World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (96)
 - компании (1)
 - связки


 На сайтах
 - ANN
 - AniDB
 - MyAnimeList
 - Сетка вещания
 - Allcinema
 - seesaa


 Википедия
 - Wikipedia
 - Википедия
 - ウィキペディア


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Субтитры
 - субтитры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Kibernavt
Flying Dutchman
parik31rus



Странники — рецензии WA

Рецензия:
© Арина Теплякова, 2007.06.03 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Мариины сыны вне срока. И рока сломана печать,
А Марфины сыны - глубоко и безнадежно любят мать
Она была страшна во злобе и даже с Господом груба.
А сыновья ее подобья; их ждут работа и борьба.


Здесь и далее Р.Киплинг «Марфины сыны»(перевод В. Топорова)



Этот сериал любят сравнивать с фантастикой 60х годов. В самом деле, где еще увидишь такое аккуратное соблюдение законов физики, такое серьезное отношение к технике и технологическому процессу, такую проработку деталей космического быта? В аниме - нигде (кроме, разве что, «Крыльев Хоннеамиз»), да и в литературе к настоящему времени этот подход себя исчерпал. Поэтому уже само по себе художественное решение обеспечивает «Странникам» зрительские симпатии и популярность. Аниме, где космос выбран местом действия не ради зрелищности и не ради абстрагирования от реалий сегодняшнего дня, а ради него самого, ради наших планов на ближайшее будущее, ради романтики покорения Солнечной системы - разумеется, это немыслимая экзотика и безусловное must see. Однако, строго говоря, это еще не фантастика.

Фантастическое произведение есть мысленный эксперимент над героями, который невозможно провести средствами реализма. Столкновение с неведомым, внезапно обретенные возможности, «революционные» научные открытия, попадание героев в экзотические обстоятельства - ни одной из этих стандартных фабульных завязок в «Странниках» нет. Нет и социального моделирования: мир, показанный в сериале, не является ни утопией, ни антиутопией, это просто небольшая экстраполяция текущего положения дел. Фантастикой ближнего прицела это тоже назвать нельзя - все-таки героями здесь остаются люди, а не техника будущего. Словом, это не фантастика вовсе, а повседневность, волею автора перенесенная с грешной земли на орбиту и на 70 лет в будущее. Зачем понадобился этот перенос?

Дело в том, что кроме места и времени действия есть еще одна вешь, которая роднит этот сериал с НФ золотого века и почти не встречается в других аниме. Это та специфическая идеология индустриального общества на подъеме, идеология прогресса и экспансии, которая во время оно делала космическую гонку чем-то большим, чем просто отработка военных технологий и полигон для узкоспециальных научных исследований. В рамках ее стремление к новым горизонтам ценно само по себе, а интерес к проблемам завтрашнего дня так же естественнен, как и к самым насущным делам дня сегодняшнего. Собственно, из этого интереса выросла фантастика как жанр; и фантастика необходима, чтобы реализовать эту идеологию в художественном произведении: с тех пор, как миновала эпоха Великих Географических Открытий, ее носителям тесно на Земле.

Они умеют двигать горы и осушать иной поток.
Для их всегдашнего напора пик высочайший невысок.
Они, сровняв холмов вершины, там разбивают пышный сад -
И в нем, не ведая кручины, сыны Марии кротко спят.


Герои PLANETES - сотрудники самой обыкновенной транснациональной корпорации, космос для них - это в первую очередь промысел. Работа сборщиков орбитального мусора - рутинная, непрестижная, опасная - является основой сюжета и главным источником интриги. В этом смысле авторам удалось невозможное: почти не вводя в повествование то, что в просторечии именуется «экшн» - стрельбу, войну, погони, сделать его по-настоящему увлекательным, не впутывая героев в неразрешимые конфликты трагического масштаба, сделать качаственную драму и вывести действо к счастливой развязке, не вызывая у зрителя «синдрома Станиславского».

Содержание сериала вполне описывается словом «повседневность», но эта повседневность изображена на удивление красиво, весело и захватывающе. Такой маленький штрих: ни в одном аниме до этого я не видела такой красивой и реалистичной отрисовки лиц. Красивее - видела, реалистичнее - видела, но так, чтобы то и другое сразу, с передачей расовых черт, с отражением характера - не условно-архетипического, а живого, с уникальной фактурой... нет, нигде больше. Благодаря этому а также благодаря сложной разветвленной композиции сериала даже второстепенные его герои становятся интересными запоминающимися личностями, каждый со своей неповтоимой судьбой, характером, мировоззрением.

Действие начинается с коротких бытовых историй из жизни стажерки (привет Стругацким) Танабэ Ай, ее старшего товарища Хатимаки, их коллег по отделу Юрия Михайлова, Фии Кармайкл, Рави Арвинда, их коллег по «Техноре»... а, все равно всех сейчас не перечислить. Поначалу это выглядит несколько легкомысленно и не вполне достоверно, но ближе к середине сценарные шероховатости выравниваются, темы серий становятся более серьезными, отдельные штрихи складываются в сюжетные линии, судьбы отдельных людей - в события исторического масштаба.

Притом, популярный анимешный прием - вложить судьбу мира в руки одного человека (даже необязательно закомлексованного японского школьника, просто: одного главного героя) здесь не употребляется. Напротив, весьма реалистично показана мера влияния отдельного человека на окружающую действительность (и она не так уж мала, как можно подумать). Не боги, не цари и не герои делают будущее человечества. Делают, порою сами о том не задумываясь, самые разные люди - ученые, управленцы, рядовые работники, подпольщики и террористы... Те, для кого космос стал смыслом жизни и те, кто ненавидит его, те, кто видит в нем лишь источник собственной выгоды и те, кто готов положить жизнь ради будущего своего народа. И те, кто просто делают свою работу и идут к своей мечте.

Они не молят о спасенье, когда удел невыносим,
Не проповедуют прощенья как оправданья малым сим.
Они во тьме, они в пустыне стоят, не дрогнув, на посту,
Чтоб братьям их в земной долине жилось легко и на свету.


Мечта занимает здесь особое место. Без нее жить в этом суровом и прагматичном, подчас жестоком мире было бы трудно, да и незачем. Это она освящает каждый следующий шаг человечества в небо, это она дает силы противостоять стихии и обществу, силы верить в себя и добиваться невозможного. Мечта не противопоставлена обыденной жизни, наоборот, растворена в ней так глубоко, что отделить друг от друга эти сущности не представляется возможным. Тот самый диалектический синтез романтики и прагматики, которого так не хватало гайнаксовским «Крыльям», в «Странниках» реализован в полной мере.

Мир, построенный на этом синтезе, не становится автоматически совершенством. В нем есть жестокость - но она изображена без надрыва или любования злом; есть несправедливость - но она не повод для уныния, а повод для борьбы с нею; есть - чего уж там - тяжелый самокопательный сюр в стиле «Евангелиона», но подается он именно как болезненное состояние души, с которым можно и нужно справиться, а не как глубинный смысл в последней инстанции. Никаких смыслов за пределами ежедневной будничной жизни этот мир не потерпит - он рационалистичен до крайности. Но именно этот рационализм делает сериал таким светлым и оптимистичным, пронизанным верой в человека. Нет непостижимых проблем, нет неразрешимых задач, всего можно достичь, если много и упорно работать - эта нехитрая мораль проходит через все сюжеты «Странников».

Здесь нет неконструктивных конфликтов. Действия героев, какими бы разными ни были их интересы, оборачиваются в итоге «к вящей славе» космического проекта. Только здесь возможна ситуация, когда террористы (sic!) удостаиваются доброго слова не за их трудное детство и душевные травмы, а за то, что после их нападения международные экономические соглашения были пересмотрены в пользу стран третьего мира - то есть, фактически за успешность их деятельности.

Здесь нет правых и неправых - не потому, что истины не существует, а потому что каждый владеет своей частичкой истины, и к финалу все эти части складываются в единую величественную картину. Наивный идеализм Танабэ и жестокость Роксмита, целеустремленность Хатимаки и спокойная мудрость Юрия, юмор Рави и серьезность Эдель, отчаяние Клэр и надежда Темары Пуатье... (нет, все равно мне их всех не перечислить, в PLANETES нет неважных героев и проходных сюжетов) - вынь из этой мозаики хоть один элемент, и она распадется. Это аниме как никакое другое передает завораживающую красоту слаженных человеческих действий.

«Странники» небезупречны по исполнению, но это тот случай, когда все художественные недостатки можно простить за оригинальную и цельную идею. В данном случае - за мечту о космосе и непоколебимую веру в людей.

Мариины сыны блаженны, за них и с ними Небеса
И благодать, - и, несомненно, они творили чудеса.
Они, внимая, понимают Господне Слово, Вечный Зов.
Они на Бога уповают, а Бог на Марфиных сынов!



Рецензия #2:
© Фёдор Бубликов, (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Вот уж не думал, что мне придётся писать очерк на сериал, о котором я уже, на мой взгляд, конечно, исчерпывающе высказался (во всяком случае, для себя). Но, как нам всем известно, жизнь — штука подлая и непредсказуемая (иногда это очень неоднозначное качество и наполняет нашу жизнь чем-то новым, доселе неизведанным), поэтому я сейчас предстану перед вами какой уж есть, буду лить очень много воды, а вы не обессудьте и послушайте мои россказни, может, они помогут вам не пройти мимо (заметьте, я очень надеюсь, что вы не пройдёте мимо!) этого очень замечательного (в хорошем смысле!) сериала. О «Странниках» я узнал почти сразу после их выхода в Сеть, узнал, естественно, совершенно случайно, когда полез зачем-то в анимационную базу данных. Как вам известно, при этой базе есть зрительский топ анимешек, и герой моего опуса занял там очень приличное место. По той информации, которую предоставила база, я понял, что, может, на это дело взглянуть всё-таки стоит. Бросился искать на сайте фэнсабберов, и тут наступил первый подлый казус — уж не помню из-за чего, но их торренты оказались недоступны. Понятное дело, беда невелика, можно найти и другие источники, что я и сделал. Начал качать, но произошёл очередной мегаказус — по техническим причинам (имена файлов, да и размеры не совпадали с информацией, предоставленной базой, отсутствие свободного места, плохая погода, депрессия и лень...) закачку пришлось прекратить. В общем, променял я тогда этот сериал на что-то другое, почём зря, как я впоследствии понял. Немного позднее (спасибо BMXKRU за информативный коммент, который подтолкнул меня впоследствии к правильному решению) я всё-таки въехал в тему, о чём я расскажу ниже.

Настоящая научная фантастика, отягощённая не слишком модным налётом науки (или псевдонауки), философии и реализма, не слишком частый гость на наших экранах. Странно, с чего бы это? Может быть, причина кроется в том, что то романтичное время, когда почти все мы думали, что совсем скоро мы полетим через тернии к звёздам, наши корабли будут неустанно бороздить, так сказать, сами знаете какие просторы, уже давно кануло в лету. Теперь, когда почти всем ясно, что без экономической выгоды мы даже в соседнее государство скорее всего не полетим (о Великом Космическом Путешествии советую забыть сразу), светлые мечты о Великой Одиссее остались в прошлом советских идеологов. В данном случае лично я понимаю произведения, имеющие мало-мальски убедительную научную базу (то есть, супермегабластеров, гипердвигателей, кибертелепатии в двоичном коде, прыгающих по подпространству роботов и прочей бредовой шушеры в таких произведениях почти никогда нет), которая обычно является лишь увлекательным (ну, или не слишком увлекательным) комуфляжем для разработки существующих социальных и философских проблем.

Итак, позвольте без преувеличения заявить: «Странники» — настоящая научная фантастика. Авторы рисуют нам вполне реалистичную картину будущего — человечество истощило скудные энергетические ресурсы старушки Земли и теперь вынуждено разрабатывать ближний космос в обычных корыстных целях — поиске новых месторождений ресурсов, которые можно истощить. Полёты на Луну, Марс, где по предположению авторов должны находиться месторождения новых источников энергии, теперь реальность. Развитые государства, эти ресурсы монополизирующие, и мегакорпорации, эти государства контролирующие. Нарисовав этот так похожий на горькую правду мир, авторы населяют его героями — совершенно обычными людьми, каждодневный труд которых вовсе не спасение мира при помощи супермегабластеров, а банальный сбор космического мусора. Нет, под мусором не подразумевается поимка опасных отбросов общества (на эту тему, как вы знаете, есть другие произведения). Мусор — самые обычные техногенные отходы, которых за бурные годы развития космической эры накопилось довольно много, и теперь они представляют реальную опасность для космического транспорта (в одном из эпизодов авторы наглядно показывают, как маленький болтик, летящий в вакууме со скоростью восемь километров в секунду, уничтожает пассажирский шаттл).

Сбор мусора — занятие монотонное и скучное, работников не хватает, оборудование старое, а продвижение по службе, скорее всего, не светит. Печальная ситуация? Не расстраивайтесь, местные работяги не дадут вам заскучать! Признаюсь честно, давненько я не видел в анимации настолько детально проработанных персонажей. Тут нет места принятым шаблонам добра и зла, у каждого есть своя правда, настоящая мечта, горе или тайна. Ансамбль персонажей играет очень слажено — каждый герой по-своему важен, каждому из них есть, что рассказать, каждому уделено не только экранное время, но и внимание сценариста. Вас ждут романтичные дебаты о смысле жизни на фоне бездны, рассуждения о дорогах, которые мы выбираем, или которые по каким-то причинам выбирают нас, тонна цинизма, подлости и настоящая сила человека, который может изменить свою жизнь. На протяжении всего сериала, который я посмотрел на одном дыхании, герои пытаются научить нас всматриваться в себя и не бояться сдавать экзамены жизни, которые, как известно, она предоставляет один раз. К визуальной части данной работы у меня нет никаких претензий. Как я уже сказал, компьютерной анимации очень мало, строгий дизайн персонажей радует глаз (то есть, школьниц в коротеньких юбочках с выражением лица «вот-вот-расплачусь-по-любому-поводу» тут совсем нет, «сценок для мальчиков» тоже нет — им тут попросту не место), стоп-кадров и эффекта пресловутых «говорящих голов» тоже нет (во всяком случае, я их не заметил), зато есть очень многое, на что посмотреть обязательно стоит.

Скажу честно, что опенинги и эндинги я почти всегда проматываю (и в данном случае тоже), но музыкальная тема, подчёркивающая драматические моменты сериала, очень понравилась — некоторые моменты хочется посмотреть заново именно из-за неё.

Итак, если вам удалось дочитать до этого момента, то вы поняли, что сериал мне очень понравился. Да, там есть к чему придраться (особенно к эпизоду с безработными неудачниками, играющими в ниндзя, но, может, это была шутка, которую я, к сожалению, не понял), но придираться почему-то не хочется. Несмотря на то, что сериал довольно серьёзный, после просмотра «загруза по полной» не наблюдалось и желания повеситься на дверном косяке тоже. Рекомендую всем, кто иногда думает о пресловутом смысле жизни, о выборе, который мы совершаем, и о цене, которую нам за него предстоит заплатить, ну и, конечно, всем почитателям настоящей научной фантастики. На сём позвольте откланяться вашему покорному слуге.




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура