Когда первый сезон франшизы получает оценку 9, 1, а второй 8, 1 невольно начинаешь подозревать что, что-то тут не так. То ли серия скатилась в УГ. То ли фанаты ведут себя неадекватно. Я лично оцениваю оба сезона на 8, 6 – как раз среднее арифметическое между оценками. И если первый сезон я ругал, то второй мне придется защищать.
Итак, что мы имеем во втором сезоне САО? - Единый сюжет; - Фансервис; - Эпичность и пафос; - Раскольникова, по совместительству альфа-самец; - Раскольникова, по совместительству бабу; - Нераскольникова (убивает, но не раскаивается); - Мечника (его секрет узнайте сами); - Ну и чуть не забыл - ММО.
Но хотел бы я поговорить не о сюжете, сражениях или фансервисе, а о подтексте происходящего. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - такое ощущение, что это главный вопрос, который мучает героев САО в первой арке второго сезона. Чтобы понять почему, необходимо обратиться к важному событию, случившемуся после поражения Японии во второй мировой войне. Стремясь уничтожить японский милитаризм, командующий Союзными оккупационными войсками в Японии Дуглас Макартур приказал изъять и уничтожить все самурайские мечи. С тех пор у бедных японцев произошел срыв шаблона. С одной стороны, в их генах продолжает жить самурайский дух. С другой, они насквозь пропитались пацифизмом и ненавистью к войне, оружию и убийствам. Пропитались настолько сильно, что маленькой японской девочке, ни при каких обстоятельствах, нельзя убить преступника. Даже если он уже укокошил одного человека и собирается пристрелить мать ребенка. А если девочка все-таки взяла в руки оружие – она должна быть готова стать изгоем, которого, как минимум, до окончания школы будут клеймить убийцей. Да что говорить – собственная мать, которая, казалось бы, должна была поддержать свое дитя, будет смотреть на ребенка, как на монстра. Русские во второй мировой войне выиграли, поэтому такой хренью не страдают и терзания юной девушки не понимают. В отличие от своей землячки, Кирито, взяв в руки меч, обрел самурайский дух и поэтому тоже не стал грузиться по поводу убитых им людей. Поспешный вывод, который он сделал еще во времена Айнкрада – у мертвых нет имен. Осознание того, что нельзя равнодушно относиться к убийствам даже злодеев, а все поступки, совершенные в игре, могут аукнуться и в реальности, приходят к джедаю не сразу. Но зато, как приходят, то сразу повергают в шок. Попытка вспомнить ник – это не только стремление к победе в противостоянии, но и попытка обрести человечность. Это может и иррационально, но как пел Высоцкий: «И хотя мы живыми до конца долетели, Жжет нас память и мучает совесть, у кого, у кого они есть»
Впрочем, убийства - не единственный повод для мучений героев аниме. Вторая проблема, которая мучает их, хорошо сформулирована в фильме «Куда приводят мечты?»: «- Если ты потеряешь ногу или руку, то ты перестанешь быть собой? - Нет. - Тогда что ты? - Наверное, мозг. - А чем мозг отличается от руки или ноги?» В аниме обычно отвечают, что Асуна – это Асуна, а Сино – это Сино. Однако в САО такое не прокатит, поскольку вопрос звучит сложнее: а где человек настоящий? В реальной жизни или в ММО? Ведь на самом деле мы везде разные: одними мы предстаем на работе, другими – в семье, третьими – перед друзьями, четвертыми – в игре. И если у Юки выбора как такого нет, то вот Сино и Асуна разрываются между двумя личностями и двумя мирами. Только Кирито не разрывается. Он еще в первом сезоне сказал, что если он сейчас оказался в САО, то для него САО и является реальностью. После чего продолжил беззаботно лежать на травке. «Он тот, кому погибель не дана, Кто, встретив смерть, в смущеньи клонит взоры, Кто видит сны и помнит имена». В общем, к чему я это? А к тому, что САО не такая пустышка, как ее некоторые видят. Другое дело, что шедевром ее тоже не назвать, да и некоторые сюжетные повороты чувствуются за километры. Но главное не это. Главное, что аниме оставляет приятные ощущения после просмотра. А не это ли основный критерий для оценки? Поэтому не верьте тем, кто назвал второй сезон САО провалом. Это хорошее аниме, заслуживающее просмотра. Особенно, на фоне того, что последние года три выходило на экраны Японии.
+6
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
Насчёт того, что что-то не так: это, безусловно, имеет место, ибо если довольно примитивный, особенно в обточенной экранизационной версии, Айнкрад можно воспринимать с типовым подходом к шаблонному видеопродукту, то с GGO и далее, где задействованы чисто японские тонкости, надо подходить уже с несколько иным багажом знаний. Ну и масштабные реалтаймовые сюжеты (ALO и GGO) - они плохо ложатся на сериальный формат, что тоже не идёт в плюс восприятию.
С пониманием смысла Калибра (доп. история восьмого тома) всё печально потому, что оный практически лишился всей свой предыстории, начатой ещё в третьем томе ранобэ, с упоминания Экскалибра перед дуэлью с генералом саламандров, а потом, в четвёртом томе была огромная глава, кою из первого сезона вырезали, а во втором впихнули в минуту флэшбэка. Хотя, впрочем, Калибр - именно что заглушка, завершающая и объединяющая всё то, что не нужно было тащить в события огромной арки Алисизация, начатой в 9-ом томе и, по состоянию на конец 15-го, ещё на 2-3 тома вполне выглядит.
Арка Rosario - она вообще глубоко японская (хотя знакомым с классическими семейными мотивами вполне понятна), да и наблюдается внезапная смена центрального персонажа, так что не удивительно, что также может не пойти. Хотя о этой арке положительных отзывов, вроде как, больше, чем о GGO.
Правда есть некоторые нюансы, не видные из ущербности сценария анимы:
1. История с матерью Сино в ранобэ-первоисточнике куда сложнее и мрачнее. Так что её реакция объяснима более просто (с головой она давно не дружит, да и дочь для неё скорее младшая сестра, что привело к тому, что официальными опекунами Сино являются дед с бабкой) и проистекает из событий задолго до банка. Разумеется, проблемы с головой у матери не могли не сказаться и на Сино. Возможно не только наблюдаемым примером, но и генетически.
2. Насчёт того, что Кирито не грузился убитыми и погибшими по его, отчасти, вине - не совсем правда. Но, разумеется, особенной драмы небыло, да и никто там не собирался его порицать за убиение красных, что тоже важно. Наиболее занятно тут его восприятие из истории "Первый день", только вот в экранизацию она не вошла, хотя сюжет там шикарен и не исключено даже появление дефолтной, до-AI-шной Юи, до того, как эта система была заблочена.
3. САО не является пустышкой или шедевром, просто проблематика, опосля простенького и шаблонного Айнкрада, сместилась на не совсем близкие массам аниме-зрителей темы, а также картина стала слишком масштабна и неоднозначна, чтобы её можно было оценивать поверхностным взглядом. Ну а сильно напрягать мозг анимезрителям, как правило, не охота. В отличие от читателей ранобэ, которое продаётся очень и очень неплохо, да и является несколько более цельным произведением, нежели экранизация, обточенная под более широкую ЦА. Ну и, разумеется, свойство автора развешивать ружья, срабатывающие через несколько томов, оно тоже особенно доставляет, в основном, тем, кому подобные сюжетные выверты интересны сами по себе. А подобный подход требует ещё и взгляда с удаления, на котором видно всю картину сюжета. А таким отдалением не всем охота заниматься. Причём откручивать увеличение приходится чуть ли не с каждым новым томом. А порой, как это имеет место с моментами из 9-го и 15-го, приходится подгонять восприятие под то, что эти события происходили примерно одновременно, только являются взглядами с разных точек зрения.
Чего там про: единый сюжет? (3 несвязных арки) Раскольников? (не-а, разные случаи. Студен сознательно шёл на грабёж, а у этих самооборона) ММО? (не видел, лишь место действия. Сказано, но не показано)
1. Скорее две арки и один филлер) Вообще, я имел в виду, что каждая арка имеет единый сюжет, а не как в первой арке первого сезона, где было много несвязанных сюжетом серий. 2. Раскольников целую философию под убийство подвел. А потом совесть замучила. Персонажей САО тоже стала мучить совесть за убийство, поэтому я и назвал их Раскольниковами. 3. Не понял вас. Нужно было процесс фарминга показать - как четыре серии подряд Кирито только и делает, что убивает кабанов, качая левел?
3. Оно всего лишь место действия. Самих игрищ и игры как таковой не было. Так можно говорить всегда: "Пандора! Ад! Рай! Токио!" Это будет лишь название декораций, а не показ сути и быта.
Только в первом случае она была в основе: играть и выживать. Тут же... очень удобный способ помещения персонажа в требуемую ситуацию и знакомства с другими людьми.
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура