World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (10)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - natalie


 Сайты (рус)
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Contributor
Le-sang
DarkRitual



вернуться на страницу аниме «Судзумэ закрывает двери» | вернуться на страницу комментариев



Shedani | СА?: 15 лет 6 месяцев | отзывов 273, их сочли полезными 1198 раз 2023.10.13

Suzume no Tojimari – очередной приключенческий полнометр Шинкая в сеттинге модерн фентези. Сюжет рассказывает о девочке Suzume, которая, как понятно из названия… закрывает двери. В общем, в разбросанных по стране развалинах стоят двери, соединяющие наш мир с миром мёртвых. В последнем обитают некие червеобразные твари, постоянно лезущие наружу и вызывающие природные катаклизмы (в частности, землетрясения). Обычно эти двери закрыты и охраняются двумя каменными статуями. Однажды по дороге в школу Сузумэ встречает Souta, путешествующего студиотика, как раз занимающегося поиском и запечатыванием таких вот дверей. Следуя за ним, девочка случайно пробуждает статую: та превращается в стрёмного глазастого кота и вскоре от души насирает за шкирку Соте – чела вселяют в… стул. Теперь от Сузумэ требуется отловить кота и заставить его вернуть Соте прежний облик, параллельно закрывая двери, по которым их каруселит ехидная животина.

Фильм чудовищно графонистый: при незамысловатых чардизайнах фоны и объекты в кадре прямо бомбически красивы. Задники просто шикарные, будто взятые из артов с danbooru, 3д конечно же есть – его традиционно применяют для машин (не уровень ufotable, но с прозрачными стёклами, нормальными тенями – объект не смотрится как бельмо на глазу на фоне рисованных задников). Небо и природа, конёк Шинкая, настолько красивы, что хоть не отлегай от принскрина и сразу на обои ставь. И это не опостылевшая ленивая копипаста Ghibli и их опостылевшего мухожука, тут фоны прямо фотографически-красивы и гипердетализированы. Анимация и операторская работа – выше всяческих похвал. Чисто американской дрисни нет, при этом персонажи очень активно двигаются, жестикулируют, меняют позы во время диалогов (не показывают чисто говорящие головы), взаимодействуют с объектами. Отдельной похвалы заслуживает «спокойная» камера – она не вертится / трясётся как полоумная (Trigger и американщина), усердно изображая движение. Очень дорогая обёртка, реально вызывающая вау-эффект. В кинотеатре небось так ваще будет отвал башки.

Ещё тут годная музыка – она часто перелезает на передний план, обращая на себя внимание, а не бренчит в стиле Ghibli где-то на фоне. Такой подход мне нравится; я бы хотел, чтобы авторы чаще так делали.

Сюжет – это и достоинство, и недостаток SnT. Как зачастую бывает в фентезийных тайтлах Шинкая, он очень увлекательный, его легко подают, а персонажи не вызывают раздражения, но! Вам ни в коем случае не следует заниматься усердным копанием в логике повествования, ибо она целиком состоит из роялей и абсурдных неочевидных ходов, плохо стыкующихся с ранее показанным лором, либо вообще лишающих смысла ранее показанные эпизоды. Чем дальше идёт повествование, тем больше у вас будет появляться вопросов. Например:

1) Говорится, что в бесконечность можно пролезть только мёртвым, но, если Сузумэ очень захочет, она туда спокойно попадает живой и даже вылезает обратно. Это было дважды. Тут можно пофантазировать, что в первом случае она была при смерти, но во втором это было не так.
2) Два каменных истукана запечатывают двери по всей Японии. Окей. Тогда почему черви продолжают лезть из дверей, буквально расположенных у этих фетишей? Допустим, стражи ослабли, тогда героям нужно вернуть стражей / укрепить их. Однако очень быстро оказывается, что дверь можно запечатать и без стража, а последний скорее регулирует толщину червя, пролезающего через щель (ууух, фекальные аллюзии). По итогу, стражи-то особо и не нужны, тем более, что они нихрена не защищают. Ещё дальше оказывается, что пробудившийся страж специально водил парочку по руинам, чтобы они позакрывали двери – получается, что от фетиша больше пользы в мобильном виде, чем в стационарном к тому же он может защитить «закрывателя»). Далее авторы заявляют, что функции стража теперь переданы Соте – его делают «стационарным», но… это не предотвращает приток каловых масс из-за рубежа. Потом Соту очеловечивают, а двух пробудившихся котов обратно делают каменными и… черви больше не лезут. Втф???? То есть буквально раньше они лезли при истуканах, а теперь не будут? Истуканы одни и те же остались!
3) Зачем нужна была вся эта профанация с «передачей» статуса защитника, если для функционирования кота это не требовалось, а целью животного было показать парочке новые двери? Кот полагал, что в виде табуретки Соте будет удобнее их закрывать? И как бы он закрывал двери, если у него каждую ночь нарастал шанс не проснуться? Если кот был не против дальше сидеть в камне, то для чего табуретил людей? Разве нельзя было просто дать адрес / координаты открытых дверей или, на худой конец, всё нормально объяснить словами?
4) Белый кот заспавнился потому, что его статую Сузумэ взяла в руки. Выходит, если его не трогать, он будет там до бесконечно лежать у двери (которая почему-то была открыта), а для пробуждения его надо потискать. Кто же мацал второго кота?
5) Нахрена чёрный кот временно зомбировал Tamaki, чтобы наговорить Сузумэ гадостей, если это потенциально сломает боевой дух закрывательнице? Да и, вообще, кот-то хороший парень – как это вяжется с его характером? + Он сам умеет разговаривать и далее никого не зомбировал ни для чего. Зачем??????
6) Если практически сразу стало ясно, что поцелуй принцессы хиляет подыхающую табуретку, неужели Соте нельзя было довести это до Сузумэ? Неужели ГГ не заметила, что мебель очухивается сразу после лобзания?
7) Может надо было с червями бороться, а не с дверями?

Ещё авторы конкретно так зафейлили тему со стражами. Когда выяснилось, что эту функцию передали стулу, так и просилось развитие, что прошлыми стражами тоже были люди, но по такому пути авторы решили не идти и оставили абстрактных котов. Хотя, при желании можно пофантазировать, что в какой-то момент позапрошлые стражи воткнули закрывателей в котов, тайтл никаких подтверждений этой версии не дал.

Не очень понравилась и резкая эскалация в последней пятой тайтла. Сама идея помещения спермобака в стул мне нравится – это оригинально + так он меньше мозолит глаза и не отбирает экранное время у главной героини. Единственно, упоротое стадо поражало реакцией на бегающую табуретку – будто аниме никогда не смотрели и не в Японии живут. То есть автомат по продаже юзанных трусов ни у кого восхищения не вызывает, а бегающий стул провоцирует безумный ажиотаж… Что с этими людьми? Что интересно, на кота эти боты реагировали в столь же странной манере – как будто он единственный кот на всю страну. Так вот, авторы вначале показывают, что Сота потихоньку растворяется в стуле (особенно в ночное время – странно, что для диалогов стулу не требуется рот, но сон вот требуется), что намекает на необходимость натянуть кота и заставить его вернуть парню прежний облик. Тем более, что, как выясняется позже, ему был передан статус стража. (При этом коту засос для пробуждения не требовался! [Кто же тогда засасывал чёрного кота???]) Так вот, из happy-go-lucky побегушек с табуреткой за котом-мутантом, тайтл резко переходит в режим «Сота не хочет умирать, он хочет жить, он застрял на том свете, поэтому Сузумэ надо отправиться в мир мёртвых и потенциально сдохнуть ради его спасения». И всё бы хорошо, но на примере кота мы видим, что «отморозок» не умрёт, а ещё ранее было сказано, что зайти в вечность нельзя (и у Сузумэ это не получалось). При большом желании, я бы смог себе придумать оправдание этого хода, но всё же мне он показался притянутым за уши ради малоуместной драмы и икшончика.

Вообще, как я заметил, режиссёрам-полнометражникам частенько бывает тяжело ровно закончить своё поделие. Их прямо-таки тянет накрутить пафос и эпичных замесов (Хосода, Отомо, Шинкаи, отчасти Миязаки), либо дать резко по тормозам и перейти к бесконечному ротированию и раздуванию из мухи слона (Миязаки, Ошии, другие авторы Ghibli).

Также хочется пнуть подобные сюжеты за то, что вроде бы проработанная и прикольная главгероиня быстро становится из ведущего за собой сюжет персонажа в ВЕДОМУЮ сюжетом. Она не преследует какие-то собственные цели и не пытается реализовать себя, а просто плывёт по потоку словно пёсик, дёргаемый за поводок либо червём, либо котом.

Впрочем, эти придирки не затмевают остальных громадных достоинств произведения. В первую очередь это «семейный развлекательный контент», продукт, который можно показать далёким от аниме киносекам, родителям. Здесь нет «японщины» и откровенного кринжа, это добротный продукт с увлекательными приключениями, понятным каждому юмором и подачей, не клонящей в сон. Так, герои постоянно меняют локации, путешествуют пешком, на корабле, поезде, машине; знакомятся с новыми людьми, демонстрируют зрителям красоты Японии. Все встречные (работница забегаловки, тётка из кабаре, сокурсник Соты, его дед) – добрые и адекватные. Встреча с ними не приводит к банальным тропам в стиле «обокрали / подставили / развели», что мне очень понравилось. Также порадовало, что авторы разбавили фентезийную часть сюжета показом поездок на транспорте, работой в кафе, высиживанием глистов, словом, сценарий не замыкается на единственной фишке с экзорцизмом. Автопутешествие так вообще просто чудо: герои бесконечно срутся, никто никого не слушает, каждый делает, что хочет – такой себе милый семейный сумбур. Сцены экшена лаконичны, красивы и хорошо поставлены с точки зрения «операторской работы». Враг в данном случае – просто феномен, поэтому с идеологической точки зрения замесы особого интереса не представляют, зато с стороны визуала – совершенно другое дело. Всё-таки последние фильмы Шинкая – это больше про пищу для глаз, чем для души. Такие себе краткие графонистые заряды позитива. За рвущими на куски чувствами всё же надо идти не сюда.

Фильм идёт два часа, но за это время авторы успели достаточно рассказать о своих персонажах, коих тут, кстати, не так уж и мало: скажем, про Тамаки явно дали понять, что по ней сохнет подчинённый, что она слишком рано отсекла свои собственные отношения в пользу ухода за личинкой сестры. Даже показалось, что между ней и Томоей могло бы что-то получиться. Прикольно показали Chika и Rumi – у обеих вроде бы не котирующиеся нынче профессии, простые, но незаменимые. В этом плане мне очень нравится «деревенский» дух шинкаевских работ: он показывают быт простых людей, их вполне хороший уровень жизни. В конце концов приятно видеть, что условные сапожник или официантка не подыхают с голода за 20 тысяч ржублей в месяц. Студент Томоя вроде кажется поначалу раздражающим нуворишем, но вскоре мы узнаём, что его вычурный кабриолет – БУшный хлам, купленный для понтов, а сам он вполне добрый и коммуникабельный малый. Да и оказывается, что не Сота ему должен, а наоборот (можно даже догадаться, на что одалживались деньги). Сузумэ – образчик самостоятельного, ответственного, целеустремлённого и доброго человека, проявляющего эмпатию к окружающим и получающего добро в ответ. Когда возникает проблема, девочка не бежит что-то требовать от окружающих как образцовая жуэнчина, а берёт всё свои руки, решает вопросы. В этом плане японцы молодцы, у них всегда получаются отличные женские персонажи – и женственные, и, одновременно, мужественные, смелые, не боящиеся сунуть руку в огонь. Прекрасный пример для подражания на фоне бесконечных телесериалов про уличное ботоксных ТП, подкладок под богачей, быдло и следаков. Единственный слабо раскрытый персонаж, как ни странно, виновник торжества, Сота. Мне показалось, маловато уделили ему внимания, особенно в том, что касается его секретной профессии и семьи. Тема с вселением в табуретку несколько убила его персонажа – у табуретки ведь нет лица, а эмоции мы слышим только по голосу. В общем, персонажи настолько мне понравились, что я бы с удовольствием посмотрел про них продолжение или небольшой сериал.

Доступные русикоозвучки совершенно богомерзкие, с режущими бензопилой по ушам женскими голосами. Учитывая, что в тайтле много орут и ахают, и делает это в основном Сузумэ, слушать кривляния отечественных мэтров индустрии становится невыносимо. Благо есть сабы и оригинальная озвучка – лучше смотрите так, сбережёте здоровье.

Итого, отличный полнометр на вечерок, без излишних претензий на гениальность, но до жути красивый, динамичный, весёлый. 6 баллов из 7, настоятельно рекомендую к просмотру.


+3Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура