Аниме зачастую работает по принципу экскурсии, во время которой зрителя ведут по определенному маршруту, делая акценты на особо выдающихся местах. Если впереди драматический момент, нам дают бинокль и показывают куда смотреть, дабы максимально разглядеть и прочувствовать. Если впереди аттракционы, нам дают билет на самый интересный. Это вполне стандартный подход, при котором зритель может уловить основную суть и ничего не упустить. Но что делать, если зритель вдруг оказывается один, без гида и намеченного маршрута? Именно такие ощущения у меня возникали при просмотре 86. Уже свыкнувшись с типичным подходом, я всё ждал, когда мне дадут бинокль и поведут смотреть. Но не успел я опомниться, как оказался в парке один и бинокля при себе у меня не было. Так я и пропустил первые элементы драмы.
Драму можно условно разделить на два типа по вектору действия - направленная на зрителя и сюжетообразующая. Первый тип рассчитан на максимальное воздействие на зрителя. Порой она не всегда удачно вплетается в сюжетную линию, но таргетное воздействие это компенсирует. Второму типу драмы зачастую плевать на зрителя, и она используется для развития сюжета, посредством которого и действует. Все мы знакомы с Атакой Титанов, вот там преобладает первый тип, который несётся на зрителя словно паровоз - многие драматические моменты можно назвать буквально эмоциональным фансервисом, но в силу того, что выполнен он на уровне и гармонично вплетается в повествование, зритель в восторге. В 86 преобладает именно второй тип, который будто проходит вскользь, и у зрителя есть возможность остаться в стороне и наблюдать. Нас не будут стараться шокировать или выдавить слезу, но в один момент зритель не успеет опомниться, как начнет сопереживать главным героям.
Как для военной тематики, у аниме очень необычный привкус. В отличие большинства военных аниме тут используются другие механизмы повествования. Типично военные аниме раскрывают свою идею посредством накладывания морально-этических проблем на вооруженный конфликт сторон с разными мировоззрениями, верованиями и идеалами. И в этом есть свои плюсы - конфликту куда проще нащупать точки воздействия на зрителя, создав сильный эмоциональный отклик. Механизм, используемый в 86 не так выражен, зато работает более элегантно. Речь идёт о смещении акцента с военных действий на повседневность (в данном случае солдат) в условиях войны. Этот механизм повествования работает более плавно, из-за чего зритель довольно долго "включается". Правда, удачная комбинация хорошо раскрытого конфликта с демонстрацией повседневной жизни персонажей, волей случая втянутых в безумие войны, всё же окажется сильнее. Именно поэтому 86 не может превзойти тот же Gundam Seed - ему не хватает остроты конфликта. Справедливости ради, предпосылки для мощного конфликта есть, но их пока не особо затронули.
В кои то веки мне хочется похвалить персонажей, прежде всего за отсутствие гипервыраженых качеств, что создаёт ощущение их человечности. Тут нет ни героев в сияющих доспехах, ни пафосных страдальцев, толкающих надрывные речи, ни каменнолицых стоиков, которым все нипочём. Персонажи хоть и выглядят бодрыми ребятами, но стоит задержать взгляд чуть дольше, и зрителю откроются бескрайние просторы отчаяния, в которых они живут долгие годы. И когда зритель по эту сторону экрана действительно осознает в каком состоянии персонажи, становится не по себе.
Майор сильно выбивается из основной группы героев - ее изобразили совершенно иначе, но по-своему интересно. Вначале она предстает весьма наивной идеалисткой, при этом зритель ей всё равно сопереживает, поскольку видит её чистые мотивы. Затем её ждёт знакомство с лучшим отрядом и осознание беспомощности своих идеалов. В каком-то смысле, ей было тяжелее, чем её отряду, ведь они свою участь уже давно приняли, в то время как майору только предстоит быть перемолотой системой вместе с её идеалами и благородством. Что, кстати, в итоге пошло ей на пользу, развязав руки для куда более решительных действий. Единственное, что мне не нравится в этом персонаже - это излишняя вежливость и учтивость. Ну не будет майор использовать кэйго при общении с капитаном или лейтенантом. Особенно в Японии, где даже в повседневной жизни присутствует иерархия, что уж говорить об армии.
Странно, но такая незначительная на первый взгляд деталь, как отсутствие личной встречи майора и отряда создаёт непреодолимое желание, чтобы эта встреча состоялась. Постоянное взаимодействие по парарейду создает ощущение незавершенности их знакомства.
У Хироюки Савано редко бывают (если вообще бывают) провальные работы в качестве композитора, и “86” - не исключение. А вот его совместные треки с различными j-pop исполнителями могут быть очень разными: от превосходных до весьма скучных. Коллаборация с Laco оказалась одной из лучших на мой взгляд, и добавила в копилку Савано два трека, которые мне теперь сложно будет забыть - “The Answer” и “Hands up to the sky”.
Кому стоит это смотреть? Прежде всего тем, кто ожидал чего-то от Aldnoah.Zero, но в итоге улетел в космос на реактивной тяге, не в силах вынести безумие, происходящее на экране. Это может стать хоть и запоздалой, но всё же реабилитацией вашей веры в жанр. И, несмотря на соседствующие места в рейтинге, разница в персонажах, качестве повествования и сюжете просто колоссальна.
8.5/10
|