World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Питер Селлерс


Имя по-английскиPeter Sellers
Дата рождения08.09.1925 г.
Дата смерти24.07.1980 г.
Полженский
Место рожденияСаутси, Великобритания
Wiki вики (en) вики (ru) вики (ja)
На английскомimdb 
На русскомozon 
Тегиактриса

Питер Селлерс занимает, вне всяких сомнений, особое место среди комедиантов, получивших международное признание и прочно обосновавшихся в мировом киноискусстве. Дело не только в том, что его творчество составило веху в истории национальной комической школы, впервые во весь голос заявившей о себе лишь в первой половине 1950-х1, с расцветом Ealing Studios и параллельно – с появлением самобытных юмористических передач на телевидении. Личность Селлерса неизменно притягивает биографов своей загадочностью и… ярко выраженным внутренним конфликтом, словно перед нами – великий трагик, всю жизнь вынужденно наступавший на горло собственной песне и изображавший шутов всех мастей и калибров. Вспомним хотя бы биографический фильм «Жизнь и смерть Питера Селлерса» /2004/, где Джеффри Раш трактовал образ знаменитого коллеги именно в таком ключе.

Урождённый Ричард Генри Селлерс, появившийся на свет 8-го сентября 1925-го года в городке Саутси графства Хэмпшир, уже в дебюте, состоявшемся в 1951-м, продекларировал, пожалуй, самую сильную сторону своего таланта, исполнив в короткометражке «Давайте сойдём с ума» (кстати, частично сочинённой лично) пять ролей. Его заметили, стали приглашать на выразительные партии со второго плана – и одна из таких, громилы Гарри в уморительных «Убийцах леди» /1955/, обратила на Селлерса повышенное внимание зрителей. Отныне он стал как бы соревноваться с не менее одарённым Алеком Гиннесом в искусстве перевоплощения, а точнее, стремительной смены комических масок. Если посмотреть, скажем, «Голую правду» /1957/ и «Самое маленькое представление на Земле» /1957/, ни за что не узнать в Сонни МакГрегори и Перси Квилле одного и того же исполнителя. Однако признание Питеру Селлерсу принесли, пожалуй, лишь сатирические ленты «Карлтон Браун, дипломат» /1959/, «Мышь, которая рычала» /1959/, а в первую очередь – «Я в порядке, Джек» /1959/, о взаимоотношениях пролетариата и капиталистов.

Таким образом, на рубеже десятилетий о феномене Питера Селлерса заговорили всерьёз – и постепенно он стал столь же неотъемлемой частью имиджа Соединённого Королевства, как Джеймс Бонд или ансамбль «Битлз». Даже в скромных партиях (вроде преподобного Джона Смоллвуда в картине «Небеса над нами!» /1963/) талант актёра несомненен. Что уж говорить о его фирменных работах? Так, во многом именно воплощение Питером, которого Стэнли Кубрик, по слухам, долго уговаривал принять приглашение и ради которого существенно расширил и усложнил по сравнению с первоисточником характер, образа богемного писателя Куильти, антипода Гумберта Гумберта и совратителя Лолиты, спасло экранизацию книги Владимира Набокова. И уж совсем без Питера Селлерса невозможно представить следующую кубриковскую постановку2. Он попеременно предстал сразу в трёх ипостасях, преобразившись до неузнаваемости3 в безвольного Президента США Меркина Маффли и его советника-учёного из числа бывших нацистов, доктора Стрейнджлава, – и как бы оставшись самим собой в обличии британского офицера Мэндрейка, пытающегося сохранить здравый смысл… Это что-то невообразимое!

Впрочем, подлинно коронной роли Питера Селлерса было суждено появиться на свет годом позже. Французский инспектор Жак Клузо, пытающийся уберечь бесценный бриллиант, поначалу задумывался как особого рода «довесок» к «звёздной» партии Дэвида Найвена – вора-джентльмена Чарльза Литтона. Вот только Селлерс без видимых усилий «затмил» коллегу, заставив публику покатываться от хохота, наблюдая за нескончаемыми эскападами незадачливого, беспросветно глупого и непомерно амбициозного блюстителя закона. Изобретательности Селлерса, хотя и высказывавшегося о Клузо не слишком лестно, хватило на целый сериал – и режиссёр Блейк Эдвардс ещё долго не хотел мириться с его уходом в иной мир, раз за разом (правда, неудачно) возрождая инспектора.

Среди других достижений Питера Селлерса, сделанных в золотой период его карьеры, я бы выделил эксцентрические фарсы «В чём дело, киска?» /1965/ и «Казино «Рояль» /1967/, ознаменовавшиеся встречами с Вуди Алленом, тогда начинающим комиком, с которым виртуоз обменялся профессиональным опытом. Не меньше эстетического удовольствия доставили такие картины, как «За Лисом» /1966/, «Вечеринка» /1968/, «В моём супе девушка» /1970/, «Убить до смерти» /1976/, неизменно поднимавшие настроение и заставлявшие поражаться умению создавать всё новые остроумные типажи. «Он не актёр – он хамелеон!», – с восторгом отозвалась о Питере Бетт Дэвис4, сама славящаяся умением создавать разительно непохожие характеры. Не удивительно, что среди преданных поклонников «звезды» были такие знаменитости, как принц Чарльз и Элвис Пресли!

Конечно, не обходилось и без удач наполовину, а то и откровенных художественных и коммерческих провалов. Часто это объясняют нервностью натуры и болезненным, непомерно раздутым самомнением, будто бы заставлявшими Питера Селлерса вмешиваться в режиссуру и выбирать несвойственные ему драматические проекты. Но ведь неутолённая жажда самореализации в данной сфере вылилась в такой уникальный опыт, как воплощение образа Чэнса Гарднера в притче «Будучи там» /1979/, увенчавшей (ещё одна и тоже, увы, нереализованная номинация на «Оскар») карьеру выдающегося артиста. Садовник, составивший представление о внешнем мире исключительно по телепрограммам и… ставший сенсацией в политическом бомонде, не случайно воспринимается посланцем из высших сфер.

Вклад Питера Селлерса в киноискусство сложно переоценить. Покинув нас, он тем не менее продолжает жить, растворившись в своих забавных персонажах и не уставая дарить радость всё новым поколениям зрителей.


__________
1 – Все-таки Чарльз Чаплин покинул родную Англию в начале карьеры и позднее воспринимался, скорее, американским (и одновременно – общечеловеческим) артистом.
2 – Странно, что номинация на премию «Оскар» не реализовалась – победителем тогда стал Рекс Харрисон.
3 – Разная манера поведения, точный грим, тщательно воссозданный акцент.
4 – См: http://www.tcm.com/this-month/article/354685%7C0/Peter-Sellers-Star-of-the-Month-.html;jsessionid=B928B949293A57E7DABBD477FF81581C.
© Евгений Нефёдов, World Art, 2011.04.01 г.








фильм
фильм «Будучи там»


фильм


фильм
фильм «Рев мыши»


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Рев мыши»


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


фильм
фильм «Рев мыши»


фильм


фильм


фильм
фильм «Рев мыши»


Роли в кино:

2021 — The Beatles: Get Back — Концерт на крыше (документальный фильм)
1993 — Хохмы Роуэна и Мартина: 35-ая годовщина
1984 — Призрак под полуденным солнцем
1982 — След Розовой Пантеры - Инспектор
1980 — Дьявольский заговор доктора Фу Манчу
1979 — Будучи там - Чэнси
1979 — Узник Зенды
1978 — Царство подарков
1978 — Месть Розовой Пантеры - Инспектор Жак
1977 — Маппет-шоу - в 1 эпизоде
— эпизод #2.19 Episode #2.19 [1977.12.06]
1976 — Розовая пантера наносит ответный удар - Инспектор Жак
1976 — Ужин с убийством
1975 — Возвращение Розовой Пантеры - Инспектор Жак
1975 — Мягкие постели, жёсткие сражения
1975 — Великий МакГонэнэлл
1973 — Оптимисты
1973 — Бункер
1972 — Приключения Алисы в Стране чудес
1972 — Где болит?
1971 — Хоффман
1970 — Эй! В моем супе девушка
1970 — Саймон, саймон
1970 — День на пляже
1969 — Волшебный христианин
1968 — Вечеринка - В. Бакши
1968 — Я люблю тебя, Элис Б. Токлас!
1967 — Бобо
1967 — Казино «Рояль» - Джеймс Бонд, агент 007
1967 — Семь раз женщина
1966 — Не тот ящик
1966 — Охота на лиса
1965 — Что нового, киска?
1965 — Птицы, пчёлы и аисты
1964 — Выстрел в темноте - Жак
1964 — Мир Хенри Ориента
1964 — Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу - капитан Лайонел Мандрейк / Президент Меркин Маффли / доктор Стрейнджлав 8.3/10 (106)
1964 — Песнь для другого Рождества
1963 — Небеса над нами!
1963 — Правосудие в ненадежных руках
1963 — Розовая пантера - Инспектор Жак 7.5/10 (18)
1962 — Защита по назначению
1962 — Вальс тореадоров
1962 — Только для двоих
1962 — Дорога на Гонг Конг
1962 — Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм
1962 — Дело о маккинесской боевой трубе
1962 — Лолита 7.8/10 (27)
1961 — Мистер Топаз
1960 — Подкоп в обе стороны
1960 — Не отпускай!
1960 — Миллионеры
1960 — Битва полов
1959 — Всё в порядке, Джек!
1959 — Рев мыши
1959 — Карлтон Браун, дипломат
1958 — Шоу 8-го апреля (семь дней ранее)
1958 — Мальчик с пальчик
1958 — Вверх по течению
1957 — Голая правда
1957 — Самое маленькое представление на Земле
1957 — Бессонница Вам полезна
1956 — Человек, которого никогда не было
1955 — Убийцы леди - Гарри
1955 — Джон и Джули
1954 — Приказ есть приказ
1953 — Наша девушка
1952 — Тайна секретного подразделения Z
1951 — Это кинематограф
1951 — Пенни направляется в рай
1951 — Давайте сойдём с ума
1950 — Черная роза

Режиссер в кино:

1980 — Дьявольский заговор доктора Фу Манчу
1962 — Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм
1961 — Мистер Топаз

Сценарий/идея в кино:

1969 — Волшебный христианин
1967 — Казино «Рояль»
1962 — Дело о маккинесской боевой трубе
1962 — Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм
1951 — Давайте сойдём с ума

Продюсер в кино:

1962 — Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм

Другие роли в кино:

1962 — Бегущий, прыгающий и стоящий на месте фильм - монтаж




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура