World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Григорий Александров


Дата рождения10.01.1903 г.
Род занятийроли в кино, режиссер в кино, со-режиссер в кино, сценарий в кино

АЛЕКСАНДРОВ (настоящая фамилия — Мормоненко), Григорий Васильевич (р. 10.I.1903) советский режиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1948). Был помощником костюмера, декоратора, электротехника в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссёров Рабоче-крестьянского театра, одновременно работал в отделе искусств. С 1921 Александров — актёр Первого рабочего театра Пролеткульта в Москве. Здесь начинается его творческое содружество с С. Эйзенштейном. Александров принимает участие как актёр в спектаклях Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты» (роль Глумова), «Слышишь, Москва!», «Противогазы» (1923). В 1924 вместе с группой Эйзенштейна переходит работать в кинематограф. В фильмах «Стачка» (1925) и «Броненосец «Потёмкин» (1925) Александров выступает как актёр и сорежиссёр. Затем совместно с Эйзенштейном он пишет сценарии и ставит фильм «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929). В 1934 Александров создал фильм «Весёлые ребята».

По словам Александрова, в основе фильма, рассказывающего о талантливом пастухе, ставшем музыкантом, лежат «двенадцать музыкальных аттракционов, соединённых для связи приблизительным сюжетом». Впервые в нём раскрылось лирико-комедийное дарование Л. Орловой. Картина привлекла внимание кинематографистов, прессы и зрителей к проблемам советской кинокомедии. Фильм имел большой успех за рубежом (где демонстрировался под названием «Москва смеётся»). Чарли Чаплин писал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это — большая победа». На II МКФ в Венеции фильм получил премию за режиссуру и музыку. В последующих фильмах Александров развивает жанр музыкально-эксцентрической кинокомедии, избирая точные социальные объекты осмеяния, внося в свои фильмы элементы драматизма и патетики. Таков фильм «Цирк» (1936; Гос. пр. СССР, 1941).

Определяя замысел фильма, Александров писал о том, что он стремился отразить идею интернациональной солидарности, подчинить её раскрытию все детали картины. В основе фильма — история американской актрисы Марион Диксон, нашедшей настоящую родину в Советской стране. В фильме много эксцентрических трюков, музыкальных аттракционов, связанных с цирком, ревю, мюзик-холлом, опереттой. Все они подчинены стройной драматургии. Патетический финал закономерно вытекает из всего художественного строя картины.

Успешным шагом на пути создания советской реалистической музыкальной кинокомедии был и фильм Александрова «Волга-Волга» (1938).

Фильм посвящён народным талантам. Мягкая лирика сочетается здесь с острыми сатирическими эпизодами, бичующими бюрократизм. Александров обращается к приёмам реалистического гротеска, яркой эксцентрики. Музыка активно участвует в развитии драматургии фильма.

Принципы музыкальной кинокомедии получают дальнейшую разработку в фильмах Александрова «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Тонко чувствуя условность музыкальной кинокомедии, Александров создаёт в своих фильм своеобразный мир комедийных ситуаций и характеров, подчинённых особым законам жанра. Герои его фильмов — артисты цирка, музыканты, певцы, участники художеств, самодеятельности. Они действуют в ситуациях, позволяющих им проявить свою одарённость. Отсюда принцип построения фильмов Александрова — это комедии-обозрения, включающие ряд музыкальных номеров, связанных единым драматургическим действием. Успех фильмов Александрова, их долгая жизнь объясняются значительностью поднятых в них проблем, высоким мастерством режиссуры, народностью музыки (Дунаевский), блестящим искусством актёров, доступностью формы. В 1949 Александров поставил фильм «Встреча на Эльбе» (Гос. пр. СССР, 1950), посвященный борьбе за мир, дружбе народов, разоблачению поджигателей войны. В 1952 создал биографический фильм «Композитор Глинка», где стремился средствами кино раскрыть красоту и народность музыки Глинки, её общественное значение, глубоко национальны и характер.

На всём протяжении своего творческого пути большое внимание уделяет Александров развитию кинотехники. В поисках наиболее эффективного использования ряда технических приёмов в конце 50-х гг. он вновь обращается к жанру музыкальных обозрений и создаёт экспериментальные фильм «Человек человеку» (1958) и «Русский сувенир» (1960).

С о ч.: Будущие звуковые фильмы. Заявка, «СЭ», 1928, No 32 (совместно с С. Эйзенштейном и В. Пудовкиным); Выступление на творческой конференции (1935), в кн.: За большое киноискусство, М., 1935; Наша тема расцвет творчества, «Искусство», 1936, № 7; Кино будущего, «ИК», 1941, № 2; О «Концерте-вальсе» и киноконцерте вообще, «Кино», 1941, № 11; (Выступление на творч. совещ. 1944 г.), в кн.: Художественная кинематография в дни Великой Отечественной войны, М., 1944; Композитор Глинка. Киносценарий, «ИК», 1952, № 10, отд. изд., М., 1953 (совместно с П. Павленко, Н. Тренёвой); Традиции классиков и кинокомедия, «ИК», 1955, № 1; Из воспоминаний режиссёра-ассистента, там же, 1955, № 12; Вступит, статья, в кн.: С а д у л ь Ж., Жизнь Чарли, М., 1955; Закончим этот труд!, «ИК», 1957, № 5 (совместно с Э. Тиссэ). Протазанов-комедиограф, в кн.: Яков Протазанов, М., 1957; Октябрь (сценарий), «ИК», 1957, № 10 (совместно с Эйзенштейном); Окно, распахнутое в жизнь, «Правда», 1959, 27 авг.; Композитор, мыслящий кинематографически, «ИК», 1961, № 1.

Лит.: Янковскии М., Музыкальные комедии Г. Александрова, «ИК», 1938, № 4 — 5; Пятидесятилетие Г. В. Александрова, там же, 1953, № 4; Заславский Д., Кинокомедии Г. Александрова, в кн.: Искусство миллионов. Советское кино 1917 — 1957, М., 1958; Д у н а е в с к и и И. О., Когда режиссер ценит музыку, «ИК», 1961, № 10; Минц К., Мажор, там же, 1963, № 7.







Роли в кино:

1925 — Стачка
1925 — Броненосец «Потёмкин» 7.8/10 (60)
1925 — Броненосец «Потёмкин» 7.8/10 (60)
1922 — Доля ты русская, долюшка женская - Василий

Режиссер в кино:

1974 — Скворец и лира
1960 — Русский сувенир
1958 — Человек человеку...
1953 — Композитор Глинка
1953 — Композитор Глинка
1949 — Встреча на Эльбе
1947 — Весна
1941 — Боевой киносборник № 4
1940 — Светлый путь
1938 — Волга-Волга 7.3/10 (13)
1936 — Цирк
1934 — Весёлые ребята
1933 — Интернационал
1929 — Старое и новое

Сценарий/идея в кино:

1974 — Скворец и лира
1953 — Композитор Глинка
1947 — Весна
1941 — Боевой киносборник № 4
1938 — Волга-Волга 7.3/10 (13)
1934 — Весёлые ребята
1933 — Интернационал
1930 — Спящая красавица
1929 — Старое и новое
1928 — Девушка с далёкой реки
1927 — Октябрь
1925 — Стачка

Другие роли в кино:

1927 — Октябрь - со-режиссер
1925 — Стачка - со-режиссер
1925 — Броненосец «Потёмкин» - со-режиссер 7.8/10 (60)




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура