Идея сыграть на противостоянии, казалось бы, несовместимых жанров "фантастика" и "повседневность" была по-настоящему интересной. Ее успешная реализация требовала очень серьезных усилий – чего стоит одни только расчет движения различных тел в условиях невесомости. Добавьте к этому необходимость создать естественную, подчас рутинную реакцию персонажей на особенности работы в открытом космосе (РОК). И самое главное – все это нужно было оформить так, чтобы у обычного зрителя, не обремененного особой страстью к космической романтике, не возникло ощущения излишней заумности или нудности происходящего. Нетривиальная задачка, не так ли?
Создатели "Planetes" справились с ней вполне успешно. Первая половина сериала проходит под лозунгом приятного шока от увиденного. Тут и море мелких технических деталей, постоянно напоминающих зрителю, где происходят основные события, и прекрасно выписанные характеры персонажей, каждый из которых, с одной стороны, обладает какой-то изюминкой, а с другой стороны, не несет в себе извечных анимешных штампов, способных с самого начала убить интерес к персонажу невольно срабатывающей ассоциацией "А, так это местный …, он наверняка будет …". Более того, штампы отсутствуют и в сюжетных линиях. И если во всем, что связано с покорением космоса, это воспринимается как должное (все-таки у "Planetes" нет конкурентов в этой области), то интересная линия развития характеров и взаимоотношений персонажей откровенно радует своей незамыленностью.
Словно для того, чтобы не дать зрителям ни малейшего шанса упрекнуть "Planetes" в обыденности, в середине сериала происходит своеобразный слом, когда забавная физиономия главного героя вдруг превращается в идеально выписанную маску законченного эгоиста, а его поведение вдруг начинает вызывать желание немедленно его придушить. Только-только замаячивший на горизонте призрак хэппиэнда "и жили они долго и счастливо" быстро рассеивается. А на его место приходит обычная человеческая реакция на расставание: да, больно, да, обидно, но как бы тебе не было плохо, ты должен продолжить жить и делать свою работу.
Впрочем, и тут "Planetes" не пытается скатиться на путь копеечной драмы. Наоборот, личные переживания вдруг оттеняются опасностью, грозящей множеству людей. И тебя невольно берет за душу жуткий фанатичный огонь в глазах террористов или метания человека, пытающегося разорвать на себе скафандр, в котором не осталось больше кислорода. Непревзойденная техническая достоверность в этом случае показывает свою обратную сторону, и ты понимаешь, что выход космос – это отнюдь не романтичная прогулка, а долгое и трудное странствие, в котором одни находят свою мечту, а другие – теряют все.
|