдал их злоключения. Если в перечисленных аниме экшен «проникновенный», то в SC он воспринимается просто «красиво нарисованным». Да одна сцена, где Камина под мощный музон достаёт свой бесконечный меч или же битвы с Сэцуной / Сатэном / Кучинаши (Needless) врезаются в память на многие годы, а вот чамплушную ватанабевскую дрисню я забываю уже в следующей серии. Прям буквально вчера вечером посмотрел одну серию, а сегодня вечером уже приходится напрягаться, чтобы её вспомнить. А что там запоминать? Замес персонажа заглушки с персонажем-заглушкой? Это не интересно. Красивую технодемку? Так я лучше для этого пересмотрю Patlabor, Venus Senki, Dirty Pair PE, Ideon Hatsudou-Hen, EoE – там графен гораздо детальнее при ещё лучшей анимации и более коротком метраже.

Не зря весь тайтл у меня в голове постоянно всплывал Cowboy Bebop – это ведь тоже детище Ватанабе. Что CB был ориентирован на запад, что SC многократно даёт понять, кто его ЦА. Так музыкальное сопровождение состоит из хип-хопа / рэпа, опенинг содержит английскую песню с рэповой бренчалкой на фоне; периодически герои встречают рэперов (передоз этой недомузыкой), отличающихся от амерских негров только цветом кожи и макетом бумбокса вместо настоящего. Муген всем своим видом напоминает скорее негра-брейкдансера, чем японца. Межрекламные вставки сопровождают кичливые таблички, напоминающие бибоповское петушение о «ЖАНРООБРАЗУЮЩЕМ ТАЙТЛЕ», а название – тошнотворная бастардизация samurai chanpuruu «на западный манер» (chanpuruu – окинавская хавка). Ну и самое главное – стиль повествования очень уж слабо напоминает продукцию для внутреннего рынка Японии. Samurai Champloo – это перелицованный и разбодяженный Cowboy Bebop, только в Японии прошлого. А ведь мы знаем, что последний на родине с треском провалился и был отменён на половине сезона, после чего его успешно скормили неискушённым западным зрителям.
К слову, CB воспринимался ярче и колоритнее за счёт более проработанного фантастического сеттинга и значительно более душевых драматических эпизодов. Там, где CB постоянно колебался между «круто» и «днище», вызывая то восторг, то полное разочарование, SC может похвастаться более ровным контентом, усреднённым. То есть кончелыжные серии стали менее кринжовыми, но и удачные эпизоды тоже изрядно упростили.

Конец у тайтла вызывал у меня фрустрации. Начнём с того, что он предсказуемо разочаровывающий, причём четырежды и по-крупному. Уже в середине сериала я начал подозревать, что этот овощной самурай либо вообще не существует, либо окажется давно мёртвым (как тотально фарсовый вариант – выяснится, что герои случайно убили его в ранних сериях) или же его просто не найдут. Короче, конец должен быть предельно рандомный и разочаровывающий. 26-ой эпизод продемонстрировал, что я недалеко ушёл от истины: этот самурай оказался немощным и находящимся при смерти страдальцем, которому Фуу, конечно же, по морде дать так и не смогла. Более того, к ним в хату немедленно зашёл левак и зарезал папашу. Совершенно предсказуемо и ожидаемо оказалось, что папаша – хороший парень, что он кинул семейку ради них самих, чтобы их не преследовало Бакуфу за его иноверческие взгляды. Ни историю жизни отца, ни причину его болезни мы так и не узнаем. Ну вот отец, вот он болен, а в следующем кадре убит. Шоу закончено, расходитесь.

С оппонентами тоже всё интересно: один из них – представленный лишь в 24-ой серии мастермайнд, стоящий за гибелью учителя Джина, ну а вторая пачка – моряки с корабля, который в 13-14-ой сериях показывали во… ФЛЕШБЕКЕ. То есть в плане сюжета это просто какие-то случайные люди, рандомные зеваки. Мы не знаем, как чел с серпом стал таким нагибатором, как агонизировал его старший брат, как свихнулся младший – они тотальные незнакомцы. Это как, если бы главгероев пошли мочить секретные приятели того нарцисса с прислужником-рэпером. В Michiko to Hacchin Сатоши тоже пошёл валить какой-то случайный чмошник, но этого чмошника часто показывали – он не был для зрителя случайным ноунеймом.
В итоге получается, что эти злодеи не «упорно шли к Мугену и Джину для осуществления мести», а просто были заспавнены сюжетом как эпизодические антагонисты. Путь к ним не был долгим и тернистым – они просто возникли из воздуха после 23-х серий дуракаваляния. Нет было постепенного повышения ставок – в 22-ей серии были галлюциногенные грибы, в 23-ой – бейсбол, а в 24-ой – финальный босс-разрушитель миров. 23 серии филлеров и ключевая арка в 24-26, т.к. авторы вспомнили, что забыли сделать основной сюжет.

Последняя сцена – уже четвёртый харчок зрителю в лицо за 3 серии. Первый был, когда после двух бросаний Фуу Джином и Мугеном, на этот раз Фуу кинула своих спутников (бог любит троицу? Facepalm…). Так вот, после всех злоключений, сдружившиеся герои, прошедшие через ужасные трудности друг ради друга, не имеющие ни целей в жизни, ни дома, вместо того чтобы продолжить путешествие вместе, просто благодарят друг друга и расходятся. Да следующий встречи, лох-зритель! Ты всё это время смотрел, как персонажи шли вместе, чтобы просто дойти до подсолнуха и распрощаться! Как тебе такой поворот, Илон Маск??? Получается, что весь этот 26-серийный плод смрадного креаклизма впустую потратил моё время и ни к чему толком не привёл. Шедеврально. Кстати, это было чётвертое бросание приключенцами друг друга. Ну а чо, лох и так схавает!

Вердикт: Samurai Champloo обладает простеньким артом, но прекрасной анимацией, лёгкой подачей и не вызывающими раздражение персонажами. Вместе с тем, в своей попытке создать понятным западным левакам продукт, Ватанабе никак не вдуплит, за что японская мультипликация котируется у зарубежных фанатов аниме. Не за упрощённые сюжеты и а-цыл-ачки на западный шлак, а за самобытность, за свободу творчества, за чисто японские тропы, за «японские» сюжеты и «японскую» же драматургию. Возможно, если залететь сюда на заре ньюфажества после симпсонов, эй арнольдов и шлачных рендеров «для всей умственно-отсталой семьи», Samurai Champloo покажется откровением. Не сомневаюсь, что так будет – мы это проходили с Cowboy Bebop, Ghost in the Shell, Great Pretender, Carol & Tuesday, «шедеврами» «Миязаки» и многими другими подобными тайтлами для запада. Увы, для тех, кто начинал смотреть аниме с аниме, сабж окажется лишь развлекаловом на разочек, запоминающимся ну разве что за графон. Это не значит, что сериал плохой – просто он лишён мощной эмоциональной базы и проникновенных сюжетов. А ещё он слишком длинный – сократили бы его до 12 серий, было лучше. Но кому-то это может и нравится – простецкое приключение трёх амёб. Мне – нет. Зачем смотреть пустышку, когда можно потратить это время на Blue Gender, El Cazador de la Bruja, Kino no Tabi или Majo no Tabitabi? Да даже на манглобовский же Michiko to Hacchin.
4 из 7, выше среднего. Можете глянуть, если делать нечего и ПТВ пуст.


+2Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура