По-прежнему не реализованный до конца (ибо бесконечен по сути своей) потенциал всевеликого ГАЙНАКСа в изображении похабени и непотребщины (во всём её многоглавом безобразии/ извращении/ эстетстве/ смехопанораме - подчеркнуть нужное) органично сочетается в данном аниме с такими неизменными штампами фирмы-прародителя, как школота разной степени раздетости, учителки разной степени испитости (но с одинаковой константой размера груди - требую её сейчас же в палату мер и весов, а небезызвестную Мисато Кацураги - в колбу с формалином, как эталон и шаблон), толстый стёб над яойными бисёненами, мехи-роботы разной степени смертоносности, тайные организации разного масштаба НЕРВичности и инопланетяне разной степени враждебности. Казалось бы, при чём здесь пиво "Сокол", да?
Однако гайнаксцы, как всегда, бьют прямо в душу, и чем моложе зрительский контингент, тем сильнее будет вмятинка в его восприимчивых и трепетных мозгах. Потому как вышеозначенный быстрорастворимый набор _внезапно_ восхитительно-иррационально обрастает совершенно неуместными, но невероятно романтичными (и скорее, эсхатологичными) подробностями, как то: - А есть ли у роботов душа? - А вы бы отдали жизнь за любимого человека? - А за любимого робота? - А его бы самого убили? Если на кону - тотальный экстерминатус всему и всем?
Если вы не смотрели у Гайнаксов вообще _ничего_ (Такие люди ещё остались? Они святые, не иначе), то просмотром "Махороматика" убьёте особо изощрённым способом аж двух зайцев - Неон-Дженесис, сиречь, Евангелион, и целиково-дурашливый, сиречь ФуриКури; поскольку идея МХМ искусно соединяет в себе оба предыдущих гайнаксовских детища; но и простирается чуть глубже, чуть дальше, чуть отчаяннее.
Это несмотря на то, что по времени создания МХМ из всех троих - самый юный, но одним лишь своим существованием способный примирить с реальностью тех, кто в своё время ментально пострадал от его непутёвых и бесшабашных родителей.
А потому на вселенском Суде всея анимешной продукции он будет выступать единственным и непогрешимым адвокатом НГЕ и Фурикурей, ибо посмотрев его, вам откроются удивительно-простые, но важные вещи, без которых просмотр его монстров-родителей может принести непредсказуемые результаты. МХМ оправдывает ужасы и безумие обоих - и посмотрев его, мы, наконец, поймём, что ни меха, ни лезущие из головы предметы, ни озабоченные горничные - не являются следствием тяжёлых наркотиков (максимум средних).
Что это просто - такой _стиль_ работы. Это очень важно - отличать болезненные девиации от мейнстримной стилистики. И только "Махороматик" безвозмездно поможет нам понять, что вся эта несусветная роботически-грудастая чушь - всего лишь принцип, по которому ребята в Гайнаксе работают. Более того, принцип, определённо, на века. Потому как он был по-своему обаятелен и в 1995м (NGE), и будет ещё более великолепно-дерзким в 2007м (естественно, Гуррен-Лаганн я подразумеваю).
Как известно, - метафоричная история забитого-зашуганного ОЯШа и его учительницы/горничной/старшей подруги - ни много, ни мало - золотая жила всея индустрии, и если в "Еве" от педофилической однобокости подобной связи может стать банально мерзко; а от глубины (с кишечник точно, в распрямлённом его состоянии), страдания и _драмы_ ФЛСЛ глаза пребывают на мокром месте как минимум неделю, то в МХМ наконец добираются до золотой середины - сюжет выкопан, прокопан и истоптан вдоль и поперёк, а значит - можно экспериментировать со смешением предыдущих вариантов.
Всё безобидно начинается лёгкой сказочкой с элементами клубнично-пляжного эччи, школьник-кун довольно потирает руки и повизгивает от удовольствия (скажу честно, повизгивает вяло, ибо рисовка оставляет желать лучшего, а чёткую и чувственную порнографию с графикой (пардон за каламбур) не хуже, чем у богоподобного Синъитиро Ватанабе - ещё не сняли, сидим и ждём, надеемся и верим), а потом вся история внезапно заполняется вполне философскими вопросами: "Как жить дальше? Как со всем этим справляться? Как бежать от прошлого? Да и вообще, возможно ли от него сбежать?" - ну и, чтоб добить, для пущей полноты ощущений, они наделяют андроида Махоро душой.
Заставляют сопереживать, изверги, решать свои собственные проблемы (действительно, а как бы _лично мне_ сбежать от своего прошлого? Фигушки сбегу, да? Тогда как же сбежит Махоро?! ), не бояться смотреть в лицо опасности и отвечать за свои слова и поступки. На минуточку, нехилая установка для гаремника, не правда ли? Тем не менее, Гайнакс остаётся верен себе и бережен к зрителю - вот за что его нельзя не любить.
И не бросает нас в пучину душевных страданий девушки-робота, не оставляет нас наедине с электронными мозгами (как запросто сделал бы лет на пять раньше), нет, добрый Гайнакс вовремя разбавляет всё это вполне осязаемыми женскими грудями, девичьими визгами и мальчишеской стеснительностью. Чтобы напомнить нам, что мы ещё не там, не в мире электронного разума, гигантских оживших боеголовок и слуг-андроидов; но, по счастью, мы всё ещё здесь, мы всё ещё живы, а наше сердце состоит из мясца и крови, и мы по-прежнему можем любить и сопереживать. Какое сладостное ощущение быть человеком, братцы.
Более того, музыка аниме аналогично хаотична - то вы попали в театр эччи-абсурда (не хватает только Карамельдансена), а то и в филармонию. На экране могут умирать люди, а вам будет хотеться плакать от красоты и нежности мелодии. Что за чудная несправедливость. Некоторым композициям (великолепной Maarui Otsuki-sama, например) вообще место, казалось бы, не в этой андроидно-философской кантате из гнезда разврата, а в эдакой макото-синкаевской симфонии бесконечности.
Ан нет, все на своём месте. Пусть графика и тошнотворна для начала 21го века (даже в лихие 90е не отрисовывали столь ужасно! ), но хотя бы музыка - ставит всё на свои места, приводит душу в соответствие с телом, и делает мир вокруг таким поразительно логичным, простым и прекрасным. Мир, где тебе приходится отвечать за себя и за других, защищать и делать прочие сложные телодвижения - но они больше не кажутся из рук вон сложными и невозможными.
Такой наивный, в чём-то - мелочный, а в где-то - глубоководный, Махороматик упорядочивает мироздание. И даже - вот уж чего не ожидаешь от Гайнакса, дарует надежду на хэппи-энд. Гайнакс - и хэппи-энд? Ну да. Поразительно. Всё будет хорошо? - Всё будет отлично!
И под конец уже утираешь скупые мужицкие слёзки и подпеваешь Эми Макдональд: I’am the light in the dark I’am the march I’am the spark Don’t worry I’m ok now
|