|
| | |
всего сделано правок - 95, последняя: 2025.02.05
| | | Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу
Названия | | Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb / A Delicate Balance of Terror / Dr. Strangelove / Edge of Doom |
Названия (рус.) | | Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу / Доктор Стрейнджлав / Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу |
Первый показ | | 1964.01.29 (США) |
Проголосовало | | 105 чел. | |  |
|
|
Президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс) в ужасе узнаёт, что генерал Джек Д. Риппер (Стерлинг Хейден), командующий базой стратегических бомбардировщиков B-52, несущих ядерные заряды, благословил своих подчинённых на уничтожение «комми» в их логове. Мечущийся, преодолевая собственное бессилие, в надежде решить возникшую «a little problem», Маффли созывает экстренное совещание, обратившись с мольбой к лучшим генералам во главе с «Баком» Таргидсоном (Джордж К. Скотт) и советнику по вооружениям – гениальному учёному доктору Стрейнджлаву (вновь Селлерс)… |
© Евгений Нефёдов, 2006.08.27 | Авторская оценка: 10/10 |
И по сей день не улетучивающаяся актуальность фильма, достойного звания лучшего (наряду с «Великим диктатором») экранного образца сатиры, обусловлена прежде всего точностью и доскональностью кубриковского прогноза-диагноза того, как будут развиваться события при определённом, отнюдь не фантастическом стечении обстоятельств. Не благодаря, но как бы даже вопреки манере «суперчёрного юмора», избранной режиссёром, в мрачных красках живописующим преступную растерянность лидеров сверхдержав, чья реакция видится почти запротоколированной. Вовсе не случаен тот факт, что Кубрик привлёк к сотворчеству бывшего офицера НАТО, адаптировав (вместе с юмористом Саузерном) его роман «Красная тревога». И не меньше «черпал вдохновение» в книгах Германа Кана, идеолога термоядерной политики, и оптимиста «до мозга костей» Дейла Карнеги, в ряде иных сборников документов, научных и публицистических статей.
Поражаешься тому, как художественная модель, ограниченная полутора часами экранного времени, смогла вобрать весь комплекс вопросов, сопутствовавших «проблеме № 1» второй половины XX века. Зловещий «Джек-потрошитель» (что как раз означает фамилия) в генеральском мундире лишается рассудка, поверив, что коммунисты отравляют «чистоту и сущность наших жизненных соков», – и, по свидетельству Роджера Эберта, эта бредовая идея была широко распространена в 1950-е. Тотальная шпиономания нашла отражение в образе вспыльчивого посла де Садеского, действительно нашпигованного фотоаппаратами и запечатлевающего на плёнку всё, что попадается на глаза. Фанатичный Риппер искренне убеждён, что со времён Клемансо ситуация изменилась кардинально – и война стала столь важным делом, что её нельзя доверять политикам. Доктор Стрейнджлав, полусумасшедший учёный, прикованный к автоматическому инвалидному креслу и с трудом подавляющий свою истинную сущность (проскальзывающие оговорки «O, mein Furer» и самопроизвольно выбрасываемая правая рука, хотя уже характерный немецкий акцент выдаёт его нацистское прошлое), воспринимается истинным провидцем, лучше прочих разбирающимся в тонкостях современной милитаристской политики. И так далее…
Если же чуть отвлечься от ёмкого содержания фильма, обращаешь внимание на одну интересную особенность ленты: глобальность режиссёрского мышления прекрасно согласуется с некоторой аскетичностью в изобразительных средствах. В первую очередь это относится к использованию всего четырёх декораций, тем не менее позволивших создать точнейший образ американского «дома, где разбиваются сердца», почти как у Бернарда Шоу. И, конечно, не может не поразить система работы режиссёра с актёрами, прежде всего – с Селлерсом, настоящим гением лицедейства, демонстрирующим полное внешнее и, кажется, внутреннее перевоплощение в таких непохожих персонажей, как Стрейнджлав, Маффли и капитан Мандрейк, для образа которого актёр отказался от грима, прибегнув к приёмам психологически нюансированной игры, даже в пределах кадра совмещая комические и трагические нотки.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Честно скажу, посмотрел этот фильм только ради "крутости". Видел его в списке "100 лучших фильмов всех времён", а через некоторое время смог выкачать бесплатно из сети. Как и многие (но далеко не все) фильмы из вышеупомянутого списка, фильм вызвал ассоциацию с ископаемым каменным топором. И то и другое может удивить лишь в контексте "вау, в те времена тоже так умели! ". Сейчас фильм практически утратил актуальность. Темы ядерной войны с тех пор по сто раз были обсосаны в десятках фантастических картин, игр, книг. Полагаю, DS был в своё время эдакой сатирой "на злобу дня", для психологической разрядки. Сейчас он уже не кажется смешным и остроумным, потому что холодная война закончилась и паранои по поводу ядерной зимы существенно поубавилось. |
Фильм действительно является шедевром, а не только "называется" им в списках лучших фильмов. И восхищение только усиливается пониманием того, что этот фильм был снят аж в 1964 году. Реалистичность картины подчеркивает безумие происходящего, Кубрик великолепен. Мало над каким фильмом можно так посмеяться. Вместе с тем, посмотрел недавно Fail-Safe, выпущенную той же студией и в том же году, на несколько месяцев позже, и впечатление несколько изменилось. Эти два фильма отражают совершенно разные подходы к проблеме челоечества. Когда у Кубрика безумие начинается с человеческого фактора и продолжается в лице самого заглавного героя, то у Люмета акценты расставлены на ответственность человека, и безумие состоит в самой ситуации, в зависимости от не просто ненадежных, но и толком неизвестных приборов. Конечно, понятно, почему фильм Люмета провалился, ведь после Стрейнджлава невозможно, думаю, было воспринимать всерьез такую своеобразную альтернативную версию.
|
прекрасный фильм! потрясающая игра актеров: Селлерс хорош, изумителен и прекрасен, но говорить только о нем, значит умолчать об игре актеров, его окружающих. Между тем, они достойны лестных слов в той же мере, что и Селлерс. Они живут перед камерой, которая строгой рукой невидмого нам "дирижера" искусно выстраивает каждый кадр и каждую сцену. Операторская работа, работа со светом, движение камеры в каждом плане и (что я особо отметил) сцены боя, снятые как нам кажется с руки на "длинный фокус" (что еще можно увидеть в "Цельнометаллической оболочке"), как образец стилизации под документальную съемку, достойны восхищения. Не скажу ничего нового, если назову сцену беседы президентов гениальной. Очень понравилось. Очень. Могу только рекомендовать!
|
Фильм во многом комедия конечно, причем практически каждый персонаж вызывает улыбку, как президент, бравирующий генерал, собственно доктор (в честь которого назван фильм), типично русский посол, так и верующий в бредовые конспирологические теории генерал Джэк Риппер, лётчик, одевший ковбойскую шляпу. В общем если смотреть на фильм с такой стороны, то всё кажется абсолютным фарсом: нелепые разговоры, поведение персонажей. Однако безусловно всё что показал нам Кубрик к реальности весьма и весьма приближенно, поэтому представляет своего рода сатиру на реально существующее положение вещей. Фактически фильм построен по принципу "А что, если? ", то есть показано неудачное стечение обстоятельств, которое и приводит в итоге к страшной трагедии. Меня кстати самого такой вопрос всегда интересовал:"насколько надежна система направления ядерных ударов и почему появление в рядах армии и правительства людей, подобных Риперу, не может обеспечить начало ядерной войны? " Отдельно хочется выделить кульминационную сцену в самолёте, которая построена так, что зритель начинает сопереживать пилоту, хотя подвиг совершаемый им приводит к столь нежелательным последствиям. В общем-то вот такая интересная трагикомедия получилась в данном случае у режиссёра. 10/10
|
| | |