World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
тип аккаунта: гостевой  


 Всеволод Пудовкин


Имя по-английскиVsevolod Pudovkin
Дата рождения16.02.1893 г.
Дата смерти30.06.1953 г.
Полмужской
На английскомimdb 
На русскомkinopoisk 
Тегиактер, режиссер, сценарист, художник, работал в россии

ПУДОВКИН, Всеволод Илларионович (16.II.1893 — 30.VI.1953) советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Учился на физико-математическом факультете МГУ. Участвовал в 1-й мировой войне. Был в плену, в Германии. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу. Инициатива и разносторонняя одарённость Пудовкина сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах «В дни борьбы» (1920), «Серп и Молот» (1921), «Голод... Голод... Голод...» (1921), «Слесарь и канцлер» (1924). В фильме «Серп и Молот» (1921) сыграл первую значительную роль Андрея Краснова, батрака-красноармейца. В 1922 Пудовкин перешёл в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, играл роль авантюриста Жбана), «Луч смерти» (1925, играл роль фашиста патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова. Поиски самостоятельных путей привели Пудовкина на студию «Межрабпом-Русь», где он поставил свой первый фильм комедию «Шахматная горячка» (1925, совм. с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина. Следующая работа Пудовкина — научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926, сценарий Пудовкина), посв. учению И. Павлова об условных рефлексах — один из лучших образцов сов. научно-популярного фильма.

В 1926 Пудовкин поставил фильм «Мать»(по роману Горького) — один из шедевров советского и мирового экрана.

Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творческому содружеству)переосмыслил материалГорького,перевёл его на язык кино,сохраняя революционныйпафос и основнуютему литературногопервоисточника.Фильм отличаетсягармоничнымединством всех егокомпонентов.Каждый кадр,эпизод,каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художественную целостность.В этом фильме выявились особенности творчества Пудовкина: богатство и целенаправленность выразительныхсредств(особоезначениеприобретаютвфильме Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля,режиссёрвидитизапечатлеваетнаэкране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики. Пудовкин вместе с С. Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, новместе с тем тяготел к традициям творчества Л.Толстого,искусствуХудожественного театра с их вниманиемкчеловеку,психологии,быту.От героев фильма «Мать» шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства30-хгг.

Центральноеместов творческомнаследии Пудовкина занимаетпроблема актёравкино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверностьиестественность поведенияивладение специфическимисредствамикино, он использовал мастерствоактёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов)ив то же времяпридавалособое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформироватьтеатральнуюактёрскуютехникувкинематографическую,определялорганическуюсвязьоткрытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Пудовкина с Барановской и Баталовым высокий образец воспитания кинематографическогоактёра, сочетающего принципы «искусства переживания», сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов,явившихся ценнымвкладомвмировуютеориюкиноискусства.rnДве последующие работы Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме «Мать». Оба фильма — «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. Фильм «Конец Санкт-Петербурга» показывает приход народных масс в революцию.

Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции.

Фильм «Потомок Чингисхана» явился для Пудовкина своеобразной школой работы над этнографич.еским историческим материалом.

В центре фильма судьба бедняка, восставшего против угнетателей. Внутр. динамичность актёрского исполнения, точность психологических оттенков, экспрессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину. Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных экранах (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»). В 1949 фильм был озвучен и вторично выпущен на экран.

Появление в кино звука и поиски новых художеств, средств определили экспериментаторский характер фильмов, постановок Пудовкина в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом «Простой случай» («Очень хорошо живётся»), но попытка решить современную тему на основе т. н. «эмоционального сценария» (сценарий А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм «Дезертир» о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн — Б. Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения.

В последующие годы Пудовкин обратился к русской истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставит фильм «Минин и Пожарский» (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 — «Суворов» (оба фильма — совместно с М. Доллером). в 1946 — «Адмирал Нахимов». Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала. В фильме «Минин и Пожарский» (сценарий В. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех лет, передал героический дух народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных. Картина «Суворов» (Суворов — Н. Черкасов-Сергеев) — это фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему над ролью, и Пудовкину, великолепному педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера. Фильм «Адмирал Нахимов» (1947; Гос. пр. СССР, 1947) большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов — А. Дикий, матрос Кошка — Л. Князев, Меншиков — В. Пудовкин). На VIII МКФ в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II МКФ в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии.

Фильм «Возвращение Василия Бортникова» (1953) — последняя работа П. В основу ф. положен роман Г. Николаевой «Жатва» о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, «возвращал» советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов — Бортников, Н. Медведева — Авдотья).

В течение всей своей жизни Пудовкин не прекращал актёрскую деятельность. В фильме «Мать» он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актёрской работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме «Живой труп» (1929, по Л. Толстому). В фильме «Во имя Родины» (1943, по пьесе К. Симонова «Русские люди», режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала. Последнее актёрское выступление Пудовкина — в фильме «Иван Грозный» (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутр. глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.

Пудовкин был одним из первых теоретиков и критиков советского кино. В его теоретических трудах и выступлениях нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актёром, проблема звука в кино и другие Труды Пудовкина переведены на многие языки. Картины Пудовкина и его теоретическое наследие неизменно являются объектом внимания деятелей зарубежной кинематографии. Революционное новаторство Пудовкина оказало большое влияние на мировой кинематограф; большой идейный и художественный резонанс за рубежом имели фильмы «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Разработка Пудовкиным языка кино, проблемы типажа и киноактёра имеет и сегодня актуальное значение для мирового экрана. Пудовкин был деятельным участником общественной и политической жизни страны: членом Советского комитета защиты мира, участником международных конгрессов сторонников мира и др.







Роли в кино:

1959 — Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор - Юродивый
1947 — Адмирал Нахимов - Князь Меншиков
1944 — Иван Грозный - Никола Большой Колпак, юродивый 8.1/10 (17)
1943 — Во имя Родины - Немецкий генерал
1929 — Веселая канарейка - иллюзионист
1929 — Живой труп - Федя Протасов
1926 — Мать - Полицейский офицер
1925 — Луч смерти - Рево
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Авантюрист Жбан
1924 — Слесарь и канцлер
1921 — Голод... Голод... Голод...
1921 — Серп и Молот - Андрей Краснов
1920 — В дни борьбы

Режиссер в кино:

1953 — Возвращение Василия Бортникова
1950 — Три встречи
1947 — Адмирал Нахимов
1941 — Пир в Жирмунке
1941 — Суворов
1940 — Кино за XX лет
1939 — Минин и Пожарский
1938 — Победа
1933 — Дезертир
1932 — Простой случай
1928 — Потомок Чингисхана
1927 — Конец Санкт-Петербурга
1926 — Мать
1926 — Механика головного мозга
1925 — Шахматная горячка
1924 — Слесарь и канцлер
1921 — Голод... Голод... Голод...
1921 — Серп и Молот
1920 — В дни борьбы

Сценарий/идея в кино:

1926 — Механика головного мозга
1925 — Луч смерти
1925 — Луч смерти
1924 — Слесарь и канцлер
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1921 — Серп и Молот
1921 — Голод... Голод... Голод...
1920 — В дни борьбы

Другие роли в кино:

1925 — Луч смерти - ассистент (ассистент режиссера)
1925 — Луч смерти - художник-постановщик
1924 — Слесарь и канцлер - художник-постановщик
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - ассистент (ассистент режиссера)
1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - художник-постановщик
1921 — Серп и Молот - художник-постановщик
1921 — Голод... Голод... Голод... - художник-постановщик
1920 — В дни борьбы - художник-постановщик




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура