World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Омар Шариф


Имя по-английскиOmar Sharif
Дата рождения10.04.1932 г.
Дата смерти10.07.2015 г.
Полмужской
Место рожденияАлександрия, Египет
Wiki вики (en) вики (ru)
На английскомimdb 
Тегиактер, арабы

Этого легендарного актёра знают не только люди старшего поколения, заставшие период наивысшего расцвета его популярности по всей планете, вовсе не исключая Советский Союз. И дело не в признаках несомненного возрождения кинематографической карьеры Омара Шарифа. И не в огромном количестве (свыше 100 названий!) работ. В данном случае оказалось достаточно «всего» нескольких фильмов, попавших в разряд немеркнущей классики, чтобы навсегда остаться среди кинематографических легенд. Критики, правда, никогда особо не жаловали его артистических способностей1 – но это ни в коей мере не помешало рождению феномена Шарифа, чрезвычайно интересного с разных точек зрения.

Урождённый Мишель Демитри Шальхуб появился на свет 10-го апреля 1932-го года в Александрии в семье мелкого лавочника Йозефа Шальхуба и его жены Клэр. Несмотря на ливано-сирийские корни, родители решили дать юному Мишелю католическое образование. Он окончил александрийский Колледж Виктории и физико-математический факультет Каирского университета. Получив диплом, Шальхуб пробует силы в семейном бизнесе, но тут судьба преподносит неожиданный подарок – шанс попасть в мир кинематографа. Первый же фильм, «Пылающее солнце» /1953/, приносит начинающему актёру не только признание египетских зрителей, но и любовь партнёрши по съёмочной площадке, ярчайшей «звезды» египетского экрана – Фатен Хамама (Хамамаин), на которой он женится в 1955-м и с которой проживёт вместе вплоть до 1974-го года. Поскольку супруга исповедовала ислам, Мишелю пришлось взять второе, мусульманское имя, Омар аль-Шариф – так и возник псевдоним, совсем скоро прогремевший на весь мир. Нужно ли уточнять, что на Родине он попал в число знаменитостей ещё раньше?! «Дьявол пустыни» /1954/, «Наши лучшие дни» /1955/, «Тёмные воды» /1956/, «Земля мира» /1957/ – от фильма к фильму число поклонников и поклонниц Омара всё увеличивалось. Примерно тогда же эффектного молодого актёра впервые заприметила советская публика, поскольку ленты производства Арабской Республики Египет в те годы частенько попадали на отечественные экраны. Но, пожалуй, ещё важнее, что благодаря этим, национальным кинохитам (порядка 30 в общей сложности) на Шарифа обратил внимание патриарх английского кинематографа Дэвид Лин.

Речь идёт, разумеется, о «Лоуренсе Аравийском» /1962/. Режиссёр провёл несколько лет, осуществляя постановку этого впечатляющего, глобального по мысли и эпического по охвату фильма, посвящённого непростой судьбе британского советника, пытавшегося в годы Первой мировой войны сплотить разрозненные племена бедуинов в противостоянии Турции. И если кандидатуру Питера О’Тула Лин тщательно обдумывал, то по поводу Омара Шарифа сомнений не существовало. Отчасти имело значение, естественно, точное попадание в типаж, а сегодня Шерифа Али ибн Эль-Хариша тем более сложно представить в чьём-либо ещё исполнении. Но руководство корпорации Columbia Pictures справедливо рассмотрело в нём и несомненную актёрскую харизму, и обаяние, и толику восточной таинственности, заключив многолетний эксклюзивный контракт. Впоследствии актёр не без сожалений вспоминал об этом периоде своей карьеры: «На «Коламбии» я был всего лишь товаром»2. Однако именно тогда Омару посчастливилось отметиться в очень престижных картинах. Правда, ему предлагали преимущественно масштабные исторические постановки: «Падение Римской империи» /1964/, «Чингисхан» /1965/, «Знаменитые приключения Марко Поло» /1965/. Заметно интереснее оказались роли югославского партизана Давича («Желтый «роллс-ройс» /1964/) и святого отца Франсиско – в драме Фреда Циннемана «Вот конь блед» /1964/, посвящённой гражданской войне в Испании. И вновь потребовалось уникальное дарование Дэвида Лина. Триумф «Доктора Живаго» /1964/, экранизации одноимённого романа Бориса Пастернака, был абсолютным! Абсолютным, невзирая на вполне справедливое в общем-то мнение, что актёры не слишком старались вникнуть в суть русского характера и что уж Шариф-то в заглавной роли – совершенно неубедителен…

Как бы то ни было, повторить успех оказалось непросто. Впереди ещё были, разумеется, такие запоминающиеся роли, как элегантный Ник Арнстейн, покоривший сердце «смешной девчонки», жестокий бандит Колорадо, участвующий в охоте за «золотом Маккены», один из лидеров кубинской революции Че Гевара. Но боссы киностудии, по-видимому, почувствовали исчерпанность шарифовского имиджа. И на три десятилетия актёр ушёл в самостоятельное плавание. Не сказать, чтобы за всё это время в его активе не появилось заметных произведений, увидевших свет в самых разных странах. Здесь и захватывающий французский детектив «Ограбление» /1971/, и фильм катастроф «Джаггернаут» /1974/, и уморительные комедии «Розовая пантера наносит ответный удар» /1976/ и «Совершенно секретно!» /1984/, позволившие от души посмеяться над самим собой, и экранизация/1988/ «Бесов» Фёдора Достоевского, и сказка «Похититель радуги» /1990/… Но ничего равного былым достижениям уже, к сожалению, не предвиделось. Правда, Омар не слишком расстраивался по этому поводу и параллельно посвящал время другим любимым занятиям, например, игре в бридж, о которой вёл постоянную колонку в Chicago Tribune и написал три книги.

Полноценное возвращение Омара Шарифа состоялось уже в новом столетии. Помимо появления на втором плане в дорогостоящих голливудских постановках («13-й воин», «Идальго», «10000 лет до н. э.») ему выпала честь предстать в совершенно неожиданном амплуа – в образе мосье Ибрагима, престарелого француза-мусульманина, владельца небольшого магазина. Награда на Венецианском кинофестивале и премия «Сезар» стали замечательным признанием актёрских заслуг!


__________
1 – Характерно высказывание в книге «Голливуд, 60-е годы» талантливого и, в принципе, объективного советского киноведа Ромила Соболева: «актёр, бездарный при всей своей славе».
2 – Выдержка из интервью, в 1987-м году попавшая на страницы журнала «Советский экран».
© Евгений Нефёдов, World Art, 2008.03.18 г.








фильм


фильм


фильм


фильм


фильм


Роли в кино:

2017 — Мария до Каллас (документальный фильм)
2013 — Замок в Италии
2009 — Путешественник
2009 — Последний тамплиер
2009 — Забыл тебе сказать
2008 — 10 000 лет до нашей эры - Голос за кадром 6.0/10 (88)
2008 — Хассан и Марк
2006 — Огонь в моем сердце
2006 — Ночь с королем
2006 — Десять Заповедей (документальный фильм)
2006 — Кроннпринц Рудольф
2005 — Сан-Пьетро
2005 — В поисках вечного Египта
2004 — Рай прежде, чем я умру
2004 — Идальго. Погоня в пустыне 8.1/10 (39)
2003 — Мсье Ибрагим и цветы Корана
2001 — Цензор
2001 — Шака, король залусов: Цитадель
2001 — Надзиратель
2000 — Екатерина Великая
2000 — Плохой банк
1999 — Тринадцатый воин 7.9/10 (130)
1998 — Тайны Египта (документальный фильм)
1996 — Путешествия Гулливера
1995 — Путешествие с Мартином Скорсезе в мир американского книо (документальный фильм)
1994 — Схватка со львами
1993 — Смех, игры, серьёзность и любовь
1992 — Беззаконие
1992 — Улица Паради, дом 588
1992 — Миссис Айрис едет в Париж
1991 — Полночные воспоминания
1991 — Майриг
1991 — Война на египетской земле
1990 — Радужный вор
1990 — Король Патагонии
1990 — Странствие любви
1990 — Лунные горы
1989 — Кукольник
1989 — Четыре маленьких женщины
1988 — Ключи к свободе
1988 — Синяя пирамида
1988 — Бесы
1987 — Великое воровство
1986 — Гарем
1986 — Анастасия. Загадка Анны
1985 — Грань ветра
1985 — Порочный круг
1984 — Совершенно секретно! - агент Седрик 6.7/10 (21)
1983 — Аюб
1983 — Маргтингал
1981 — Инчон
1981 — Зеленый лед
1980 — Дворец удовольствий
1980 — Балтиморская пуля
1980 — О, божественный пес! - Барт
1980 — О.Н.А. (Особо надёжный агент)
1979 — Ашанти
1979 — Кровные узы
1977 — Тайны великих пирамид (документальный фильм)
1976 — Розовая пантера наносит ответный удар
1976 — Преступление и страсть
1975 — Смешная леди
1974 — Джаггернаут
1974 — Финиковая косточка - Федор
1973 — Таинственный остров
1972 — Право любить
1971 — Взломщики
1971 — Всадники
1970 — Война крестоносцев
1970 — Трое мужчин на лошади
1969 — Че!
1969 — Золото Маккенны - Колорадо 8.1/10 (20)
1969 — Свидание
1968 — Майерлинг
1968 — Смешная девчонка - Ник Арнштейн
1967 — Жила-была...
1967 — Ночь генералов
1966 — Маки - это тоже цветы
1965 — Сказочное приключение Марко Поло
1965 — Доктор Живаго
1965 — Мамлюки
1965 — Чингиз Хан
1964 — Жёлтый роллс-ройс
1964 — Падение Римской Империи
1964 — Узри коня бледного
1962 — Лоуренс Аравийский - Шериф Али Ибн Эль Хариш 8.3/10 (44)
1961 — Река любви
1961 — Моя единственная любовь
1961 — Агония любви
1961 — Начало и конец
1961 — Мужчина в нашем доме
1961 — Я люблю своего хозяина
1960 — Это любовь
1959 — Ради женщины
1959 — Борьба на Ниле
1959 — Скандал в Замалеке
1959 — Дама из замка
1959 — Свидание с незнакомцем
1959 — Гоха
1958 — Ошибка моей любви
1958 — Скрытый берег
1958 — Завтра - нет
1957 — Земля мира
1956 — Миссия в Ливане
1956 — Тёмные воды
1955 — Наши лучшие дни
1954 — Небо ада




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура