|
| | |
всего сделано правок - 74, последняя: 2023.01.12
| | | Будучи там
Первый показ | | 1979.12.19 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 5 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Чэнси (Питер Селлерс) всю жизнь трудился садовником в частном доме и получил представления об окружающем мире исключительно из телевизионных передач. Неожиданная смерть хозяина, называемого просто «стариком», приводит к тому, что бедный и наивный работник оказывается на улице. Однако волею судеб Чэнси становится гостем в роскошном особняке одного из самых влиятельных людей страны, произведя сильное впечатление добротой и мудростью и на самого престарелого Бенджамина Тёрнбалла Рэнда (Мелвин Дуглас, премия «Оскар»), и на его супругу Ив (Ширли МакЛейн), и даже – на Президента США (Джек Уорден). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.11.13 | Авторская оценка: 8/10 |
Есть своя высокая справедливость в том, что этот фильм появился на свет стараниями Питера Селлерса, сумевшего легко убедить писателя Ежи Косинского в том, что он является идеальным кандидатом на роль Чэнси, но столкнувшегося с непробиваемым скепсисом голливудских студий. Лишь зрительский успех новых комедий из цикла про Розовую пантеру подвигнул продюсеров запустить проект в реализацию… Если принять во внимание упомянутые обстоятельства, уже не станешь упрекать в тщеславии великого комика, возмутившегося поступком режиссёра, который без согласования использовал в качестве фона для финальных титров нарезку из неудачных дублей1. По мнению Питера, подобный демарш стоил ему премии «Оскар»2, поскольку разрушил атмосферу, с такой бережностью и любовью поддерживавшуюся на протяжении всего повествования…
Впрочем, всё это уже не имеет особого значения – хотя бы потому, что картина Хэла Эшби стала, по всеобщему признанию, наивысшим достижением Селлерса за последние годы, если не за всю долгую и насыщенную карьеру. Запоздало выяснилось, что он обладал не только уникальным талантом эксцентрика и редкостным даром перевоплощения. Чэнси производит впечатление чуть ли не посланника далёкой цивилизации, взирающего на людское общество чистым, незамутнённым взглядом, и его шествие по улицам, эскалатору метрополитена и автострадам Вашингтона не случайно воспринимается3 величественной Космической Одиссеей – пусть и в миниатюре. Будучи там… Марксова максима о бытии, определяющем сознание, не подвергается сомнению – лишь остроумно обыгрывается, художественно и философски осмысливается в одной из самых необычных своих вариаций. Что будет, если наложить картину мира, упорно и агрессивно навязываемую посредством телевидения, на элементарные истины, почерпнутые из непосредственного, эмпирического постижения простых, но исполненных высокой мудрости, вечных законов Природы? Косинский и Эшби не случайно проводят аналогию с неувядающим литературным памятником эпохи Просвещения, заложившей основы для глобальных метаморфоз (в первую очередь – в сфере идеологии и обработки информации) нового и новейшего времени, доказывая, что для Кандида конца XX столетия призыв «просто обрабатывать свой сад» по-прежнему остаётся актуальным. И, более того, кажется настоящим откровением даже для наиболее уважаемых, облечённых властью членов общества, начиная с главы страны. Фраза «Жизнь – это состояние ума», высеченная на монументе мистера Рэнда, замечательно характеризует тот смысл человеческого существования, который интуитивно доступен человеку-загадке с «говорящим» именем Чэнси, т.е. ‘шанс’, и… ускользает от понимания большинства современников.
Опыт картины «Будучи там» оказался исключительно полезен для кинематографа, особенно западного, даже несмотря на то, что чаще – использовался сравнительно примитивно, сводясь к поверхностной и быстро устаревающей сатире.
___________ 1 – Что, кстати, впоследствии станет распространённым приёмом. 2 – Правда, Американская киноакадемия всё же отметила авторов двумя золотыми статуэтками, и картина неплохо прошла в кинопрокате, собрав $30,18 млн. 3 – Мгновенно улавливаемая музыкальная цитата из кубриковского шедевра, хотя и носит слегка иронический оттенок, по-настоящему глубока.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |